Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Как дрались депутаты, или Язык физического воздействия

 wikimedia.org wikimedia.org Драка депутатов Госдумы Адама Делимханова и Алексея Журавлева оживила российскую политическую арену, которая на фоне украинских «майданов» выглядит откровенно скучноватой

Между тем, члены федерального парламента должны служить примером для остальных депутатов. OK-inform решил выяснить, можно ли ожидать вспышки насилия в Законодательном собрании Петербурга, и вспомнил имевшие место случаи рукоприкладства. 

Старожилы Мариинского дворца могут припомнить всего несколько драк депутатов, и все они произошли еще в 1990-е годы. В двух из этих конфликтов участвовал Сергей Никешин (ныне состоит во фракции «Единая Россия») - внешне очень спокойный человек. Правда, как утверждают в ЗакСе, он занимался боксом и пауэрлифтингом. Видимо, поэтому оба раза и победил. 

Никешин схватил его за шкирку и выкинул из зала.

В первом созыве ЗакСа (в середине 1990-х годов) на заседании стал скандалить депутат Шухрат Сайфуллаев. Его неадекватное поведение навело окружающих на мысль, что парламентарий находился под воздействием неких запрещенных веществ. Когда Сайфуллаев стал оскорблять депутата Наталию Евдокимову, Никешин схватил его за шкирку и выкинул из зала. Стоит отметить, что в следующий созыв Сайфуллаев не прошел. Сейчас он является преподавателем Санкт-Петербургского психологического общества и пишет книги (например, «Умные и страстные, глупые и развратные»).

Второй случай произошел в 1999 году, когда решался вопрос о назначении даты губернаторских выборов. Никешин тогда являлся сторонником действующего градоначальника Владимира Яковлева. Как рассказывали очевидцы, он и еще несколько «яковлевцев» решили вывести из строя систему подсчета голосов. Противники губернатора стали им мешать, и одного из оппонентов, Анатолия Кривенченко (сейчас - депутат от «Справедливой России») Никешин сбил с ног, а, когда тот лежал на полу, нанес ему удары в пах. Говорят, Кривенченко хотел засудить обидчика, но почему-то этого не сделал.

По словам старожилов ЗакСа, серьезных травм комбатанты не получили.

Еще один случай рукоприкладства произошел между депутатами Константином Севенардом и Андреем Корчагиным. Подробности ссоры не известны, но, по словам старожилов ЗакСа, серьезных травм комбатанты не получили. Севенард в 2000 году ушел в Государственную думу, но затем покинул политику. Известен родством с балериной Матильдой Кшесинской и тем, что настаивал на проведении раскопок во дворе ее особняка, где сейчас находится Государственный музей политической истории России (по его сведениям, перед эмиграцией танцовщица закопала там свои сокровища). Его противник после ухода из ЗакСа был главой Невского района, потом возглавил ГУ «Дирекция по организации дорожного движения». Но, когда правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту казнокрадства в этом ведомстве, Корчагин бежал в Лондон и получил там политическое убежище. 

Впрочем, от петербургских депутатов доставалось не только коллегам, но и простым смертным. Так, в 2011 году единоросс Евгений Марченко со своими помощниками устроил на субботнике драку с кандидатами в депутаты ЗакСа Ильей Шмаковым («Справедливая Россия»), Алексеем Смирновым («Яблоко») и журналистом Андреем Рысевым. По словам корреспондента, при этом у него отобрали диктофон, на который была записана нецензурная брань народного избранника. Правда, депутат утверждал, что конфликт спровоцировали его оппоненты. 

Однако в большинстве случаев законодатели стараются разрешать конфликты вербально.

Мордобитие в нынешнем созыве ЗакСа невозможно.

- Санкт-Петербург - это прежде всего культурная столица, и все наши депутаты отличаются высоким уровнем культуры, - считает член фракции КПРФ Константин Смирнов. - Не думаю, что у нас дойдет до кулачных боев. Все-таки аргументы XXI века, интеллектуальные намного актуальнее.

Справоросс Любовь Седейкиене также убеждена, что мордобитие в нынешнем созыве ЗакСа невозможно.

- У нас рабочая обстановка. Мы обсуждаем законопроекты, порой мы обсуждаем их довольно эмоциально, но это рабочий процесс. Мы высказываем свое мнение, спорим, и таким образом появляется истина, - отметила парламентарий. 

- Я считаю, что мы покончили с рукоприкладством во втором созыве, - согласился с ними депутат от ЛДПР Константин Сухенко. - Как бы мы ни спорили, это не переходит на личности. Я считаю, что это результат высокой культуры Петербурга. В Москву люди приезжают из разных регионов, поэтому там происходят такие конфликтные ситуации. 

Но «яблочник» Борис Вишневский признался, что иногда у него возникает искушение применить непарламентские методы воздействия к некоторым своим коллегам.

Вишневский признался, что иногда у него возникает искушение применить непарламентские методы воздействия.

- С трибуны бывают такие заявления, что возникает мысль, что эти люди способны понять доводы только на доступном им языке, а именно языке физического воздействия, - пояснил депутат. - Не буду называть фамилий, но иногда приходится слышать с трибуны такие слова, за которые в приличном обществе можно получить в морду.

Не исключено, что Вишневский намекает на единоросса Виталия Милонова, который на последнем пленарном заседании в очередной раз обвинил фракцию «Яблоко» в потворстве педофилам. 

Тем не менее, сам Милонов не считает, что вербальная дуэль депутатов может перерасти в кулачную.

- С полковником Макаровым (спикер ЗакСа Вячеслав Макаров - прим. OK-inform) неуставные отношения достаточно проблематично представить. Дисциплина у нас железная, - уверяет он. - В последние два созыва рукоприкладства не было. А раньше одна-две драки за созыв считались нормой. Сейчас другой уровень отношений. Мне кажется, что какие-то недопонимания между людьми, подчас очень сложные и непреодолимые, не проецируются на личную неприязнь. Несмотря на горячую дискуссию, мы выходим из зала и можем спокойно разговаривать, пить вместе кофе. 

Между тем, Максим Резник, возглавляющий в ЗакСе сторонников «Гражданской платформы», считает, что теоретически потасовка между депутатами возможна.

Теоретически потасовка между депутатами возможна.

- Накал очень острый. Все-таки в петербургском парламенте работают представители шести партий. Разброс мнений очень существенный, - подчеркнул законодатель. - С другой стороны, препятствием для подобного способа выяснения отношений является уровень культуры. Статус культурной столицы обязывает. Но я категорический противник выяснения отношений при помощи рук. Человек - это такое существо, которое может выяснить отношения словами. 

Напомним, что конфликт между Делимхановым и Журавлевым произошел вечером 3 декабря в здании Госдумы. По словам Журавлева, Делимханов, избранный от Чечни, выразил негодование по поводу его депутатского запроса с просьбой проверить законность установки памятника чеченским девушкам, которые во время Кавказской войны XIX века якобы бросились в бурный поток вместе с конвоировавшими их русскими солдатами, и вопроса о законности подготовки чеченского спецназа ветеранами группы «Альфа».

По версии Журавлева, после того, как он спросил «Что, Чечня не территория РФ?», Делимханов ударил его кулаком в голову, завязалась потасовка, в ходе которой у чеченца выпал «золотой пистолет». Однако уже 4 декабря Делимханов и Журавлев заявили, что помирились и претензий друг к другу не имеют.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ризван, продавец техники, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии