Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Только не смотрите вниз!

 Фото: www.lenmgt.ru Фото: www.lenmgt.ru Всемирная конференция, посвященная развитию городских подземных пространств, открылась в Петербурге на фоне фактической заморозки такого рода проектов в Северной столице. Между тем в мире говорят уже не просто об отдельных подземных сооружениях, а о строительстве целых подземных городов

15-я Всемирная конференция Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов ACUUS 2016 открылась в гостинице «Прибалтийская» достаточно пафосно. Мероприятие почтил своим присутствием губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, последние недели заметно повысивший медийную активность. Кроме того, приветствие участникам прислал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. ACUUS - это всемирное объединение специалистов в области подземного строительства, и его конференции проводятся ежегодно в разных странах.

Выставка замороженных проектов

Вход в зал, где проходили пленарные заседания, обрамляли стенды, иллюстрирующие «подземные» проекты крупнейших российских компаний отрасли. Среди них, с двух сторон от входа, было представлено сразу два проекта освоения подземного пространства Театральной площади. Оба содержали в себе наземные вестибюли метрополитена, а также автопарковки под площадью. В одном проекте было предусмотрено 530 машиномест, а в другом - более тысячи. Оба проекта так и остались на стадии предпроектных проработок, а реальная станция метро «Театральная» первое время будет вообще лишена надземного вестибюля. Выглядела ситуация неким казусом.

Видимо, похвастаться перед собравшимися больше особо было нечем, поэтому вице-губернатор перешел к перспективным направлениям развития подземных пространств, упомянув транспортно-пересадочные узлы. О них уже больше года с пафосом говорят городские чиновники, правда, самих этих узлов никто пока что в глаза не видел

В самом зале вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин пытался доказать присутствующим, что вообще-то в городе на Неве все не так уж плохо. «Одно из ключевых направлений освоения подземного пространства в Санкт-Петербурге - это строительство подземных коммуникаций и коллекторных тоннелей», - рассказывал он, подкрепляя свои слова цифрами: у «Водоканала» 7104 км водопроводных сетей, 8600 км канализационных, 270 км коллекторов. Далее вице-губернатор упомянул петербургский метрополитен - второй по величине в стране и один из крупнейших в мире (какое отношение к этим заслугам имеет приехавший в Петербург в 2014 году чиновник Игорь Слюняев, поставленный изначально заниматься ЖКХ, осталось загадкой). Общая протяженность тоннелей достигает 113 км, а глубина составляет 50-60 м, увлеченно рассказывал Игорь Албин. Станция «Адмиралтейская» вообще входит в тройку самых глубоких в мире, восхищался он. «Нам трудно соревноваться с московским мегаполисом и по финансовым возможностям, и по себестоимости строительства», - признался вице-губернатор, но заверил, что сейчас метро строится «ударными темпами».

Видимо, похвастаться перед собравшимися больше особо было нечем, поэтому вице-губернатор перешел к перспективным направлениям развития подземных пространств, упомянув транспортно-пересадочные узлы. О них уже больше года с пафосом говорят городские чиновники, правда, самих этих узлов никто пока что в глаза не видел.

В холле «Прибалтийской» разместилась выставка предприятий-участников конференции. Присутствовавшие на них специалисты на вопросы корреспондента «Общественного контроля» о новых проектах уныло отвечали: «Нет заказчиков на крупные проекты». Кто-то при этом вздыхал: «Вот при Валентине Матвиенко...» Нынешнюю администрацию города тоже можно понять. С одной стороны, экономический кризис, а с другой - стремительно надвигающийся мундиаль. Понятно, что все имеющиеся силы брошены на подготовку к большому футболу. Поклонники Мариинского театра без станции метро уж как-нибудь потерпят, а истинные болельщики нескольких матчей чемпионата - конечно же, нет.

Обидно, что многие замороженные проекты, если к ним вернутся в будущем, придется разрабатывать заново. «Спустя пять лет проект становится неактуален - появляются новые технологии, новые материалы», - говорят специалисты

Обидно, что многие замороженные проекты, если к ним вернутся в будущем, придется разрабатывать заново. «Спустя пять лет проект становится неактуален - появляются новые технологии, новые материалы», - говорят специалисты. Так, Орловский тоннель в свое время был полностью спроектирован предприятием «Ленметрогипротранс». Если его все-таки соберутся строить, придется делать все заново, признают на стенде предприятия.

Если в России в целом две беды, то в Петербурге любят называть третью - плохие грунты. Не удержался от этого в своем выступлении и Георгий Полтавченко. «Значительная часть проектов осталась на бумаге, - признал он. - Одна из причин - особенности грунтов, их высокая водонасыщенность». «И то, что у нас есть метро, кстати, самое глубокое в мире, - это настоящий подвиг, я считаю, наших метростроителей», - также не забыл отметить губернатор.

Наверное, правильно, что вскоре после своего выступления Георгий Полтавенко покинул зал, где шло заседание, и не дождался выступления президента ACUUS Димитриса Калиампакоса. Делая обзор мировых трендов освоения подземных пространств, он упомянул Амстердам, где, по его словам, сошлись два главных кошмара подземного строителя - мягкие породы и подземные воды. Тем не менее Амстердам стал одним из пионеров развития «вглубь», а объединение ACUUS зародилось именно в Голландии. «Технически у подземного строительства нет ограничений», - заявил эксперт.

Подземелья мира

Где находится самое посещаемое место в мире? - спросил у участников конференции Димитрис Калиампакос. Эйфелеву башню посещают 7 млн человек в год, стал перечислять он. Тадж-Махал - 7 - 8 млн, Ниагарский водопад - 22 млн. А станцию метро «Комсомольская» в Москве - 24 млн. Ну а рекорд принадлежит станции «Кита-Сэнжо» японского метрополитена, через которую проходят 102,6 млн человек ежегодно. Еще один яркий пример актуальности «подземного развития», который привел президент ACUUS - подсчитанные экспертами затраты, которые понесет город, если его метрополитен не будет работать всего один день. Для Нью-Йорка это 700 млн долларов.

В Сингапуре собираются строить новый город на 30 тысяч жилых домов, где все автомобильное движение будет организовано под землей. Поверхность оставлена для пешеходов и велосипедистов

Выступавшие специалисты рассказали о нескольких ярких проектах, реализованных в разных странах мира. Так, в начале нулевых в Монреале реконструировали одну из автотрасс, проходивших по центру города. Она была проложена так называемым траншейным способом, то есть находилась ниже уровня городской поверхности, но сверху была в основном открыта. Территория используется неэффективно, решили власти города и затеяли масштабную реконструкцию. Дорога была полностью закрыта, над ней появились новые здания и общественные пространства. Полезное пространство увеличилось на 40%, были организованы более удобные маршруты для пешеходов и общественного транспорта. При затратах на проект 90 млн канадских долларов (как государственных, так и частных средств), отдача через 10 лет перевалила за два миллиарда, рассказал генеральный директор Международного района Монреаля Климон Дюмэ.

Другой представленный проект, реализованный примерно в это же время в Мадриде, напротив, не принес ни цента, хотя обошелся городскому бюджету в четыре с лишним миллиарда евро, признал Глава департамента по координированию работы с администрациями Мадрида Эмилио Мартинес Видаль. Целый сектор кольцевой дороги испанской столицы убрали в систему тоннелей. И теперь там, где были многоуровневые развязки, разбиты красивые парки. Инициатором проекта стал недавно избранный мэр города. Когда все удалось построить, его переизбрали на второй срок, причем большим количеством голосов, чем раньше. Так что эффект все-таки был.

Новым лидером в области подземного строительства на данный момент имеет все шансы стать Юго-Восточная Азия. Главный инженер Агентства оборонной науки и технологий Сингапура Иньсинь Чжоу рассказал о сети тоннелей, которые уже буквально опутали это маленькое государство. Интересно, что эти сооружения в Сингапуре строят еще до основной застройки, понимая, что всю необходимую инфраструктуру не разместить на поверхности. Ну а от проектов, которыми поделился Иньсинь Чжоу, вообще захватывает дух. Например, в Сингапуре собираются строить новый город на 30 тысяч жилых домов, где все автомобильное движение будет организовано под землей. Поверхность оставлена для пешеходов и велосипедистов. В других местах проектируют гигантские подземные склады, резервуары для топлива и воды и т. п. В государстве, испытывающем дефицит площади, уже вовсю ведется вертикальное планирование.

Выбора нет?

Председатель оргкомитета ACUUS 2016, генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков Сергей Алпатов уверил корреспондента «Общественного контроля», что и наша страна неизбежно последует мировым трендам. Правда, в пример привел вновь заграницу. «Вот Финляндия - наш сосед, - говорит Сергей Алпатов. - Плотность населения там небольшая и такой уж необходимости "лезть под землю" у них нет. Но ты когда попадаешь в Хельсинки, ты иногда не поймешь, то ли ты в парковку спустился, то ли в автобусный парк, где можно сесть в междугородний автобус и куда-то уехать. Нам надо тоже стремиться к этому, и мы к этому все равно придем». К слову, в Хельсинки под ногами скальные породы - тоже тот еще подарок строителям. Однако справляются и не ищут причин не строить.

Если говорить о Петербурге, то здесь, по мнению эксперта, как раз объекты транспортной инфраструктуры могут дать толчок освоению подземного пространства. «Какая у нас проблема? У нас проблема погоды, - рассуждает Сергей Алпатов. - Значит надо делать комплексные пересадочные узлы под землей или, чтобы никого не пугать, скажем так - в закрытых объемах. Но эти объемы на поверхности, особенно в центральной части города, как правило, исчерпаны».

«Сегодня бедные туристы стоят на улице в очереди, чтобы попасть в тот же Эрмитаж, - приводит еще один пример Сергей Алпатов и вновь обращается к зарубежному опыту. - Тот же Лувр ругали за пирамиду стеклянную, но они же создали дополнительные площади. Они и еще там расширяют сооружения для людей».

Впрочем, и городское руководство дало повод для оптимизма сторонникам освоения подземных пространств Петербурга. Как заявил Игорь Албин, по инициативе Георгия Полтавченко, в рамках конференции состоится подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между ACUUS и Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. То есть, как минимум, воспринимать мировой опыт город готов. Особенно на бумаге.

Кстати

Ранее на тему освоения подземных пространств Санкт-Петербурга «Общественный контроль» пообщался с завкафедрой «Тоннели и метрополитены» Университета путей сообщения Александром Ледяевым.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии