Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Экологи Коми не верят ликвидаторам катастрофического разлива нефти

 Фото: Иван Иванов Фото: Иван Иванов В Коми - новый виток споров об успешности мер по ликвидации последствий экологической катастрофы. Эффективны ли работы, что уже пять месяцев проводятся для уничтожения последствий огромного нефтеразлива на реке Яреге под Ухтой?

Ответ на этот вопрос принципиально разнится у министра природных ресурсов и охраны окружающее среды Коми Романа Полшведкина и активиста комитета спасения Печоры Ивана Иванова, которые на днях проинспектировали зону ЧП.

Остроты добавляет и то, что до сих пор официально не названы точные причины бедствия. Правоохранительные органы возбудили по этому факту уголовное дело, однако так и не определились с кругом подозреваемых...

Так кто же виноват?

Напомним, разлив нефтесодержащей жидкости на Яреге обнаружили в начале апреля. Как сообщил «Общественному контролю» член комитета спасения Печоры Валерий Торлопов, 8 апреля его зафиксировала комиссия администрации Ухты.

В ликвидации аварии приняли участие около трехсот человек и десятки единиц техники.

И все-таки нефть попала в реку Ухту, откуда производится водозабор для одноименного города. Городской водоканал был вынужден на какое-то время переключиться на альтернативный подземный источник. В акватории реки Ухты был введен режим чрезвычайной ситуации. По данным экологов, туда могли попасть до 100 т нефтепродуктов.

По версии Росприроднадзора по Коми, утечка нефтесодержащей жидкости произошла в результате разгерметизации трех старых скважин 1950-х годов, которые находятся около ручья Малый Войвож. Оттуда нефть притекла в реку Ярегу, а затем и в Ухту. Сейчас эти скважины никому не принадлежат, однако расположены на действующем Ярегском месторождении, где работает ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Таким образом, надзорное ведомство установило, что в действиях нефтяников усматриваются признаки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а именно - требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение.

Экологи же, внимательно обследовавшие наиболее загрязненный район, считают, что источник, скорее всего, находится на площадке нефтешахтного управления «Яреганефть», принадлежащего ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Во всяком случае, до промзоны ручей Малый Войвож не содержал в себе видимых загрязнений, зато нефтесодержащая жидкость была обнаружена на участке сразу после выхода из нее. К тому же в июне Валерий Торлопов показал журналистам две из этих трех «подозреваемых» скважин - на них не было обнаружено никаких следов фонтанирования нефти.

Министр Полшведкин на заседании правительственной комиссии заявил, что источников нынешнего загрязнения было три. Это и производственная площадка «Яреганефти», и бесхозяйственные старые скважины, и речка Чуть, где нефтяные пласты залегают неглубоко и время от времени нефть выходит на поверхность.

Вроде все по плану

Сейчас работы по рекультивации загрязненных земель и водоемов, которые проводит НШУ «Яреганефть», ведутся не так активно, как весной. В республиканском министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды корреспонденту ОК-информ сообщили, что в них задействовано 6 звеньев по 3 человека, применяется до 7 единиц техники. Уже собрано более 100 кубометров нефтесодержащей жидкости и почти 1 000 кубометров нефтезагрязненного грунта вперемешку с кустарниковой и травяной растительностью.

По словам Романа Полшведкина, предприятие выполняет поручения, данные нынешней весной правительственной республиканской комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Учтены и те рекомендации, которые вынесла Межведомственная комиссия по проверке выполнения мероприятий по безопасному пропуску весеннего половодья.

- В связи с особенностью произошедшего инцидента вносятся коррективы в план ликвидации аварийного разлива нефти, чтобы не допустить подобного загрязнения водных объектов в будущем, - сообщил министр.

В общем, как утверждает чиновник, все идет по плану. Работы в береговой зоне и акватории ручья Малый Войвож, рек Яреги и Ухты предприятие осуществляет как собственными силами и техническими средствами, так и с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО СПАСФ «Природа». Очищено несколько участков русла Малого Войвожа и Яреги общей протяженностью более 15 километров. Продолжаются работы по зачистке донных отложений в районе переезда через ручей на производственной площадке «Яреганефти», на участке от переезда до устья ручья Войвож и на участке реки Ярега до впадения в реку Ижма.

В устье Яреги установлен боновый рубеж, а в устье реки Ухты - управляемые боновые заграждения. В сентябре временные гидрозатворы планируется демонтировать, однако каскадная система защиты реки Ижма будет содержаться до полного завершения работ. Собранные отходы вывозятся на специальную площадку для дальнейшей утилизации.

Нефть осталась на дне

Впечатления Ивана Иванова, однако, не столь оптимистичны.

- На мой взгляд, «ЛУКОЙЛ» занимается донными отложениями нефти без какого-то научного обоснования, - сообщил эколог корреспонденту ОК-информ. - Нефтяники мотопомпой мутят воду и таким образом вылавливают лежащую на дне нефть. Затем ее упаковывают в мешки и увозят в Ухту и Сосногорск. Куда именно, нам так и не показали. Причем съездить туда у нас не получается уже второй раз. Поэтому у меня остались большие вопросы: куда они ее девают и как ее утилизируют?

По словам Ивана Иванова, Росприроднадзор не берет пробы донных отложений, а у «ЛУКОЙЛа» на это нет лицензии. При таком способе «тормошения» донных отложений большая часть нефти остается в воде и оседает на дне ниже по течению.

- Визуально кажется, что нефти стало меньше, - говорит общественник. - Но, когда просто палкой мутишь ил, всплывает радужная пленка. То есть нефть на дне остается, особенно ее тяжелые фракции, а сколько - никто не знает. Я считаю, что было бы лучше отсасывать ил и не промывать его, а закачивать в безопасное место и как-то обрабатывать. Хотя, понятное дело, такие работы стоят дороже.

Кроме того, предполагалось провести независимое исследование от самих источников загрязнения до места впадения реки Ижмы в Печору. Однако Росприроднадзор не брал пробы воды далее реки Ухты, которая является притоком Ижмы. Получается, что огромный водный участок этой реки, на берегах которой расположены населенные пункты, остался необследованным. Это вызывает вполне обоснованное беспокойство местных жителей. Нынешней весной они провели в райцентре митинг «За чистую Ижму», в котором потребовали «объективных письменных разъяснений причин и масштабов аварийного загрязнения рек и привлечения к ответственности руководства нефтяников, допустивших аварийный разлив».

Впрочем, ставить точку в этом вопросе еще рано. В ближайшее время часть работ по рекультивации земли и восстановлению акватории водных объектов Малый Войвож, Ярега и Ухта должна быть сдана Межведомственной республиканской комиссии. Завершить рекультивацию предполагается в сентябре 2017 года.

Фото Ивана Иванова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша и Таня, инженеры, 37 и 34 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии