Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

«Доскональная» история

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Не успела забыться наделавшая в Петербурге шуму эпопея с мемориальной доской Густаву Карловичу Маннергейму, как в городе - новая напасть. На фасаде дома № 3 по Большой Зеленина появился памятный знак, сообщающий, что здесь с 1906-го по 1912 год «жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак»

Мемориальную доску, не дожидаясь ее официального открытия, облили черной краской. В том, что этим история не закончится, можно не сомневаться. И потому, наверное, подошло время осмыслить, по какой причине возникают такие ситуации и что вообще в городе творится с памятными знаками…

Нет человека - есть проблема

Скандал вокруг мемориальной доски Колчаку возник еще четыре года назад, когда в СМИ появилась информация о том, что историко-культурный центр «Белое дело» планирует увековечить память адмирала, которого авторы идеи именуют не иначе как «Георгиевским кавалером, героем Первой мировой войны, Верховным Правителем России». Чтобы доказать правомерность появление данного текста на памятном знаке, сторонники идеи разместили на форумах километры постов, восхваляющих «выдающегося полярного исследователя» и «лучшего специалиста своего времени по минному делу».

В ответ их оппоненты принялись не менее убедительно сообщать, что расстрелянный в 1920-м белый адмирал, согласно закону, является военным преступником. В 1999 году суд признал его не подлежащим реабилитации, так как он осуществлял террор гражданского населения.

Словесная перепалка закончилась тем, что на Зеленина, 3 кто-то повесил откровенно антимемориальную пенопластовую табличку: «Здесь жил Колчак А.В. - военный преступник и палач».

Самовольно установленный компромат сняли, контр- и проколчаковские интернет-страсти начали сходить на нет. Горожане, занимаясь другими делами, не вспомнили о своих жарких спорах даже когда на экраны вышел фильм «Адмирал». Как вдруг - практически для всех неожиданно - 12 ноября на фасаде дома № 3 были укреплены строительные леса - и забравшиеся на них рабочие принялись монтировать мемориальную доску. Одновременно в интернете появилась информация о том, что официальное открытие памятника Колчаку назначено на 16 ноября…

Работники пера и топора

Объективно говоря, табличка на Зеленина - не первый памятный знак, посвященный деятелю белого движения. 10 лет назад мемориальная доска Колчаку появилась в Екатеринбурге. Имеется таковая и в здании Морского корпуса Петра Великого, где учился будущий адмирал. Причем ни та, ни вторая доска от вандалов не пострадали ни разу. Так почему же новая, только что установленная, вызвала столь бурную реакцию? Неужели из-за того, что петербуржцы, потренировавшись на маннергеймовском барельефе, элементарно вошли во вкус? Но чего в таком случае ожидать дальше, учитывая обилие в городе откровенно спорных мини-памятников?..

10 лет назад мемориальная доска Колчаку появилась в Екатеринбурге. Имеется таковая и в здании Морского корпуса Петра Великого, где учился будущий адмирал.

Привыкнув к суперобилию в Петербурге мемориальных досок, мы редко вчитываемся в выгравированные или высеченные на них тексты. Поэтому никого, например, не раздражает косноязычный текст таблички на Гражданской, 19:

«Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Сторонников здорового образа жизни не задевает за живое доска на Гороховой, 42:

«В этом доме в 1905-1906 гг. помещался профессиональный союз трактирщиков трактирного промысла гор. С.-Петербурга. Лен. губ. отдел проф. союза рабочих Нарпит и общежитий СССР. 13-XII-25».

Ненавидящие все социалистическое граждане равнодушно проходят мимо дома № 125 по проспекту Обуховской Обороны, памятный знак на котором сообщает:

«1905. Паровым молотом разбивали рабочие революционеры оружие черносотенцев и судили начальника завода Маркова 19 7/10 30».

Некоторые особо политически продвинутые горожане поворчали, правда, на своих интернет-форумах, когда в СМИ появилось сообщение о том, что в музее Кировского завода была открыта памятная доска в честь экс-руководителя КНДР Ким Чен Ира. Но никаких серьезных протестов не случилось. Да и вообще не склонны петербуржцы к активным противомемориальным действиям. Скорее даже наоборот…

Я знаю, доски будут…

«В этом доме в 1982 году Иван Сидоров пришел в гости к Марье Павловой и сделал ей предложение руки и сердца»…

История Петербурга не ограничивается деяниями граждан, признанных когда-то «заслуженными». Она - в делах и поступках миллионов и миллионов обычных, «неизвестных» горожан.

Анекдот? Вовсе нет! Аналогичные мемориальные доски вполне могут появляться на фасадах петербургских жилых домов. На исторических зданиях Невского или Литейного, конечно, такого не случится. Поскольку эти люди не совершили значимых для города и страны поступков, увековечение их памяти не будет санкционировано советом по мемориальным доскам. А вот на Гражданке или, скажем, в Веселом поселке, застройка которых уж точно никогда не будет признана «культурным наследием», - запросто.

Насколько подобные вещи, даже если они не противозаконны, все-таки оправданны? С одной стороны, слишком многим из живших в Санкт-Петербурге замечательных ученых, писателей и государственных деятелей до сих пор памятные доски так и не открыты. А тут какие-то Иван да Марья, о которых никто, кроме их коллег и родственников, слыхом не слыхивал!

Но с другой - почему нет? История Петербурга не ограничивается деяниями граждан, признанных когда-то «заслуженными». Она - в делах и поступках миллионов и миллионов обычных, «неизвестных» горожан. Так почему бы не появиться, допустим, барельефу некоей Татьяны Павловны, которая расставила в каждом подъезде своей пятиэтажки горшки с кактусами? Может быть, именно в этом сообщении о маленьком деле маленького человека и содержится истинная функция мемориальных досок - послание города и горожан будущим поколениям?

Так-то оно так, однако у этой медали имеется и обратная сторона - не случится ли, что все поголовно бросятся крепить свои таблички на стенах типовых панельных домов? Изготовить такой «памятник» - пара пустяков, достаточно набрать в любом поисковике «мемориальные таблички» - и посыплются предложения даже для тех, чей бюджет не предполагает серьезных трат. Так за чем же дело стало?

Правда, с дешевизной надо быть все-таки поосторожнее, чтобы не случилось казуса, как при открытии барельефа Высоцкого. Праздник тогда был устроен настоящий. Но радость гостей оказалась омрачена - в высеченной на камне строчке из песни резала глаз орфографическая ошибка: «мои поезда не вернутЬся пустыми»…

Да что там орфография! Предугадать, что захотят сохранить для потомков наши граждане, вообще невозможно. Хочется надеяться, что в Питере не появится аналог рижской таблички: «Всем, пожертвовавшим свое время на спасение виртуального мира». Но зарекаться все же не следует. Петербург - город особенный. Имеющий непредсказуемый характер, своеобычную харизму, а также множество не слишком хорошо продуманных законов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии