Кино на выходные, или Как «Дуэлянт» за зрителем охотился
Пропустить фильм Мизгирева было сложно, огромное количество рекламы, размещенной по всему городу и бесконечно повторяющийся трейлер перед каждым фильмом последние несколько месяцев. Что же стало с «Дуэлянтом» в итоге - в обзоре ОК-информ
«Дуэлянт»
Таинственный одиночка по фамилии Яковлев (Петр Федоров) расхаживает с мрачным видом по старинному Петербургу, не забывая при этом сражаться на дуэлях за других людей. Конечно, жить то на что-то надо. Но у нашего дуэлянта более важная цель, ценник которой четко остановился на отметке в 100 тысяч рублей (и это в 1860 году!).
Яковлев не хочет знать, кого он убивает. Его проклинают и ненавидят все, но больше всего он ненавидит сам себя. И этот мрак колоритно поддерживается городской атмосферой и всеми иными локациями, в которых оказывается герой. Вода, кровь, жестокость, предательство, обман - все это переплетается мастерской рукой Алексея Мизгирева («Бубен, барабан», «Конвой»).
«Дуэлянт» в первую очередь кино про страну. И проблемы, которые встречаются человеку того времени, абсолютно не чужды господам в XXI веке.
Мизгирева отметим за его нестандартный подход к созданию картины, которая не должна показаться глупым блокбастером или замудренным детективом. «Дуэлянт» в первую очередь кино про страну. И проблемы, которые встречаются человеку того времени, абсолютно не чужды господам в XXI веке.
К примеру, эгоистичный безумный и жестокий аферист граф Беклемишев, которого сыграл Владимир Машков. И сделал он это с поразительной убедительностью. В начале года он спасал людей вместе с Данилой Козловским в «Экипаже», работая в роли отца всего и вся. В «Дуэлянте» он существует как гипотетическое высшее зло, умело расставляющее ловушки перед неугодными ему созданиями. Чаще всего - это люди, дающие ему деньги в долг.
При этом сценарий (также созданный Мизгиревым) не позволит отыскать однобоко положительных героев. Придется с этим смириться, но идеальных людей нет. Пусть один убивает, другой это заказывает, а третий просто закрывает глаза. «Вы даете мне кровь, я ее покупаю», - говорит граф Беклемишев немецкому графу, помогающему дурить Яковлева в их совместной афере.
Любовная линия выглядит добавленной и не очень необходимой, но перед мощью и колористикой «Дуэлянта» эти моменты отходят на второй план.
Так как детективный жанр не очень волновал создателей «Дуэлянта», все секреты фильма раскрываются достаточно быстро, а для особенно невнимательных зрителей даже отдельно проговариваются устами персонажей. Фабула понятна и весьма прямолинейна. Любовная линия выглядит добавленной и не очень необходимой, но перед мощью и колористикой «Дуэлянта» эти моменты отходят на второй план.
Кстати, отдельно можно отметить сцены самих дуэлей, которые выглядят реалистично и моментами мистически. За налетом магии далеко ходить не надо, все же герою помогают алеутские шаманы, наделяющие Яковлева неуязвимостью круче, чем у некоторых супергероев. Как уже отмечалось, героев тут нет. Так как у всех персонажей напрочь отсутствует одна из главных героических черт - честь. Что незамедлительно передается окружающей среде, и даже слякоть петербургских улочек, кажется, пропитывается этой чернотой и душевной пустотой гуляющих по ней граждан.
Возможно, Мизгиреву следует еще поболтаться в этом материальном мире, представить новых персонажей или новые истории. Может выйти интересно. «Дуэлянт» получился не без помарок, не без огрехов, но потягаться за звание лучшего отечественного фильма приближающегося к концу года он точно может.
«Глубоководный горизонт»
Так уж вышло, но кроме «Дуэлянта» в прокат смогли проскользнуть еще несколько фильмов. Взять хотя бы экранизацию реальной истории, произошедшей шесть лет назад в Мексиканском заливе. В чудовищной аварии на нефтяной платформе «Глубоководный горизонт» тогда погибли 11 человек, а остальные проявили себя настоящими героями.
Рассказ о сильных духом парнях решил представить Питер Берг, поработавший над «Уцелевшим» и «Морским боем». Режиссер представил катастрофу стандартно: во всем виноваты чиновники, отказывающиеся давать деньги на починку оборудования. Не обращая внимания на зрителя, Берг не собирается объяснять публике принципы строения и работы нефтяной платформы, он даже не удосуживается разъяснить, куда и что взлетает и протекает перед кульминацией.
«Горизонт» можно легко разделить на части. Первая - это бесконечные разговоры о проблемах, которые решить, показать, объяснить можно было за первые 10 минут ленты, но они растягиваются, как жвачка, на добрый час, а то и больше. Вот потом начинается действо, которое поклонников яркой и зрелищной картинки явно порадует. Сама платформа не всегда выглядит реалистично, но вот взрывы, огонь, нефть, бьющая через край, убийственно действуют на восприятие и заставляют тех, кто сначала уснул, вновь открыть глаза.
Для пущей убедительности в «Горизонт» зазвали весьма знаменитых, а моментами - и дельных актеров: Марк Уолберг, Курт Рассел, Джон Малкович заскучать не дадут, а Малкович даже заставит ненавидеть своего персонажа-чинушу, из-за убеждений которого и произошло это страшное событие.
Не всегда реальные исторические моменты требуют голливудской освещенности, возможно, имеет смысл работать с качественными документалками. Важной для Берга становится попытка почтить жертв катастрофы, необязательно для этого выстраивать громадные ширмы и вырисовывать вздымающийся вверх столб огня. Но получилось, что получилось. Унылость сменяется какофонией криков и всепоглощающего хаоса, который заканчивается достаточно быстро и для всех основных персонажей весьма положительно, но осадок все же остается не из приятных.
«Зачинщинки»
Кстати, очередная попытка сделать фильм по мотивам реальной истории, но теперь в комедийном жанре со всеми классическими сальными шутками, любимыми и почитаемыми в народе.
В 1997 году 17 с небольшим миллионов долларов исчезло из одного банка, расположенного в Северной Каролине. На данный момент - это самое крупное ограбление в истории США. Как же тут не вдохновиться созданием «Зачинщиков». Что Джаред Хесс («Наполеон Динамит») и сделал.
Чтобы снизить криминальность происходящего на экране до минимума, в картину были приглашены Зак Галифианакис, Оуэн Уилсон, Кристен Уиг и Джейсон Судейскис, которые отыграли свои амплуа на все сто. Они абсолютно глупы и напористы в своем фарсе. Ничем не хуже Лесли Нильсона в его «Без вины виноватый».
Одновременно с этим у Хесса получилось соединить популярные для криминальных фильмов сцены: задумка плана, его осуществление, погоня и наказание виновных. Харизматичность героев и нелепость проделанной ими работы вносит в эти отдельные кусочки целостность и моментальный результат.
«Зачинщики» - очередной умело проделанный эксперимент по превращению исторического факта в анекдот. Правда, такое не каждому по нраву.
P.S. «Любовь и пингвины» - история любви с элементами фантастики и мутации, созданная Мари Мадинье. Конечно, в картине мелькают и милые животные, но их там так мало, что можно смело вычеркивать слово «пингвины» из названия.
Что смотреть в итоге, конечно, решать вам.