Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

ЗСД идет в стыки

 Фото: Михаил Немировский Фото: Михаил Немировский «Магистраль Северной столицы» планирует за свой счет построить три новых съезда с ЗСД, в том числе развязку на Шкиперском протоке, и освободить из транспортной блокады жителей Васильевского острова. В Смольном обещают: бюджетных трат не будет, миллиардные инвестиции консорциум будет окупать самостоятельно - за счет сборов от бурно растущего автопотока

О перспективах развития Западного скоростного диаметра, который возводит и эксплуатирует консорциум «ВТБ» и «Газпромбанка», «Магистраль Северной столицы» (МСС) доложили губернатору Георгию Полтавченко на вчерашнем осмотре хода строительства центрального участка. Эту часть первой в Петербурге платной трассы, напомним, обещали сдать в эксплуатацию еще в июне 2016 года. Затем по «объективным причинам» срок был перенесен на 31 августа, а позже, как писал «Общественный контроль», и вовсе - на ноябрь. Несмотря на то что диаметр по факту уже сомкнут (чиновников и журналистов провезли вдоль по трассе от съезда на Богатырском до Канонерского острова), точную дату глава города назвать затруднился. «Как меня заверили строители, а я в последнее время в обещания строителей верю с трудом, движение будет открыто в ноябре. Не 7 ноября, конечно, но будет», - пошутил градоначальник.

В планах «МСС» - с вводом центрального участка увеличить рост автопотока по трассе на 30 - 100%. Для этого концессионер планирует строительство еще трех съездов с трассы, рассказал глава АО «ЗСД» Игорь Лукьянов. Первая развязка может появиться в Курортном районе, она подключит ЗСД к Новому шоссе в районе Белоострова. Как надеются в Смольном, развязка обеспечит вывод на ЗСД транспортных потоков из поселков Песочного, Левашово и Белоострова. Крайне заинтересованы в новом объекте и в Россетях: неподалеку строится Федеральный испытательный центр, который торжественно закладывали в 2015 году. Как говорят в КРТИ, одним из элементов будущей развязки станет путепровод через железнодорожные пути Выборгского направления, к строительству эстакады уже приступило ОАО «РЖД» в рамках программы ликвидации железнодорожных переездов.

Вторая развязка появится с учетом перспектив продолжения Шуваловского проспекта в сторону Приморского проспекта. В КРТИ уверены, что этот съезд позволит разгрузить транспортную развязку на Богатырском проспекте и подключить район «Лахта-центра» к ЗСД и тем самым существенно перераспределить транспортные потоки в Приморском районе. «Перспективная развязка обеспечит все необходимые маневры в Приморском районе, так как существующие развязки (на Богатырском и Приморском проспектах) в связи с плотной застройкой имеют ряд ограничений по организации съездов», - говорится в «дорожной карте» реализации этих развязок.

Более того, на могучие плечи концессионера, что называется, заодно могут лечь расходы на пробивку Шуваловского проспекта. Как рассказали в комитете, в данный момент ООО «Геокад» по госконтракту со смольнинской «Дирекцией транспортного строительства» разрабатывает проект перспективной пробивки Шуваловского проспекта от будущей развязки с автомобильной дорогой ЗСД до пересечения с Камышовой улицей. «Представляется целесообразным рассматривать возможность строительства продолжения Шуваловского проспекта (часть улично-дорожной сети, не являющейся автомобильной дорогой ЗСД) в рамках соглашения о ГЧП с последующей передачей построенной части в собственность Санкт-Петербурга», - говорится в «дорожной карте».

Впрочем, самая важная и, скорее всего, самая дорогая развязка появится в южной части Васильевского острова, которому, с учетом узости съезда в Адмиральском проезде и перспектив ремонта Тучкова моста, эксперты давно уже прочат транспортный коллапс.

Сам загадочный «второй съезд» то и дело возникал в информационном пространстве. О принятом решении построить второй съезд в районе Шкиперского протока рассказал в апреле 2016 года депутат ЗакСа Борис Вишневский. По его словам, начало строительства съезда в районе Шкиперского протока было запланировано на 2018 год. Однако буквально через три дня в КРТИ слова Вишневского опровергли и заявили, что данное решение еще не принято окончательно, хотя такая возможность рассматривается. В ведомстве отметили, что в ходе разработки предпроектной документации было установлено, что перспективный съезд с ЗСД упирается в объект исторического и культурного наследия федерального значения «Галерная гавань Гребного порта», а значит, строительство на этой территории невозможно. А в конце апреля глава КРТИ Сергей Харлашкин неожиданно сообщил, что развязка, для которой еще в 2013 году по заказу ведомства уже была разработана предпроектная документация, все же появится. Впрочем, конкретные сроки он тогда не называл.

Все три развязки планируется построить в рамках действующего концессионного соглашения с консорциумом банков (а конкретно - оформить допсоглашения), а это значит, что все затраты на строительство инвестор возьмет на себя.

На вчерашнем объезде в ситуацию внесли наконец ясность и успокоили островитян: съезду -  быть, хотя транспортная схема до сих пор непонятна. По словам господина Лукьянова, необходимо увязать подключение автомобильной дороги ЗСД с планами города по пробивке перспективных улиц Морская набережная и Кораблестроителей на участке от площади Европы до Шкиперского протока. В итоге съезд призван обеспечить транспортное сообщение южной части острова, минуя улично-дорожную сеть, на Наличную улицу, далее - на Большой проспект и (в перспективе) на намывные территории Основная же сложность по-прежнему связана с «Галерной гаванью»: градостроительные ограничения не дают сделать здесь полноценную пробивку улично-дорожной сети. Тут есть узкое место, где физически невозможно построить больше трех полос движения.

«Может быть, кстати, сделать тоннель?» - спросил у подчиненных губернатор.

Но тоннель не получится, объяснили градоначальнику: зона плотно окружена городской застройкой, и такой объем имущественных вопросов городу и инвестору решить не под силу. Как отметил вице-губернатор Игорь Албин, разруливать потоки в этой локации придется за счет «грамотной организации дорожного движения», хотя ни схемы, ни просто понимания, как это сделать, у города до сих пор нет.

Сейчас ежедневно по Южному и Северному участкам ЗСД проезжают 160 тысяч автомобилей. После открытия всей трассы транспортный поток увеличится как минимум на 30%.

Как рассказал журналистам вице-губернатор Игорь Албин, все три развязки планируется построить в рамках действующего концессионного соглашения с консорциумом банков (а конкретно - оформить допсоглашения), а это значит, что все затраты на строительство инвестор возьмет на себя. Стоимость строительства съездов ни власти, ни инвестор раскрыть не решились. «У нас есть экспертная оценка инвестиций, но мы ее пока не разглашаем: нет ни проекта, ни рабочей документации, ни изысканий, рано», - Игорь Албин. Но, по его словам, речь идет о сумме меньше 10 млрд рублей.

Ожидается, что бюджет в этих проектах участвовать не будет - окупать дополнительные затраты инвестор станет за счет дополнительно привлеченного трафика и собираемости на пунктах оплаты (сейчас их 16). В «МСС» прогнозирую рост числа транзакций до 70 млн в год. Сейчас ежедневно по Южному и Северному участкам ЗСД проезжают 160 тысяч автомобилей. После открытия всей трассы транспортный поток увеличится как минимум на 30%. Для упрощения платы за проезд инвестор намерен постепенно заменять транспондеры RFID-метками (более высокая дальность действия и переход на систему Free Flow, смешанную систему взимания платы).

Спрогнозировать рост окупаемости в «МСС» пока не берутся: до сих пор не разработан общий тариф для проезда по всей трассе. Его обещали представить к октябрю-ноябрю. Сейчас тариф за проезд по всему южному участку составляет 80 рублей, северному - 100 рублей. При этом внутри отдельных зон действует «усеченный» тариф. К слову, еще один пункт оплаты может появиться перед развязкой с Шуваловским. В этом случае, чтобы проехать 2,5-километровый участок от Шуваловского до Богатырского придется заплатить 15 - 20 рублей. Губернатор, выступая перед журналистами, уверил, что плата за проезд будет «приемлемой» «Есть договоренность с инвестором, что мы вместе будем принимать решение, которое устраивало бы жителей города, в том числе будем иметь в виду сложную экономическую ситуацию», - пообещал Георгий Полтавченко.

Впрочем, как уже писал «Общественный контроль», финансовая сторона вопроса инвестора не слишком тревожит: по условиям соглашения Смольный компенсирует затраты «МСС» в течение пяти лет, пока ЗСД не выйдет на самоокупаемость. Так, в 2016 году инвестор получил от налогоплательщиков 4,5 млрд рублей, в 2017-м получит 4,6 млрд, в 2018-м - более 4 млрд, еще схожую порцию - в 2019 году.

Согласно «дорожной карте» КРТИ, по первым двум развязкам смольнинское АО «ЗСД» должно разработать проектную документацию и согласовать условия допсоглашения с инвестором. Что касается съезда на Васильевском, то здесь сначала нужно провести комплекс предпроектных работ, включая разработку транспортной схемы подключения развязки к уличной сети. Проектирование развязок на Шуваловском и в Белоострове может начаться уже в следующем году, а строительные работы - осенью 2017 года. Со съездом на Васильевском сложнее - здесь нужно решать имущественные вопросы на существующей части острова, но, что более важно, строить пока просто негде: территория для западной части развязки еще не намыта. Эту развязку закончат проектировать в 2018 году, а построят, по расчетам господина Албина, всего за 2 - 3 года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антон, начальник производства, 37 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии