Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

К «делу Гайзера» подключили экс-главу Коми Владимира Торлопова

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков После того как Владимиру Торлопову были предъявлены серьезные обвинения коррупционного характера, «дело Гайзера» заметно потяжелело. Теперь в нем фигурируют аж два экс-губернатора Республики Коми. И в этом нет ничего неожиданного: коррупционная система власти сложилась в регионе еще при Торлопове, а получила свое развитие, когда на пост главы заступил Вячеслав Гайзер

Две карьеры, ведущие в тупик

В советское время Владимир Торлопов сделал неплохую карьеру: от учителя средней школы сыктывкарского поселка Краснозатонский - до председателя совета Федерации профсоюзов Коми АССР. И хотя ничем примечательным он себя на этой должности не проявил, после 1991 года Владимир Александрович пошел еще дальше. Сначала достиг поста первого вице-премьера республики, курировавшего социальные вопросы, а затем и председателя Государственного совета РК.

В советское время Владимир Торлопов сделал неплохую карьеру: от учителя средней школы сыктывкарского поселка Краснозатонский - до председателя совета Федерации профсоюзов Коми АССР.

Пребывая на Олимпе государственной власти региона, Владимир Александрович старался особо не светиться и держался в тени яркого и харизматичного руководителя республики Юрия Спиридонова. Но все изменилось в 2001 году, когда на очередных выборах главы Коми Торлопов бросил ему вызов. Это была самая скандальная предвыборная кампания в регионе: против Юрия Спиридонова использовались самые грязные технологии и провокации. И завершилась она победой Торлопова. Ни для кого не было секретом, что главным спонсором предвыборной кампании выступил будущий муж популярной певицы Лолиты Милявской Александр Зарубин.

Зарубин свою трудовую деятельность начал в Инте в должности заведующего культмассовым отделом центрального Дома культуры. Его карьера на этом могла бы и закончиться, поскольку он умудрился украсть из сумочки одной из своих коллег ее зарплату, за что был приговорен к одному году исправительных работ. Но, отбыв наказание, Зарубин занялся самым популярным в 90-е годы бизнесом - прокатом видеокассет, завел нужные контакты в Сыктывкаре и Москве. Вскоре Торлопов принял его на работу в свой в секретариат. А из аппарата первого вице-премьера Зарубин умудрился запрыгнуть в председатели правления «Коми социального банка».

К моменту предвыборной схватки Торлопова и Спиридонова Зарубин был уже в Москве в должности вице-президента ОАО «Тюменская нефтяная компания».

В феврале 2002 года Торлопов в благодарность за помощь на выборах назначил Зарубина своим главным советником. Но и на этой должности тот пробыл всего несколько месяцев и вновь покинул любимую республику, сохранив рычаги своего влияния. Используя наработанные связи, он познакомился с известным олигархом Виктором Вексельбергом и стал генеральным директором инвестиционной компании «Ренова».

При этом своего влияния на деятельность власти в Коми не утратил. Неслучайно летом 2002 года депутат Госдумы РФ Виктор Илюхин направил к полпреду президента России в Северо-Западном федеральном округе Виктору Черкесову обращение, в котором говорил о попытках Зарубина осуществить ползучий передел собственности в республике.

Молодые варяги подмяли республику

С приходом на высший пост региона Владимира Торлопова во властных структурах Коми стали происходить странные перемены. В 2003 году он назначил своим первым заместителем 30-летнего петербуржца Николая Левицкого, до этого занимавшего пост президента минерально-химической компании «Еврохим». Двумя другим замами стали его компаньоны Павел Орда и Алексей Кабин. А самого Зарубина на посту главного советника сменил другой петербуржец - Алексей Чернов.

Левицкий, Кабин и Орда долго в Коми не продержались и один за другим покинули свои посты. А вот Чернов застрял в республике на много лет, сделав весьма неплохую карьеру. В торлоповском окружении он отвечал главным образом за идеологическое обеспечение его власти и занимался политической режиссурой.

Первым дал оценку этим странным назначениям глава администрации столицы Коми Сергей Катунин, заявивший в интервью одному из республиканских изданий: «У нас у власти человек, купленный сырьевыми олигархами. Человек, который не решает вопросы самостоятельно. Кто правит бал в Сыктывкаре? Откровенные бандиты, которые близки ко двору, которые прошли практику работы у господина, ныне живущего в Москве». Позже нечто подобное он скажет на всю страну по «Русскому радио» и поплатится за свои откровения постом мэра.

Алексей Чернов сумел убедить группу депутатов собраться в помещении Торгово-промышленной палаты РК и проголосовать за отставку Сергея Катунина. При этом сам Торлопов публично выступил в поддержку желавших сменить градоначальника. Должность мэра занял мало кому известный городской депутат Роман Зенищев, которого позже обвинят в растрате в крупном размере и злоупотреблении должностными полномочиями и приговорят к девяти годам лишения свободы в колонии строго режима.

Чернов тем временем занялся зачисткой информационного поля республики. Началась настоящая расправа над прессой, в результате чего все более-менее независимые издания попросту исчезли.

Деятельность Чернова была Торлоповым оценена по заслугам, и в 2006 году он занял должность первого заместителя главы республики. А в регионе появился его ближайший петербуржский друг Игорь Ковзель, который за короткое время дорос до поста спикера республиканского парламента и возглавил региональное отделение партии власти. Роман Зенищев - ранее руководивший в Коми «Единой Россией» - уже находился за решеткой.

В эти же годы во властных структурах появился еще один варяг - уроженец Якутии Константин Ромаданов. В 2004 году его назначили руководителем Службы Коми по тарифам, а спустя пять лет Владимир Торлопов сделал его своим замом. Наблюдателей очень удивляли ежегодные доходы Ромаданова - от 100 до 340 млн рублей, которые никак не могли соответствовать его официальной зарплате.

Следующим варягом стал 30-летний петербуржец Евгений Самойлов. Его включили в список «Единой России» на выборах в Госдуму от Коми, и он успешно прошел в нижнюю палату российского парламента. Позже он будет представлять республику в Совете Федерации, пока в октябре 2014 года не перейдет на работу в министерство по делам Крыма.

Таким образом в Коми сложилась коррупционная система власти, просуществовавшая до осени прошлого года, когда Чернов, Ромаданов, Ковзель и Самойлов оказались за решеткой по «делу Гайзера», а Зарубин был объявлен в международный розыск.

«Удивительная незрячесть ко всякого рода аферам»

Доктор политических наук, профессор Сыктывкарского университета Виктор Ковалев убежден, что корни этой коррупционной системы власти надо искать в 1990-е годах.

- Система, в которой переплелись экономическая и политическая коррупция, установилась именно в то десятилетие, и истоки ее - в неурегулированности, незащищенности прав собственности в ходе «прихватизиции», охватившей всю Россию и, конечно же, республику Коми, - заявил политолог корреспонденту ОК-информ. - В этом смысле нулевые - это продолжение предыдущего десятилетия с совершенствованием системы и значительным увеличением объемов.

В качестве примера Виктор Ковалев приводит скандал с финансовой компанией «Комилюкс», созданной в начале 1990-х правительством республики при участии Люксембурга и ряда нефтяных компаний. Уставный капитал компании в 20 млн долларов и почти вся выручка от нефтяных сделок бесследно исчезли, что привело к возбуждению уголовного дела по статье «Присвоение вверенного имущества», однако никто из руководства республики не пострадал. Да и много позже, когда во главе республики стояли Торлопов, а затем и Гайзер, правоохранительные органы не торопились давать по рукам зарвавшимся чиновникам.

Промедление в реагировании на злоупотребления и снисходительность к тем, кто воровал миллионами и миллиардами просто поражают.

- Промедление в реагировании на злоупотребления и снисходительность к тем, кто воровал миллионами и миллиардами просто поражают, - подчеркнул сыктывкарский профессор. - Российская система наказаний очень жестока и несправедлива - очень часто за небольшую вину следует чрезмерно суровая кара. А тут мы видим поразительный «гуманизм»: проворовавшиеся главы местных администраций и многие высокопоставленные чиновники отделались легким испугом и наслаждаются огромной по нашим меркам пенсией. Также наблюдается удивительная незрячесть ко всякого рода аферам. Если брать торлоповскую эпоху, то навскидку вспоминаются скандалы с поставками томографов, странная продажа воркутинских шахт, деятельность правительства «вахтовиков» - Левицкого, Орды и Кабина и многое другое.

По мнению Виктора Ковалева, полностью победить коррупцию невозможно, а для того, чтобы ее существенно ограничить, одних усилий полиции и прокуратуры недостаточно. Для этого необходимо задействовать политические механизмы: свободные СМИ, реальную оппозицию, деятельность общественности, депутатов, органов местного самоуправления.

- Выбор-то ясен: или государство тем или иным способом сможет обуздать коррупцию и казнокрадство, или говорить о каких-то реформах в такой среде попросту не имеет смысла, - резюмировал политолог.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии