Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Как творчество будет спасать российскую экономику

 Фото: http://www.forumstrategov.ru/ Фото: http://www.forumstrategov.ru/ Главным драйвером роста российской экономики в ближайшие годы должен стать «креативный капитал» - разнообразные творческие индустрии и бизнес-продукты с высокой добавленной стоимостью, уверены эксперты. Труд дизайнеров, изобретателей, модельеров и программистов уже готовы включить в стратегию развития российской экономики-2035, которую готовит Центр стратегических разработок Алексея Кудрина

Структура мировой экономики меняется, в постиндустриальную эпоху под влиянием ряда факторов значение реального сектора будет уходить на второй план, солировать же будут креативные кластеры и человеческий потенциал. Об этом дискутировали эксперты в рамках специального круглого стола на Форуме стратегов-2016. По мысли участников дискуссии, будущее мировой экономики будет предопределяться креативными и инновационными проектами - главным образом в городах с наиболее благоприятной средой для их претворения в жизнь и развитым человеческим потенциалом, прямо зависящим от качества образования и науки.

Структура мировой экономики меняется, в постиндустриальную эпоху под влиянием ряда факторов значение реального сектора будет уходить на второй план, солировать же будут креативные кластеры и человеческий потенциал.

Отдельное внимание «креативу» уделил Фонд «Центр стратегических разработок». По словам Лилии Овчаровой, руководителя направления «Человеческий капитал» Центра, специалисты в рамках разработки стратегии развития российской экономики до 2035 года (ее обещают представить в первом квартале 2017 года. - Прим. ред) заняты только тем, что ищут новые драйверы роста для ВВП страны. «При этом мы исчерпали все традиционные драйверы “нулевых”: например, дефицит тех или иных товаров или бесконечный рост цен на нефть. Сегодня у нас есть все основания полагать, что прорыв возможен только за счет развития компетенций и человеческого ресурса и потенциала, то есть прорыв технологический», - говорит эксперт.

Дело в том, и это подчеркивают все эксперты на сессии, что творческие индустрии - единственные области рынка, которые показывали стабильный рост в период падения рынков ресурсных. И на эффекте «низкой базы» Россия может выстрелить в том числе и на мировых рынках. «Принято считать, что мы, в основном, импортируем креативный продукт, но взгляните - у нас есть пример суперпопулярного бренда “Маша и Медведь”, в 2015 году выручка компании была больше капитализации деятельности Большого театра», - говорит госпожа Овчарова.

С экспертом соглашается председатель совета Фонда «ЦСР» Алексей Кудрин: «Креативный капитал должен расти и создавать новые возможности для экономики страны. Это могут быть как традиционные сферы, например галереи художников, кино, реклама, так и программирование, промышленный дизайн, проникновение творчества в госуправление и управление реальным сектором экономики. Уверен, что инновации и креатив будет прирастать темпами, превышающими отдельные сектора экономики».

В то же время, по словам экономиста, Россия имеет пока катастрофически низкую долю креативного сектора в структуре экономики. По разным данным, творческие индустрии в развитых странах (например, в США) составляют около 1% экономики, в России же пока у креативных кластеров нет доли и в 0,3%. «Нам не хватает как минимум миллиона работников в “креативе”, чтобы подобраться к 1%, а у нас ежегодно по стране, например, выпускается всего 4 тысячи программистов», - констатирует мэр города Иннополис Егор Иванов.

«Но у нас есть потенциал представить наши интеллектуальные и художественные возможности, конвертировать их в бизнес, создав новую среду в городах. Креатив может и должен коммерциализироваться. Что будет, когда у нас начнется роботизация производств? Постепенно будет высвобождаться огромное количество рабочей силы, которую и должны принять творческие сферы бизнеса», - возражает Алексей Кудрин.

По его словам, ко всем областям экономики нужно активнее привлекать программирование. Это успех бизнеса и его производительности. «Креативный сектор даст обратную отдачу - даст новые идеи, креативные соединения, новые товары и бренды», - добавляет эксперт.

Художники в тени

Впрочем, на пути к идиллической картине того, как творческая прослойка общества капитализирует бренды, делая из телефона «Айфон», а из обычного автомобиля - «Майбах», лежит огромная полоса препятствий. Прежде всего нужно преодолеть эффект «пирамиды Маслоу». Эксперты признаются, что развитие творческих индустрий - это атрибут исключительно развитых экономик и обеспеченного населения, а также высокого уровня образования. В ЦСР убеждены, что у нас есть все компоненты, ведь, как оказалось, 40% наших сограждан тратят на потребительские расходы и жизнеобеспечение всего 25% своего заработка, а 75% средств вполне могут пустить на саморазвитие.

Одни понимают под креативом некие коворкинги и общественные пространства, вторые - событийный туризм, для третьих это вообще все, чем занимается прослойка населения до 21 года.

Еще один блок проблем состоит в том, что само понятие «креативного капитала» до сих пор не определено и не закреплено законодательно. К примеру, одни понимают под креативом некие коворкинги и общественные пространства, вторые - событийный туризм, для третьих это вообще все, чем занимается прослойка населения до 21 года. «Было бы неплохо как-то закрепить перечень творческих бизнесов, вести официальную статистику и легально связать этих молодых активистов с другими отраслями экономики», - размышляет господин Кудрин.

Но проблема в том, что «легальный» - это не та история. Креативный капитал - это огромный, нерегламентированный, неоформленный и, по большому счету, теневой сектор экономики. Для большинства коворкингов, лекториев и дизайн-студий это плюс, только вне официальной регистрации и налогового бремени они и могут сегодня выживать. По данным экспертов, по грубым подсчетам, количество таких компаний сейчас составляет около 9 млн, но «жить так дальше они уже не могут».

Есть тут и эстетические ограничения. Среди них руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков называет отсутствие в обществе доверия к креативности как таковой - современные художники воспринимаются обществом как маргиналы, тунеядцы, революционеры. Нет и нужной гибкости: силовой вектор побеждает креативный, вахтер в человеке побеждает художника. Сказывается также провинциализация искусства - неумение найти в своем городе центр и предметы культуры, в их отсутствие это замещается системой псевдоценностей (например, музеями пыток и ужасов, аттракционами в стиле «Путь Раскольникова» и т.д.).

Выстроили по культуре

Попытка сделать шаг навстречу популяризации творческой индустрии была представлена на Форуме Фондом Calvert 22 и филиалом компании PWC в России. Эксперты представили свой «Индекс креативного капитала»: провели масштабное исследование, составив рейтинг развития креативной экономики в 9 российских городах, чтобы выявить потенциал и перспективы для малого и среднего творческого бизнеса.

Эксперты представили свой «Индекс креативного капитала»: провели масштабное исследование, составив рейтинг развития креативной экономики в 9 российских городах.

На основе данных Росстата, показаний 63 экспертов и собственных исследований специалисты выделили 5 основных блоков показателей и, выставив оценки, получили рейтинг самых креативных городов. В тройку лидеров ожидаемо вошла Москва, Петербург и Казань - три самых богатых города России, причем не только экономически, но и технологически. Далее выстроились Екатеринбург, Краснодар, Тюмень, Новосибирск, Воронеж и Нижний Новгород.

Впрочем, согласно таблице индекса, в тройке тот же Петербург оказался главным образом благодаря блоку «Бренды», за который получил 94 балла (спасибо имиджевой привлекательности и медиаобразу города), а, например, блок «Власть» город провалил, заработав всего 35 баллов за «поддержку властями бизнеса» (у Казани - 75 баллов, у Краснодара - 60), не лучше у города и с показателем «инновационная инфраструктура» (37 баллов при 58 у Новосибирска).

Но у города на Неве есть конница в резерве. Во-первых, это суперпроект «Инноград», который собирается отстроить в городе-спутнике «Южный» ИТМО, причем вуз очень не хочет повторить судьбу казанского «Иннополиса», который строился на федеральные деньги с большим апломбом, но в итоге провалился - его креативные мощности не заполнены и наполовину, рассказывали эксперты.

Существенную помощь креативной экономике окажет и смольнинская программа, которую накануне на Инвестиционном форуме представила глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк. По ее словам, планируется предоставлять инвесторам, готовым развивать этот сектор экономики, недвижимость «по минимальной арендной ставке». Комитет уже отобрал 10 объектов в центре города, которые могут быть потенциально интересны инвесторам, их сдадут в аренду на срок до 10 лет. Для более крупных проектов комплексного развития комитет предлагает применение концессионной схемы.

По словам Алексея Кудрина, Петербург - один из немногих городов, который может позволить себе отвлекаться на развитие творческих кластеров. «Петербург существенно отстает от Берлина по развитию креативной индустрии, хотя имеет не меньший, а даже больший потенциал, - заявил эксперт. - Доля творчества в экономике города должна составлять не менее 10-12%, но пока это только 2%».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, педагог, 48 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии