Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Пастыря на родину вернул Интерпол

 Фото: Светлана Холявчук/«Интерпресс» Фото: Светлана Холявчук/«Интерпресс» На днях в Россию после трехлетнего отсутствия вернулся священник Глеб Грозовский, обвиняемый в сексуальных преступлениях против несовершеннолетних. Все это время он провел в Израиле: сначала на свободе, а последние два года - в тюрьме. Грозовский до последнего надеялся получить гражданство и остаться на Святой земле, но в итоге в Тель-Авиве все же решили выдать священника Москве

Батюшке-беглецу не удалось ни убедить еврейских чиновников в своей невиновности, ни получить гражданство Израиля (его наличие исключает экстрадицию). Теперь на родине его ожидает суд - и, скорее всего, новое тюремное заключение. Аналитики надеются, что «прецедент Грозовского» в будущем поможет вернуть из Израиля на родину еще нескольких граждан, подозреваемых в педофилии. В первую очередь - учителя московской 57-й школы Бориса Меерсона, скандал вокруг которого сейчас в самом разгаре.

Глеба Грозовского передали российским силовикам 7 сентября в аэропорту Тель-Авива. Оттуда в сопровождении сотрудников ФСИН и Интерпола он обычным авиарейсом прибыл в Москву. В ближайшие дни Грозовского доставят в Петербург, где и будут судить. По мнению экспертов, приговор будет суровым: сбежав в 2013-м в Израиль из-под следствия, священник, по сути, косвенно признал свою вину.

Хороший батюшка

37-летний православный священник Глеб Грозовский окончил институт физкультуры имени Лесгафта и Петербургскую духовную семинарию. После принятия чина священника он получил приход под Петербургом, стал настоятелем храма Иоанна Воина в деревне Верево. До начала церковной карьеры Грозовский серьезно занимался футболом (в 16 лет на турнире в Германии его даже признали лучшим бомбардиром). И поддерживал давние дружеские отношения с руководством и многими футболистами петербургского «Зенита».

Грозовский был частым гостем в «Зените», ходил на футбольные матчи на «Петровский». Время от времени клуб брал его на выездные игры - в том числе для того, чтобы освятить раздевалку перед игрой.

Грозовский был частым гостем в клубе, ходил на футбольные матчи на «Петровский». Время от времени клуб брал его на выездные игры - в том числе для того, чтобы освятить раздевалку перед игрой. Официально его должность в «Зените» называлась «советник гендиректора клуба по духовно-нравственным вопросам». Опрятный, обходительный батюшка с доверительной манерой общения нравился и руководителям клуба, и футболистам, и болельщикам. Некоторые даже искренне считали, что он приносит «Зениту» удачу.

Помимо освящения успехов «Зенита», Глеб Грозовский был известен в городе как организатор православных детских лагерей и благотворительных акций для детей. Он активно работал с малолетними правонарушителями и воспитанниками детских домов. Поэтому в 2013-м, когда в СМИ попали первые шокирующие слухи о благообразном батюшке, в них никто не поверил.

Тем не менее обвинения в его адрес прозвучали более чем серьезные.

В чем обвиняют Грозовского

В июне 2013 года священник вместе со своей семьей: женой, двумя родными и двумя приемными детьми - отдыхал в Греции, на уединенном острове Кос. Там в отеле, расположенном на территории детского лагеря Православного клуба путешественников «Филадельфия», Грозовский, по версии следствия, «совершил насильственные действия сексуального характера» в отношении двух девочек 9 и 12 лет. В материалах дела - около десятка писем от родителей пострадавших детей. Два из них содержат конкретные обвинения в адрес священника.

Священник считал, что стал жертвой грязных наветов, потому что «перешел дорогу другим православным активистам и чиновникам, зарабатывавшим на детских лагерях».

Еще один зафиксированный эпизод сексуального насилия над ребенком Грозовский совершил в 2011-м, на территории православного детского лагеря на острове Коневец в Приозерском районе Ленобласти. Тогда, по данным силовиков, Грозовский поочередно вступил в сексуальную связь с несколькими детьми, не достигшими четырнадцатилетнего возраста.

Сам Глеб Грозовский в ответ на обвинения всегда заявлял: мол, это все наговоры. «У меня совершенно нормальная семья, и домогаться несовершеннолетних у меня даже в мыслях не было», - заявлял первое время священник. Он считал, что стал жертвой грязных наветов, потому что «перешел дорогу другим православным активистам и чиновникам, зарабатывавшим на детских лагерях». «В материалах дела нет ни одного доказательства моей вины. По словам самих родителей детей, следователи им угрожали, оказывали на них психологическое давление, заранее обвиняя меня во всей этой мерзости, - писал он в соцсетях. - Все православные родители -на моей стороне! Они знают, что обвинения являются прямым следствием моей твердой гражданской позиции, которую я готов отстаивать. А также защищать честь своего сана и достоинство гражданина!»

Но тучи над ним продолжали сгущаться, и решительного настроя Грозовскому хватило ненадолго. В сентябре 2013-го, проходя по делу еще в статусе свидетеля, он внезапно улетел в Израиль (в последний момент батюшка перенес дату запланированной поездки на пару дней раньше).

В ноябре 2013-го Грозовский по собственной просьбе был выведен из штата Гатчинской и Лужской епархии РПЦ на время расследования уголовного дела. А вскоре священнику запретили священнослужение до окончания расследования.

Находясь на свободе в Израиле, он некоторое время продолжал работать в «Центре здоровой молодежи» под патронажем неопятидесятнической церкви «Царство божье», занимался психологической поддержкой алкоголиков и наркоманов. Но тут благообразного батюшку вновь попутал черт: бабушка-прихожанка из семьи русских репатриантов внезапно заявила в полицию, что отец Глеб якобы домогался ее внучки. Этот случай переполнил чашу терпения израильских силовиков - в сентябре 2014-го  Грозовского взяли под стражу.

Почему следствие длилось так долго

Вообще-то Израиль обычно не выдает своих граждан по запросам других стран. Но статья, которую инкриминировали Глебу Грозовскому, была особой. Дело в том, что педофилию в Израиле относят к числу самых тяжких преступлений (там за это вполне могут дать пожизненное заключение), поэтому дело русского священника рассматривали особенно тщательно. За время нахождения в тюрьме Грозовский пытался организовать в Израиле общественную кампанию в свою защиту, доказывая, что его преследуют в России «по религиозным мотивам».

Педофилию в Израиле относят к числу самых тяжких преступлений (там за это вполне могут дать пожизненное заключение), поэтому дело русского священника рассматривали особенно тщательно.

Однако на Святой земле прекрасно знали, на каком привилегированном положении находятся в РФ и Русская православная церковь, и ее служители. Поэтому отчаянным доводам Грозовского   никто в Израиле не поверил. Единственным, кто пытался поддержать опального батюшку, стал его коллега - священник Георгий Эдельштейн, весьма известный в Израиле человек. Его сын Йоэль Эдельштейн, бывший советский диссидент, после репатриации в Израиль стал крупным политиком и ныне является спикером парламента страны. Но даже заступничество Эдельштейна-старшего Грозовскому не помогло.

Пока шло следствие, священник очень боялся возможной выдачи в Россию. По-видимому, он хорошо знал о том, какая страшная судьба ждет педофилов в наших тюрьмах. В израильской же тюрьме его заподозрили в попытке совершить самоубийство.

- Он сидит в ужасной тюрьме, вместе с опасными преступниками и палестинскими террористами, - с ужасом рассказывала его сестра Любовь. - Нравы там царят жестокие, а сокамерники понимают только язык силы. Несколько раз они пытались избить его. Однажды на брата напал заключенный огромного роста - Глеб не смог бы с ним сам справиться. Но, когда негодяй стал надвигался на него, он начал молиться - и произошло чудо. Нападавший вдруг замер, оцепенел, а на его лице возникла гримаса ужаса. Глеб в этот момент с легкостью положил его на лопатки и отошел. После этого заключенные поняли, что с Глебом лучше не связываться. Тюремщики там тоже издевались над ним: они не разрешали Глебу посещать стоматолога, когда у него болел зуб, не передавали ему одежду с воли. Но Глеб не унывает: чтобы чем-то себя занять, он стал делать четки из хлеба, нашел друзей для общения. А также написал книгу «Тюрьма обетованная» о своих приключениях, но ее у него отняли и не вернули, - сообщала Любовь Грозовская.

Вопрос о выдаче батюшки Глеба в Россию решался два года. В январе 2015-го окружной суд Иерусалима санкционировал его экстрадицию на основании Европейской конвенции о выдаче. А в феврале 2016-го это решение подтвердил Верховный суд Израиля. В мае этого года адвокат священника Хаим Айзенкот обжаловал решение об экстрадиции в Высшем суде, но жалоба была отклонена. Таким образом, выдачу батюшки в РФ удалось лишь отстрочить на несколько месяцев.

Что ждет священника дома

В России батюшку Глеба не ждет ничего хорошего. Механизм его преследования уже запущен, и полтора года, проведенные в тюрьме Израиля, суд ему, скорее всего, не зачтет в счет будущего срока. Грозовского будут судить по статье Уголовного кодекса «насильственные действия сексуального характера», которая грозит ему заключением на срок от 12 до 20 лет. Причем приговор, скорее всего, будет максимально жестким - в силу того, что в 2013-м священник сбежал из-под следствия. 

По мнению аналитиков, «прецедент Грозовского» позволяет надеяться, что Израиль может выдать России и других граждан, обвиняемых в педофилии. Например, удастся вернуть на родину преподавателя 57-й школы Бориса Меерсона, которого подозревают в «неуставных отношениях» с ученицами. Напомним, недавно уехавший в Израиль учитель истории Меерсон подозревается в том, что вступал в половую связь с учениками 10-х и 11-х классов. Сейчас в отношении Меерсона проводится следственная проверка. Но если ему предъявят обвинение, то российские силовики вполне могут начать процесс экстрадиции - по аналогии с выдачей Грозовского. Впрочем, как показала история с опальным батюшкой, этот процесс вполне может затянуться на годы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии