Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Инвестиционный «ангел» с шумом улетел с Новгородчины

 Константин Чалабов/РИА новости Константин Чалабов/РИА новости Все регионы мечтают о том, что к ним придут инвесторы, готовые вкладывать средства в производственные или социальные проекты, но иногда бизнес и чиновничество по-разному понимают границы полномочий и возможностей друг друга

Слетайтесь, коллеги!

Успешный предприниматель Антон Георгиев, который создал в Батецком районе Новгородской области предприятие «Медовый дом» и взялся за возрождение знаменитого промысла «Крестецкая строчка», написал у себя в Фейсбуке: «Есть идея - спасти вымирающие деревни Новгородской области. Вот если закрепить деревни за предпринимателями и организациями Санкт-Петербурга, чтобы у каждой был свой “ангел”... Пишите мне, я собираю идеи».

Сам Георгиев уже успел изрядно облагородить облик деревни Мойка, где его предприятие фасует мед. Вот только откликнутся ли коллеги на его призыв? А главное, долго ли станут «махать крыльями» те, кто согласится стать «ангелами-хранителями» угасающих новгородских деревень? Год назад призыв воспринимался бы самими новгородцами, пожалуй, с большим оптимизмом, нежели теперь, когда разгорелся конфликт между другим предпринимателем - Андреем Павловым - и местными властями.

Вернулся он на родину

Павлов - тоже человек вполне успешный. Родился он в Поддорском районе, который всегда считался одним из самых экономически слабых на Новгородчине. Промышленности - никакой, урожаи и надои - тоже так себе. Даже райцентр - самый малонаселенный в губернии. Из таких мест в наше время молодежь норовит уехать. Павлов тоже уехал. Торговал обувью. Торговал в те годы много кто, но далеко не каждый смог построить свою торговую империю, пусть и не такую огромную. А Павлову - удалось.

Самым знаменитым проектом стал детский военно-патриотический лагерь «Вымпел-Заручевье». Он пользовался популярностью: только в этом году в нем побывали более 500 ребятишек из Новгородской и Псковской областей, Санкт-Петербурга и Москвы

Земляки с интересом следили за тем, как развивается его компания ZENDEN. А она развивалась - недавно даже купила популярный немецкий обувной бренд Thomas Munz. Интерес подогревало еще и то, что Павлов вернулся на родину, точнее, не совсем вернулся, даже бизнес сюда не перенес (да это и невозможно - в районе живет около 4000 человек). Зато возвестил, что готов вкладываться в социальные проекты на родной земле.

Самым знаменитым проектом стал детский военно-патриотический лагерь «Вымпел-Заручевье». Он пользовался популярностью: только в этом году в нем побывали более 500 ребятишек из Новгородской и Псковской областей, Санкт-Петербурга и Москвы. Но после трагедии на карельском Сямозере, в ходе тотальной проверки лагерей отдыха, у проверяющих возникли претензии.

Детского омбудсмена в Новгородской области Елену Филинкову, например, сильно смутила плохая транспортная доступность: «Пришлось добираться сначала на машине, затем на гусеничном транспортном средстве, а потом и вовсе сплавляться на рафте». Хотя, судя по откликам родителей, чьи дети побывали в Заручевье, подопечным омбудсмена это обстоятельство как раз нравится. Впрочем, были и другие нарекания - но тоже устранимые.

«Мы воду привозили бутилированную. Но, с другой стороны, там есть родники. Мои бабушки, дедушки, родители, я все детство пил эту воду и вырос здоровым крепким парнем, - отбивался Павлов. - Мало того, мы проводили экспертизу этой воды в других организациях. Она соответствует всем нормам». Тем не менее работу лагеря приостановили. В ответ Павлов заявил, что и вовсе его ликвидирует, а возобновит, увы, уже далеко от своих родных мест - в Чувашии.

«Измена!»

«Уважаемый Андрей Васильевич, знаю тебя как человека, всей душой болеющего за родной Поддорский район. Считаю, что лагерь необходим Новгородской области. Как необходим и реальный ответственный инвестор. Поэтому предлагаю все-таки рассмотреть возможность возврата в будущем лагеря на территорию Новгородской области», - обратился к Павлову в соцсети Евгений Богданов, глава департамента экономического развития области.

Павлов обращался в антимонопольную службу с жалобой на то, что объявление о торгах на сайте поселения не разместили своевременно, и УФАС подтвердило его правоту. Вот только «переигровки» не потребовало

Но оказалось, что конфликт - глубже. Разрабатывая стратегию развития, предприниматель рассчитывал выкупить большой участок земли в районе. Теперь же он утверждает, что районные власти не дали ему этого сделать. Те, в свою очередь, возражают - мол, бизнесмен сам пропустил такую возможность - не вышел на аукцион.

«Я, вложивший десяток миллионов в этот лагерь, вдруг не захотел купить за 400 тысяч рублей 400 га - ну смешно», - комментирует этот момент инвестор. Земля досталась компании «Полисть». Павлов обращался в антимонопольную службу с жалобой на то, что объявление о торгах на сайте поселения не разместили своевременно, и УФАС подтвердило его правоту. Вот только «переигровки» не потребовало.

Закрытие лагеря его создатель характеризует не без пафоса: «Я это расцениваю как измену родине со стороны главы района и его приближенных». И в Сети появилась петиция к президенту РФ с требованием отставки главы района Александра Буленкова.

Нарушение неписаных правил

Между прочим, в июле 2015-го лагерь в Заручевье посещал новгородский губернатор. На официальном сайте областного правительства было сказано: «Губернатор заявил, что правительство области будет всячески поддерживать и этот лагерь, и другие подобные начинания».

На официальном сайте областного правительства было сказано: «Губернатор заявил, что правительство области будет всячески поддерживать и этот лагерь, и другие подобные начинания»

Однако спустя год на встрече с журналистами и блогерами Сергей Митин был сильно разгневан: «Нам не нужно Карелии номер 2. Если говорят, что печка должна быть обита железом, значит, она должна быть обита железом, все - и не спорь. Это говорит закон Великой Державы, а не твое субъективное мнение. Да за одного ребенка я передушу хозяев нерадивых! Вот так мы должны поступать сегодня».

Эмоциональную реакцию главы области пытается понять социолог Александр Жуковский: «Откуда, из каких сознательных или бессознательных импульсов может идти такая экспрессия (агрессия)? Из имеющегося набора политических практик в истории народов наиболее подходящей для сравнения с новгородской моделью мне представляется феодальная. В данном конфликте губернатор, скорее, эмоционально защищает свой статус “феодала”, на монополию которого посягнул “конкурент” - частный собственник, проявивший инициативу не по чину и покусившийся на полномочия “хозяина”».

Могла рассердить главу губернии и нежелательная для любого администратора шумиха: петиция, заявление в Следственное управление СК РФ, да еще и интервью сайту «Открытая Россия» - словом, «вынос сора из избы».

Власти напуганы «нулевыми»?

Как тут не вспомнить, что политический кризис 2007 года на Новгородчине, закончившийся отставкой губернатора и переформатированием местных элит, зародился в начале нулевых, когда местный бизнес захотел прямого участия в управлении территорией. И практически оседлал местную политическую систему, создав почти полностью подконтрольную ему Думу областного центра.

«Баллотироваться никуда не буду. Я человек бизнеса. Но готов быть консультантом и народным контролером. После разбора ситуации и смены руководства Поддорского района готов полноценно взять район в инвестиционное управление»

Из интервью сайту «Открытая Россия»:

«- Вы хотите баллотироваться в органы местного самоуправления или в депутаты областной Думы или Госдумы?

- Баллотироваться никуда не буду. Я человек бизнеса. Но готов быть консультантом и народным контролером. После разбора ситуации и смены руководства Поддорского района готов полноценно взять район в инвестиционное управление. И вывести его в лидеры по всем показателям в Новгородской области».

То есть Павлов совсем не похож на прежних «хозяев области», а все же… «покушается». Пусть и не на должность (куда там, если, по собственному признанию, диплома о высшем образовании не имеет). Но и право «контроля» бизнесу давать не намерены. Чиновникам нужны такие инвесторы, которые бы только вкладывали и вкладывали... Легко ли найти таких прекраснодушных меценатов для территорий?

Думается, что большинство инвесторов захотят, так сказать, особого к себе отношения - более предупредительного, бережного. Чтобы местные власти их планам сочувствовали, их стратегию поддерживали.

Так что «ангелы», если и слетятся на Новгородчину, чтобы оживить и украсить ее глухие углы, могут быстро обломать себе крылья, натолкнувшись на феодальные заборы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии