Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Стратеги поневоле

 Фото: www.forumstrategov.ru Фото: www.forumstrategov.ru Экс-министр финансов Алексей Кудрин приехал в Санкт-Петербург обсудить со своими бывшими коллегами итоги стратегических планов, которые они когда-то вместе готовили. Пришлось признать, что достигли, мягко говоря, не всего и что самый действенный план - это план, директивно «спущенный сверху»

Среди организаторов состоявшегося в Петербурге форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» значились Госдума, Министерство экономического развития, Правительство Петербурга. Но по факту еще до его начала форум прозвали «кудринским», а экс-министр финансов Алексей Кудрин занял место центральной фигуры мероприятия. Став модератором ключевых дискуссий, опытный политик обеспечил фон для того, чтобы напомнить о себе и о своей деятельности.

Алексей Кудин ограничился фразами вроде «Россия должна сменить свой преимущественно сырьевой экспорт на преимущественно технологический». Как это сделать, он не пояснил

Деятельность эта напоминает «политическую пенсию» лишь поверхностно. Как известно, Алексей Кудрин возглавляет совет Центра стратегических разработок - экспертной организации, отнюдь не определяющей политику страны. В то же время он состоит в президиуме Экономического совета при Президенте РФ и участвует в подготовке Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года.

О создании стратеги было объявлено еще летом прошлого года. Планировалось, что ее напишут за несколько месяцев, однако работа затянулась. Появились слухи, что документ может стать предвыборной программой кандидата в президенты в 2018 году. Если это так, то ее разработчики имеют все шансы войти (или вернуться) в высшую политическую обойму.

Раскрывать все карты Алексей Кудрин не спешил, видимо, приготовившись к забегу на длинную дистанцию. «Сейчас мы работаем над стратегией, - говорил он. - Ее окончательный облик только сформируется и, может быть, в первом приближении это будет начало следующего года». Никакой конкретики журналистам выжать из экс-министра не удалось. Алексей Кудин ограничился фразами вроде «Россия должна сменить свой преимущественно сырьевой экспорт на преимущественно технологический». Как это сделать, он не пояснил.

Меньше половины - и то хорошо

Значительна часть мероприятия была посвящена работе над ошибками предыдущих стратегий. «Отдуваться» за них было предложено плеяде бывших и действующих чиновников, участвовавших в подготовке трех стратегических документов: «Стратегии-2010», «Стратегии-2020» и Концепции долгосрочного развития России до 2020 года (КДР-2020). Первый документ писался для только возглавившего страну Владимира Путина. Второй должен был стать обновленной версией первого, но тут случился экономический кризис 2008 года, и стратегию пришлось спешно переписывать. Так появилась КДР-2020.

Итоги реализации этих стратегий трудно назвать впечатляющими. Первая из них, по оценке собравшихся, была выполнена на 40%. Остальные, видимо, настолько хуже, что участники дискуссии даже постеснялись озвучить конкретные цифры. Зато много говорили о причинах неудач.

«Стратегия-2010 писалась ровно под президента. Две другие стратегии в этой части сильно хромали. Стратегия-2020 - это было упражнение внутри правительства... И администрация президента, и президент никогда эту стратегию как свою не воспринимали»

«Главная проблема тогдашнего правительства, которая, возможно, привела к невыполнению очень большого количества задач этой стратегии ("Стратегии - 2020" - ред.), стало то, что в системе действовало очень строгое право вето каждого ведомства, которое было несогласно, - рассказывал экономист Михаил Дмитриев, в 2000-2004 годах занимавший пост первого заместителя министра экономического развития и торговли. - Я помню себя как начинающего заместителя министра. После одобрения этой стратегии я сел за свой стол и посмотрел список тех согласований, которые мне надо будет пройти по моим пунктам реализации стратегии. Их было такое количество, что стало ясно - добиться согласия всех ведомств на реализацию мероприятий стратегии будет просто невозможно».

«Проваливались очень важные блоки реформ», - продолжал Михаил Дмитриев. В качестве примера он привел отмену избыточных лицензий на различные виды деятельности. Таковых было 400. Стояла задача сократить их до 70. Каждое ведомство отстаивало «свои» лицензии до последнего.

«Оглядываясь назад, даже в отношении Стратегии-2010 странно, что мы на 40% эту стратегию выполнили», - признал Олег Фомичев - действующий замминистра экономического развития РФ, работающий в этом министерстве с 2000 года. Впрочем, он тут же назвал причину относительного успеха: «Стратегия-2010 писалась ровно под президента. Две другие стратегии в этой части сильно хромали. Стратегия-2020 - это было упражнение внутри правительства... И администрация президента, и президент никогда эту стратегию как свою не воспринимали».

«Во всех трех стратегиях мы практически не уделяли внимания внешнему контексту, - продолжил Олег Фомичев. - Это не только политические вызовы, это и технологические вызовы, например».

Наконец, по словам чиновника, стратегии включали в себя большой набор мер, без концентрации на главных направлениях, а еще - не исполнялись как следует: «Мы гораздо успешнее создаем концепции и нормативные акты, чем их исполняем», - согласился президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов, замминистра экономического развития в 1997-2007 годах.

Относительные успехи

Впрочем, не все так плохо. Собравшиеся вспомнили и более успешные примеры реализации стратегических планов. Во-первых, это так называемые нацпроекты, запущенные в 2005 году под преемника Путина Дмитрия Медведева. «Нацпроект "Жилище" позволил создать реально эффективно работающий рынок ипотечного кредитования, который увеличился в 30 раз за 10 лет, - рассказал Михаил Дмитриев. - Это очень хорошие темпы. Россия быстро преодолела отставание по уровню ипотечного кредитования от стран со средним уровнем развития».

Второй пример - «Майские указы» Владимира Путина, подписанные им в 2012 году после избрания президентом. Так, один из них предписывал поднять Россию в международном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business со 120-го места в 2012 году до 20-го в 2018-м. Сейчас страна на 40-м месте, и это уже беспрецедентный случай столь резкого роста, признал Михаил Дмитриев.

Как отметили участники дискуссии, последние три года страна живет без актуальной стратегии развития, и «Майские указы» ее, по сути, заменяют.

Что делать?

«Разработка стратегии - это всегда конфликтная процедура, - говорил Андрей Шаронов, - рассуждая о том, какой должна быть правильная, а главное - выполнимая стратегия. - И, прежде всего, потому что стратегия должна ответить на вопрос: "Чего мы не делаем?", а не "Что мы делаем?" Это первое типичное заблуждение, когда стратегию начинают с того, чтобы удовлетворить интересы всех групп и элит, и она получается сразу по принципу "всем сестрам по серьгам"».

Итог дискуссии напрашивался довольно-таки авторитарным по духу. Лучше всего исполняются те планы, которые приняты единолично и «спущены вниз» в директивном порядке

«Если мы полезем во всю совокупность проблем, болячек, которые есть во всех сферах, мы не получим ни стратегии, ни развития, - соглашался Михаил Дмитриев. - Мы должны сфокусироваться на том, что в каждой отрасли может принести значительный вклад в экономический рост». И тут же привел пример: «30 трлн рублей мы можем получить за счет изменения конфигурации инфраструктуры, которая обеспечивает более оптимальное экономическое использование пространства Российской Федерации».

Без качественной стратегии развития страну ждет стагнация и снижение уровня жизни, делал ремарки в ходе дискуссии Алексей Кудрин.

Собравшиеся говорили о необходимости улучшать инвестиционный климат, обеспечивать равенство всех форм собственности перед законом и прочие общеизвестные тезисы, которые принято называть либеральными. Однако итог дискуссии напрашивался довольно-таки авторитарным по духу. Лучше всего исполняются те планы, которые приняты единолично и «спущены вниз» в директивном порядке. О подготовке майских указов Путина знали даже не все члены правительства, упомянул Алексей Кудрин.

Олег Фомичев высказался более обтекаемо: «Стратегия должна быть вписана в политический процесс, и принятие стратегии должно совмещаться с приходом лидера и с объявлением им некой своей программы действий». Очень похоже, что со Стратегией-2030 получится именно такой.

Кстати

Ранее «Общественный контроль» изучал историю стратегического планирования в Санкт-Петербурге и анализировал, какие из поставленных много лет назад целей были достигнуты, а какие - нет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии