Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Поднять стандарт над полем боя

 Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Уже больше месяца профсообщество расколото внутриотраслевой борьбой за создание техкомитета по стандартизации стройматериалов. Против инициативы Росстандарта выступили все «тяжеловесы», в том числе Минстрой РФ, глава НОСТРОЙ Андрей Молчанов и НОПСМ. Сторонники создания комитета утверждают, что создадут ТК вопреки министерскому отказу

О начале формирования технического комитета по стандартизации «Строительные материалы (изделия) и конструкции» Росстандарт объявил 11 августа. По информации ведомства, в рамках деятельности комитета, инициатором создания которого выступила Национальная Ассоциация производителей панелей из ППУ «НАППАН», должны быть разработаны стандарты древесно-волокнистых и OSB плит, теплоизоляции и теплоизоляционных материалов, тепловых характеристик окон, дверей и жалюзи, температурно-влажностные характеристики стройматериалов и другое. При этом в Росстандарте подтверждают, что в сфере стандартизации действует около десятка комитетов и подкомитетов аналогичной тематики.

Свою позицию Андрей Молчанов транслировал, используя свой статус и площадку Национального объединения, а не как бизнесмен и глава Группы ЛСР, работы которой может коснуться введение новых стандартов

Именно на это «задвоение» и указывал целый ряд экспертов, чиновников и участников рынка, вынося в публичную плоскость заявления о недопустимости создания такого комитета. В частности, против этой инициативы выступил Минстрой РФ в лице замминистра Хамита Мавлиярова. Затем девелопер Олег Солощанский от имени Национального объединения строительных материалов и конструкций обратился к Дмитрию Козаку с просьбой не поддерживать создание нового комитета.

Несколькими днями позже против создания структуры по стройматериалам высказался президент Национального объединения строителей Андрей Молчанов. В своем обращении глава объединения выражает уверенность, что создание отдельного комитета «может привести к нарушению единых норм и правил производственной цепочки строительного комплекса» и, в итоге, к снижению надежности и безопасности зданий и сооружений.

Господин Молчанов посчитал, что существующие сегодня технические комитеты, в частности, ТК 465 как объединяющий комитет, в состоянии реализовать единую политику технического нормирования в строительстве, в том числе в области промышленности строительных материалов, а существующая сегодня система нормативных технических документов в строительстве устанавливает единые и сбалансированные требования к конструктивным особенностям зданий и сооружений в зависимости от их функционального назначения.

При этом свою позицию Андрей Молчанов транслировал, используя свой статус и площадку Национального объединения, а не как бизнесмен и глава Группы ЛСР, работы которой может коснуться введение новых стандартов.

Как заявляют в Ассоциации, отсутствие специализированного технического комитета по стройматериалам привело к тому, что новые современные строительные материалы просто не доходят до стройки

Впрочем, с молчановским тезисом «работает - не трогай» не согласились в НАППАН и написали огромное письмо-обращение к НОСТРОЙ с просьбой пересмотреть позицию по комитету. Как заявляют в Ассоциации, отсутствие специализированного технического комитета по стройматериалам привело к тому, что новые современные строительные материалы просто не доходят до стройки. «Существующая нормативная база никак не стимулирует применение современных стройматериалов, в результате чего часто применяются устаревшие низкокачественные материалы, единственным достоинством которых является низкая стоимость», - говорят в НАППАН.

По словам авторов инициативы, существующий в настоящее время ТК 465 Минстроя России традиционно загружен строительными направлениями, вопросам строительных материалов внимание уделяется по остаточному принципу, что не дает полноценно работать производителям строительных материалов. А с учетом передачи в июне 2015 года функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций в ведение Минпромторга России, у ТК 465 «Строительство» вопросы стандартизации промышленности строительных материалов отошли на второй план.

Более того, как говорится в письме исполнительного директора Ассоциации Алексея Горохова к Андрею Молчанову, ни о каком заявленном «системном и безопасном» подходе к промышленности стройматериалов говорить не приходится.

В ЕАЭС без собственного фильтра

«Замминистра строительства Сиэрра Е. О. в марте 2016 года открыто заявила, что более 50% цемента, поступающего на стройки РФ, - это фальсификат. Не лучше ситуация обстоит и с другими строительными материалами и конструкциями. Роспотребнадзор еще в 2015 году забил тревогу. Только за период с 27.01.2015 года по 01.04.2015 года при проведении контрольно-надзорных мероприятий из отобранных 3 837 проб строительной продукции более 300 строительных материалов различных видов оказались опасными для здоровья.

С 2010 года промышленность стройматериалов ждет, когда власти согласуют союзный технический регламент, который установит на всей территории ЕАЭС единые правила обращения строительной продукции на рынке и обеспечит выход на рынок только качественной и безопасной продукции

Более 3% отобранных для исследований проб строительных материалов выделяли химические вещества 1-го класса опасности, что является недопустимым. Разве такое положение дел можно охарактеризовать как «системно и безопасно»?», - пишет в своем обращении господин Горохов. По его словам, предприятия сегодня производят продукцию по ТУ и не готовы работать по тем ГОСТам, принятием которых занимался на протяжении многих лет ТК 465 (ФАУ «ФЦС» Минстроя России) - госстандартам - работают не более 5% производителей. «Это во многом обусловлено тем, что ФАУ «ФЦС» Минстроя России способствует монопольному положению на рынке очень ограниченного количества научных организаций», - добавляет директор.

Отдельно эксперт прошелся по строительной отрасли в рамках Евразийского экономического Союза, здесь Россия остается единственной страной без обязательных требований к строительной продукции. Как напомнил господин Горохов, с 2010 года промышленность стройматериалов ждет, когда власти согласуют союзный технический регламент, который установит на всей территории ЕАЭС единые правила обращения строительной продукции на рынке и обеспечит выход на рынок только качественной и безопасной продукции.

«Сегодня уже становится очевидным, что Минстрой России с этой задачей не справится даже в ближайшей перспективе», - констатирует эксперт. По его словам, рыночные отношения в Союзе сегодня разбалансированы - доступ на рынки Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии для российских строительных материалов затруднен, поскольку в этих странах действуют свои стандарты на стройматериалы, а также свои правила и процедуры выхода их на рынок, утвержденные законодательно. При этом доступ на Российский рынок открыт всей, в том числе низкокачественной и фальсифицированной продукции.

При этом страны ЕАЭС и СНГ создали межгосударственный технический комитет «Строительные материалы и изделия» в целях обеспечения действия на территории ЕАЭС и СНГ единых стандартов на строительную продукцию

При этом страны ЕАЭС и СНГ создали межгосударственный технический комитет «Строительные материалы и изделия» в целях обеспечения действия на территории ЕАЭС и СНГ единых стандартов на строительную продукцию и создания доказательной базы будущего технического регламента союза. Еще 10 декабря 2015 года был создан МТК 540 «Строительные материалы и изделия», членами которого стали все страны ЕАЭС, но Россия в лице ТК465 так и не присоединилась к этой работе.

«При отсутствии в стране национального технического комитета по стандартизации, соответствующего по своей области деятельности МТК 540 и готового участвовать в работе МТК 540, Российская Федерация не может быть полноправным членом последнего, а производители отечественных стройматериалов не могут полноценно участвовать в разработке единых межгосударственных стандартов на стройматериалы в рамках ЕАЭС и СНГ», - делает вывод господин Горохов.

Есть претензии у Горохова и к Молчанову лично. По словам директора, создание на базе НОСТРОЙ ТК 400 «Производство работ в строительстве» позволило Нацобъединению строителей активизировать деятельность по стандартизации производства работ, которая не велась вообще в рамках ТК 465, что совершенно точно положительно сказалось на безопасности строительства. «Так почему же вы для своей отрасли сделали отдельный технический комитет, а по вопросу создания ТК для стандартизации стройматериалов высказываетесь “против”?», - вопрошает в письме господин Горохов.

Защита от чужаков

Однако к гласу инициаторов создания комитета не только не прислушались, но и продолжили открытую информационную войну в публичном поле - против ТК продолжают выступать эксперты с отрицательной позицией по новой структуре. Так, заведующий лабораторией строительной теплофизики НИИСФ Владимир Гагарин в одном из интервью заявил, что увеличение количества ТК никак не решает проблемы, а появление новой организации приведет к переделу структуры потребления материалов и изделий, а вовсе не к совершенствованию системы техрегулирования.

Увеличение количества ТК никак не решает проблемы, а появление новой организации приведет к переделу структуры потребления материалов и изделий, а вовсе не к совершенствованию системы техрегулирования

Он отметил, что в рассылаемом Росстандартом «Уведомлении о начале формирования технического комитета по стандартизации» приведен «Перечень национальных и (или) межгосударственных стандартов, которые предлагается разработать в области деятельности создаваемого комитета», в котором есть список из одиннадцати стандартов. Все эти стандарты являются европейскими или стандартами ISO, то есть, по его словам, с самого начала планируется, по сути, введение норм, ориентированных на продукцию иностранных фирм. «Мы поставим нашу строительную отрасль под полный контроль иностранцев», - уверен эксперт. В конечном итоге все это приведет к экспансии зарубежных производителей материалов и изделий, причем, по его словам, не факт, что эти материалы будут лучше отечественных.

Тем не менее, несмотря на позицию Минстроя и НОСТРОЙ, в ППУ «НАППАН» не собираются отказываться от идеи создания техкомитета - заявки на участие Росстандарт продолжает принимать до 8 ноября. Инициативу поддержало уже 21 национальное объединение производителей стройматериалов и конструкций, а 12 сентября за создание комитета проголосовало Национальное партнерство союзов предприятий стройиндустрии. «Нынешнее законодательство таково, что позволяет создать новый технический комитет по стандартизации и без одобрения Минстроя России и даже против его мнения», - уверены в НАППАН.

К слову, выступая в рамках открытия недели импортозамещения в строительстве, директор Инженерно-строительного института Петербургского политехнического университета Николай Ватин заявил, что ситуация вокруг создания комитета - не что иное как этап борьбы за влияние двух министерств - Минпромторга, которому в 2015 году отдали часть полномочий в сфере промышленности стройматериалов, и Минстроем. А пока в высших эшелонах власти идет кабинетная борьба, пользователи итогового продукта стройки - жилых домов, офисов, временных сооружений - находятся под ударом. Контрафакт, некачественные металлоконструкции, превышение ПДК фенола в новостройках - через это прошли многие российские города и, судя по всему, не последний раз.

Кстати:

В ближайшие годы участие в разработке стандартов для строительства и стройматериалов получит больший экономический и политический вес. Государство будет уходить от бюджетного финансирования разработки стандартов к внедрению практики субсидирования затрат компаний в рамках такой работы.

Кроме того, согласно принятому в июне 2015 года закону № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», с 1 сентября 2025 года в стране не допускается применение стандартов, не предусмотренных законом и не включенных в перечень, утверждаемый Росстандартом, при госзакупках, а также использование ссылок на такие стандарты в нормативных правовых актах, конструкторской, проектной и иной технической документации.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена Смирнова, Член исследовательской группы «Старые дачи», Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии