Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Алексей Третьяков: На борьбу с «сетевиками» нужно призвать советскую торговлю

 Фото: Оксана Вицан Фото: Оксана Вицан Сегодня во всем мире отмечают День качества, и наши СМИ особенно активно призывают покупать отечественные товары. Между тем потребители нередко недовольны продукцией на прилавках. Реально ли в условиях кризиса повысить качество продуктов и насколько вообще велик потенциал российских производителей? На вопросы ОК-информ ответил глава Ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков:

- Всем известен термин «монополия», что означает «диктат продавца». Но есть еще и другой, менее популярный экономический термин - «монопсония». Это - «диктат покупателя». Беда в том, что в уникальном российском случае эти две функции объединились в руках крупных торговых сетей. По отношению к покупателям они - монополисты, ставшие таковыми после массовых зачисток, доступных отечественному производителю альтернативных каналов сбыта и ликвидации других вариантов покупки товаров потребителями.

«Торговые сети - один из мощных секторов бизнеса, во многом определяющий и государственную политику»

Покупателю деваться некуда, он идет в сеть. Отечественному производителю тоже деваться некуда, и он тоже идет в сеть. Причем из-за большого объема продукция сбывается сетевым гигантам практически по себестоимости. Остановить эти продажи - означает остановить цикл производства и «умереть». И в результате получается, что продукция одной и той же фабрики в сетевых супермаркетах продается дешевле, чем в торговых точках частных предпринимателей.

В условиях кризиса и падения потребительской способности населения сети начинают «выкручивать руки» производителям, ставя основным условие: «чтоб было не дороже, чем…». Но ведь за такие деньги просто невозможно произвести качественную продукцию! А значит, производитель вынужден «химичить» с объемом упаковки, с процентом жирности и т. д. В отдельных случаях выпускается даже откровенный фальсификат, и вместо качественного продукта в ход идут красивые слова на упаковке.

Нет, наверное, смысла говорить о том, что цель любого капиталиста - извлечение прибыли. Но в нашей стране бизнес действует разухабисто - прежде всего потому, что российские капиталисты не живут в России. В этом их главное отличие от западных коллег, которые вынуждены считаться с родной средой обитания, уменьшать свои аппетиты, делиться прибылью и придерживаться адекватных норм поведения. Наши олигархи работают «вахтовым методом» - схватить и увезти. Они не заинтересованы в нормальном социальном состоянии общества.

«В нашей стране капитал действует разухабисто, потому что российские капиталисты не живут в России. В этом их главное отличие от капиталистов западных, которые вынуждены считаться с родной средой обитания»

У крупных торговых сетей также нет никаких обязательств перед народом. Задача одна - выжать все, что можно, а после нас, как говорится, хоть потоп. Иными словами, можно говорить о том, что в политическом плане торговые сети - один из мощных секторов бизнеса, во многом определяющий и государственную политику.

Механизмов борьбы с такой ситуацией два. Первый - еще памятная многим «советская торговля», когда государство все берет в свои руки - устанавливает цены, разрабатывает планы и жестко контролирует процесс. Вопрос о том, можно ли сегодня вернуться к этому методу работы, - риторический. Второй механизм - известный принцип Адама Смита, то есть тотальная конкуренция в чистом виде. Но она предполагает честную игру, а сейчас так никто не играет. Следовательно, в реальности сегодня невозможно ни то, ни другое…

Надежда остается только на общество, которое должно давить на государство, чтобы то умерило аппетиты сетевиков. Достичь этого можно лишь развитием мелкой розницы, которое неминуемо вызовет «отрезвляющую» конкуренцию. Но и это еще не все. В стране должна начать работать система государственных стандартов. Только введение ГОСТов способно исключить из практики бесконечные технические условия.

Если эти принципы окажутся введены, именно на стыке развития конкуренции и контроля производства проблемы с качеством и ценами будут наконец разрешены.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша и Таня, инженеры, 37 и 34 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии