Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

«Православный казак на службе РПЦ - историческое исключение»

 О том, почему факт исторической православности казаков более чем сомнителен

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал казаков жить в православной вере, чтобы не превращаться в «этнографическую карикатуру». Это заявление глава РПЦ сделал во время I большого съезда казачьих духовников «Православие - духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». По словам патриарха Кирилла, нельзя быть казаком и не исповедаться, не причащаться, жить в невенчанном браке, так как «таких казаков в старое время высекли бы плетью».

Атаман Клименко подал, конечно, в отставку. Но с чего вдруг?

Не то чтобы Кирилл умышленно грешил против истины, скорее за его словами стоят вполне конкретные притязания по превращению казаков в частную армию РПЦ. С этой точки зрения этногенез казаков и их притязания считаться отдельным народом - единственное идеологическое оружие, которым те могут защищаться. И защищаться весьма успешно.

К примеру, недавно Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством наложили епитимью на атамана Терского войскового казачьего общества Сергея Клименко. Обращаясь к казакам, митрополит сказал, что атаман и его приближенные принесли в Терское казачество авторитаризм и раскол, неуважение к Русской православной церкви. Атаман Клименко подал, конечно, в отставку. Но с чего вдруг? Главным и постоянным требованием казаков Ставрополья было признание их отдельным народом и предоставление им автономии, даже если она будет чисто риторической - в виде названия одного из административных округов края, без реальных правовых последствий.

Меж тем, факт исключительной «православности» казачества, с исторической точки зрения, более чем сомнителен. Вольный люд, бежавший от Царя-батюшки в Запорожье (равно как и от церковников) жил в беспоповщине, а при переселении на Кавказ активно принимал ислам и отличался крайней разноцветностью в вероисповедании.

Анархическую, построенную на принципах саморегулирующегося военного сообщества, Казацкую орду нанимали не только русские.

В служилом же казачестве значительными были и прослойки мусульман (башкиры, татары, горцы Кавказа, казахи и т. д.), и буддистов (калмыки, буряты), и приверженцев местных культов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, в незначительной степени встречались григориане, лютеране, католики, даже иудеи.

Астраханский краевед Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900-х годов в донские казаки без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров».

По своей сути анархическую, построенную на принципах саморегулирующегося военного сообщества, Казацкую орду нанимали не только русские. Польский король Сигизмунд-Август имел в своих войсках подразделения казаков. Их же нанимали в Белоруссии, Литве, Крымском ханстве. Во многом это делалось для войны с Россией, и тут как никогда нужны были неправославные казаки. Имена у польско-литовских татар-казаков были вполне мусульманскими - Абдрахим, Асан, Азубек, Ахмет, Малик, Солтан, Хабил, Хусейн. Литовская метрика XVI в. также сохранила имена казаков-мусульман: Чобанъ Акга Яходча, Кгонкгене Акга Менашъ, Кульчанъ Дчекишъ, Мустуфа Акга Бокаичикъ, Дчарликгады Акга Бай Сеит, Сипътеркганъ Акга Тюкгеи, Акгаолла Акга, Карая Акга, Бакгаи Акга Аличелебеи, Дчанышъ Саврибашъ, Босанъ Алии Бишъ, Аллабердыи Мусса, Магметъ Скинъдер Киркъ и т. д.

В XVI в., в период походов Ермака, уже были известны казачьи подразделения из тоболо-иртышских татар и «прочих магометян». Историк Назаров отмечает, что «полиэтничность (и поликонфессиональность) была характерной чертой не только яицкой казачьей общины, но и казачьих общин других регионов в период их зарождения и становления».

Чиновники не особо различали национальности и записывали в служилые татары не только татар, но принимаемых на службу башкир, чувашей, удмуртов, мордву, марийцев.

Тогда же, в конце XVI века, на Тереке были основаны такие слободы, как Черкасская, Окоцкая, Татарская, Кумыкская, Ногайская, Новокрещенская, основанные кабардинцами, чеченцами, кумыками, ногайцами и т. д.

Чиновники не особо различали национальности и записывали в служилые татары не только татар, но принимаемых на службу башкир, чувашей, удмуртов, мордву, марийцев. Впервые наименование «служилые татары» появилось лишь в 1520-е гг. До этого в источниках служилые люди из татар в основном именуются казаками. Известны знатные татарские фамилии казачьих командиров - князья Деберские, Еделевы, Ирзины, Пощазарские, Ромодановские и т. д.

В этом смысле скорее православный казак на службе РПЦ - историческое исключение, а может даже и «богословская карикатура», выражаясь языком патриарха Кирилла. То есть постмодернистское творение, результат превратностей и попыток приватизации казачества Церковью.

Можно ли таким искажением истории достигать политических целей это вопрос извечный. Но можно ли им достигать религиозно-церковных целей – тут ответ видится однозначный.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Людмила, пенсионерка, 60 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии