Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Как сделать музей из «Слона»

 В советские годы сложилась достаточно устойчивая традиция организации музеев Великой Отечественной войны. Набор муляжей, некачественные фотографии, бетонная стела или типовой памятник неподалеку. Все это было пропитано формальностью, а к концу 80-х совсем пришло в запустение

Но времена меняются, идет вперед и музейное дело, а главное - возникают музеи, созданные уже на основании нового восприятия своей истории, восприятия, во многом пришедшего из поискового движения, да и вообще из интереса общества в целом.

Проблема музеефикации фортификационных сооружений в Петербурге и его окрестностях стоит очень остро. В самом городе в 1941, 1942-м и особенно - в 1943-м годах активно возводилась линия обороны. Некоторым дотам повезло - в Красном Селе, на Ленинском проспекте, проспекте Народного Ополчения, в Купчино они сохранились. Другие оказались разрушены, некоторые засыпаны. Никто в 60-е и 70-е годы не воспринимал их как памятники истории. Скорее - как досадную помеху строительству.

И уж тем более не воспринимались памятниками истории доты Карельского укрепленного района на северных окрестностях Петербурга. После войны они оставались долгое время военными объектами. Известность к ним пришла только в эпоху интернета. Еще более печальная судьба постигла вражеские укрепленные линии. Знаменитая «Линия Маннергейма», а также менее известная «Линия ВТ» и по сей день находятся в большей своей части в запустении.

Понимание необходимости сохранения фортификационных сооружений как памятников истории пришло достаточно поздно, в перестроечные и постперестроечные годы. И пришло, к сожалению, далеко не ко всем: до сих пор и на фортах Кронштадта, и на дотах КаУРа можно встретить бригады мародеров, спиливающих любой метал и сдающих его в переработку. Осознание того, что ситуацию надо менять, пришло активистам, любителям-историкам, поисковикам. И именно благодаря усилию общественности, энтузиастам появились новые военные музеи. Один из них - музей «Сестрорецкий рубеж».

Осознание того, что ситуацию надо менять, пришло активистам, любителям-историкам, поисковикам. И именно благодаря усилию общественности, энтузиастам появились новые военные музеи. Один из них - музей «Сестрорецкий рубеж».

Артиллерийский полукапонир АПК-1 составлял часть Сестрорецкого батальонного района обороны Карельского укрепрайона. Имел позывной «Слон». Сооружение было построено в 1938 году, впервые упоминается в боевых сводках в 1942-м. Он охранял подступы к реке Сестре, железнодорожному мосту и пересечению Приморского шоссе и железнодорожной линии. Личный состав дота неоднократно участвовал в боях. Здесь, столкнувшись с серьезным сопротивлением в 1941 году, остановились финны. Здесь держали до 1944 года оборону Ленинграда с севера бойцы 23-й армии.

И вот перед нами действительно военный музей нового типа. Что стало важными условиями успешного превращения долговременной огневой точки в музей?

Прежде всего, конечно, энтузиазм людей, сплотившихся вокруг общественника Олега Бушко, народная инициатива, поддержанная в большей или меньшей мере местными властями. Другим фактором стали хорошая сохранность - несмотря на определенные потери (в начале 2000-х здесь успели побывать мародеры), дот оставался в неплохом состоянии по сравнению с другими постройками, зачастую разграбленными до голого бетона. Еще сыграли роль удобное расположение, наличие транспортных путей, близость города.

Важным фактором стал и правильный подход в организацию музея: в основе его - интерактивность, доступность экспозиции. Ко многим вещам можно прикоснуться, увидеть и почувствовать себя в роли солдата-артиллериста.

Важным фактором стал и правильный подход в организацию музея: в основе его - интерактивность, доступность экспозиции. Ко многим вещам можно прикоснуться, увидеть и почувствовать себя в роли солдата-артиллериста. Вскоре после открытия экспозицию в доте дополнили найденные бронеколпаки, переносные бронещитки, огневые точки, причем как советские, так и финские, обнаруженные на местах боев. Сюда же были перенесены и пограничные знаки, ранее находившиеся на границы России и СССР с Финляндией. Экспозиция обрела глубину. На небольшом участке была воссоздана линия обороны с характерными заграждениями из колючей проволоки, электрозаграждениями, огневыми точками. Так выглядела линия обороны поблизости от АПК-1 в годы Великой Отечественной.

Дополнило сложившийся музейный комплекс проведение исторических реконструкций. В сочетании с историческим ландшафтом, превращенными в музей укреплениями, игровые бои становятся не просто зрелищем, приобретают особую достоверность.

Автор неоднократно наблюдал и иную форму работы на территории музея. Там проводится своеобразный однодневный военно-исторический лагерь для школьников города. Их приводят, проводят экскурсию по доту, потом - небольшую тренировку, в которую входят и элементы современной армейской и строевой подготовки, и знакомство с оружием времен Великой Отечественной. Участники даже пробуют себя в основах штыкового боя, упражняясь, как и ополченцы Ленинграда, на мешке с сеном.

Потом - фотографирование в касках и плащ-палатках, каша из полевой кухни. Есть и важная торжественная часть - посещение кладбища мемориала «Сестрорецкий рубеж» на противоположной стороне Приморского шоссе. Можно по-разному оценивать содержание таких занятий, но они яркие, живые и однозначно нравятся школьникам.

«Сестрорецкий рубеж» - не единственный новый военный музей. Есть и другие: уже и частные музеи зимней войны на дотах «Линии Маннергейма», и реконструированный дот на «Линии Ижора», который планируется развернуть в целый большой музейный комплекс. Понимание значения фортификации времен Великой Отечественной пришло и к властям. В прошлом году почти 80 дотов официально признаны памятниками и поставлены под охрану. Остается надеяться, что опыт «Сестрорецкого рубежа» будет использован при превращении в музеи как памятников советской истории, так и фортов времен Российской империи, и даже, может быть, финских оборонительных линий.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», 26 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии