Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Профанация агитации

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Вот и заканчивается предвыборная кампания. Подрейфовав по соцсетям, «Общественный контроль» выяснил, как их пользователи оценивают агитацию и что вообще думают о грядущих выборах

Напомним, Петербург впервые с 2003 года выбирает депутатов Госдумы и Заксобрания по смешанной избирательной системе, согласно которой одну половину парламента будут формировать депутаты, выдвинутые по партийным спискам, а вторую - самовыдвиженцы. По словам Анны Хмелевой, директора Фонда политической культуры, это повышает шансы лидеров мнений от «Справедливой России», КПРФ, ЛДПР и других партий обойти единороссов по одномандатным округам. Но общее представительство оппозиционных партий в парламенте при смешанной системе сократится.

Другое новшество нынешних выборов в том, что выбирать депутатов Госдумы будут осенью. А настроение у людей осенью лучше, чем весной, и это опять-таки плюс для действующей власти: если у народа настроение хорошее, то и к власти он претензий не предъявляет, говорит Анна Хмелева. Вот и шутки в соцсетях о том, что выборы - это не главная осенняя дилемма.

Но, безусловно, не заметить приближения Единого дня голосования невозможно из-за огромного количества агитматериалов, встречающихся на каждом шагу.

«В Петербурге предвыборная кампания носит сугубо рекламный характер - сплошная полиграфия и наружная реклама, а работы с избирателями напрямую очень мало. В Ленобласти ситуация выглядит иначе. Там кандидаты чаще работают в полях, знакомятся с электоратом», - сказала «Общественному контролю» Анна Хмелева.

Агитационной полиграфии столько, что и отношение к ней какое-то небрежное.

Некоторых пользователей соцсетей изобилие политической рекламы откровенно раздражает.

Была бы эта агитация небанальная, то, может, и народу было бы интереснее жить в эти 28 дней до голосования. Но избирателям приходится лицезреть лишь такой предвыборный креатив.

Правда, конкурентная борьба иногда все же рождает перлы.

«Такое ощущение, что мы вернулись в 90-е годы. Одни и те же слоганы, которые используются разными партиями по кругу. Как между этим что-то выбрать?», - делится своим впечатлением от предвыборной агитации директор Фонда политической культуры. По ее мнению, все довольно шаблонно - партии и кандидаты твердят о будущем, все любят президента, и нет того самого огонька.

«Именно поэтому около 20% избирателей сегодня - это так называемый брошенный электорат. Люди могут следить за публикациями так называемой внесистемной оппозиции в интернете, делать репосты на своих страницах, но на выборы они не идут, потому что у такой оппозиции нет содержательной повестки», - говорит Анна Хмелева.

Политтехнолог также отметила, что многие партии сами себе противоречат. Петербургский лидер коммунистов, к примеру, защищает интересы малого бизнеса и частной собственности. А справедливороссы, выступая за капремонт жилых домов, требует отменить взносы на их проведение. Это вводит избирателя в замешательство.

Традиционно перед выборами пользователи соцсетей вспоминают высказывание Марка Твена о том, что «если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не дали в них участвовать». Вспоминают и песню «Ленинграда» про выборы. Некоторые считают, что при таком раскладе на выборы лучше не ходить и подкрепляют свою позицию хештегом #ВыборыБезВыбора.

Но байкотирование выборов сыграет на руку правящей партии благодаря мобилизации ядерного электората, который составляет 20-25% в зависимости от региона и который не надо агитировать, чтобы приходил на голосование и ставил галочку напротив нужной партии и фамилии, объяснила Анна Хмелева.

«Если пять лет назад руководство страны ставило задачу, чтобы партия власти набрала наибольший процент голосов, то сейчас ЦИК во главе с Памфиловой делает все возможное, чтобы был легитимный результат голосования. А он возможен только при высоком уровне явки - хотя бы 45-50%. Поэтому в регионах с благоприятным для действующей власти климатом используются всевозможные “приманки” для избирателя - концерты, ярмарки, розыгрыши ценных призов. Благодаря ним на участки приходят те, кто голосует впервые», - пояснила глава Фонда политической культуры.

Именно поэтому в Самарской области, к примеру, родился проект «Выборы GO», направленный на повышение электоральной активности молодежи, в рамках которого разыгрываются поездка на двоих в Сочи, автомобиль Lada XRAY и даже квартира.

А в Курске решили, что для того, чтобы получить голоса избирателей, нужно сделать для них доброе дело в период предвыборной кампании. И ничего, что о нем просили годами. Депутат Васильев думает, что прокатит.

Выборы будут проходить 18 сентября с 8 часов утра до 8 вечера. Придя на избирательный участок, петербуржцы получат четыре бюллетеня: два по выборам в Госдуму и два - по выборам в ЗакС. В первом бюллетене будет 14 названий политических партий в том порядке, в каком определила жеребьевка Центризбиркома. Неспроста в агитационный период в соцсетях то и дело появляются какие-то цифры с хештегом #выборы. Партия власти - в теме.

Во втором бюллетене будет список одномандатников от Петербурга. Бюллетени для выборов в региональный парламент такие же, но списки партий и кандидатов по одномандатным округам - короче.

Чтобы ваш голос был учтен, необходимо поставить по одной галочке в каждом из четырех бюллетеней. Конечно, будет немало тех, кто по идейным соображениям испортит свои бюллетени. Шутники в соцсетях советует делать это красиво.

Гуляют в соцсетях и инструкции о том, что делать, если вас заставляют голосовать за определенную партию и требуют предоставить доказательства. Знающие люди советуют голосовать ниткой.

Как видим, чего-то нового и фееричного в нынешней избирательной кампании не придумано. Агитационный материал, которым заваливают электорат, в основном - ширпотреб. Да и теледебаты скучные.

Агитационные видеоролики, которые крутят по телевизору и распространяют в интернете, в большинстве своем тоже однотипные. Действительно качественные материалы - штучный товар, но он не столь заметен, потому что не тиражируется пользователями соцсетей просто так, в отличие от некачественного материала. Да и качественный люди готовы переиначивать на свой лад. Вот, например, этот кадр из видеоролика «Яблока» лег в основу множества фотожаб в твиттере.

Андрей Тихонов из Центра политического анализа объяснил, что партии и кандидаты считают, что избирателя нужно «задолбать агитацией».

«Но поскольку многие предвыборные штабы стараются распилить средства на агитацию, а за качеством агитационной продукции никто особо не следит, то на выходе получается то, что не способно вдохновить избирателя», - сказал эксперт в интервью URA.ru.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена Смирнова, Член исследовательской группы «Старые дачи», Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии