Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Замок Кархумяки и «зубы дракона»

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина Главной достопримечательностью карельского города Медвежьегорск, расположенного на северной оконечности Онежского озера, является сеть финских оборонительных укреплений на горе Лысуха. Финны назвали его «Замок Кархумяки», что в переводе с финского обозначает «Медведь-гора» («карху» - медведь, «мяки» - гора). Это место настоятельно рекомендуется к посещению любителям военной истории

Эхо войны

Укрепрайон Кархумяки представляет собой огромный лабиринт, настоящий «город в скале», поражающий своими масштабами. Он строился финнами с 1942 по 1944 годы для обороны наподобие «Линии Маннергейма» на Карельском перешейке. Мы уже рассказывали, как в декабре 1941 года, после взятия Медвежьегорска финскими войсками, красноармейцы при отступлении взорвали плотину водохранилища. В результате соседний поселок Повенец был фактически уничтожен водяным валом, а линия фронта остановилась на Беломорско-Балтийском канале. В 1942 году командующий финской армией Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства Масельской линии - долговременного оборонительного рубежа на перешейке между Сегозером и Онежским озером. Его общая длина достигала сорока километров, а самым мощным участком обороны стал расположенный в южной части укреплений узел Кархумяки.

В целом на каждый километр фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и ряд дзотов. Укрепления были разбросаны по всем возвышенностям, окружавшим город с трех сторон. Комплексные сооружения, составляющие узел Кархумяки, вырублены в скалах на западной окраине Медвежьегорска. Тщательно замаскированные, они представляли собой систему круговой обороны. Тоннельные казармы, бункеры, бронеколпаки, подземные лабиринты, траншеи и многочисленные доты под защитой минных полей - все это должно было превратить укрепрайон в неприступное препятствие, на строительство которого потребовались очень значительные материальные и человеческие ресурсы. Помимо финских инженерных войск, к созданию системы оборонительных сооружений были привлечены специальные трудовые батальоны, приехавшие из Финляндии, а также - советские военнопленные.

Но мощный потенциал Кархумяки фактически не был использован. В июне 1944 года советским войскам удалось освободить Медвежьегорск от противника, оказавшегося отрезанным от своих основных сил. Отступая, финны демонтировали часть оборудования и взрывали укрепления. Но именно на горе Лысуха большинство сооружений не подверглись разрушениям и сохранились до наших дней очень неплохо. Уже после войны часть подземных лабиринтов в целях безопасности была специально завалена, но энтузиасты-краеведы к сегодняшнему дню разобрали ряд завалов. Отдельные точки укрепрайона можно увидеть также в черте города и на его окраинах. В их числе - так называемые «зубы дракона» (каменные надолбы - эффективные противотанковые заграждения из глыб пирамидальной формы).

Масштабы поражают

Исследуя узел Кархумяки, мы нашли несколько дотов, командно-наблюдательный пункт, огромную тоннельную казарму, вырубленную в скале, и полуразрушенные траншеи, зарастающие деревьями и кустарником.

Машины оставили у живописного входа в казарму. Она была рассчитана на 150-200 человек и одновременно выполняла функцию и убежища, и склада. В ряде источников встречается информация, что на Лысухе было построено пять тоннельных казарм, снабженных вентиляцией, системой отопления, а также прочим необходимым оборудованием. Говорят, что где-то даже была проведена канализация. Сейчас внутри все пусто, при свете фонариков можно разглядеть сводчатый бетонный потолок, монолитный пол, а также ряд других бетонных элементов. Главный вход в убежище - у подножия скалы, а на ее вершине есть выходы, откуда по траншеям можно было попасть к огневым точкам. Мы же идем к дотам по широкой лесной грунтовке, которая выводит нас к склону горы, обращенному к Повенецкому заливу Онежского озера.

Вырубленные в скале доты отличаются друг от друга и состоят из одного (боевой каземат), двух (тамбур и боевой каземат) или трех помещений (тамбур, казарма, боевой каземат). Изнутри все помещения отделаны бетоном, а снаружи замаскированы каменной кладкой. Сохранились входы, амбразуры, бронированные колпаки, вентиляционные отдушины, смотровые щели. Посредством лабиринта подземных переходов, люков и бетонных лестниц доты соединялись с тоннельной казармой и командным пунктом.

С мест расположения огневых точек открывается красивый вид на озеро и город, над которым эффектно возвышается белоснежная православная церковь Ильи Пророка. Под эту церковь в конце 1990-х годов было отдано одноэтажное здание бывшего молодежного клуба, в ходе реконструкции надстроена башня с шатровым покрытием и луковичная главка. Виды, конечно, замечательные, но, гуляя по Кархумяки, не забывайте внимательно смотреть под ноги: во-первых, тут есть куда провалиться, а во-вторых, в теплое время года на склоне горы можно встретить змей.

Оборонительные укрепления на Лысухе можно, конечно, посмотреть самостоятельно. Никакой платы за вход здесь нет, главное - найти нужную грунтовую отворотку в районе Китайского озера. Но гораздо интереснее посещать этот памятник военной истории с местными знатоками-краеведами - например, из Медвежьегорского районного музея, который организовывает сюда экскурсии. Нашим сопровождающим стал историк и преподаватель Александр Санников, с которым мы познакомились в расположенном неподалеку урочище Сандормох  - мемориальном кладбище, где захоронены тысячи жертв сталинских репрессий. По словам Александра Евгеньевича, комплекс медвежьегорских оборонительных сооружений настолько огромен, что до сих пор он не увидел даже его десятой части, несмотря на многолетнее изучение этой темы: все окрестные сопки сплошь в таких укреплениях. Причем далеко не все из них так хорошо доступны и видны, как на горе Лысуха, так что работы в этой области еще непочатый край.

Фото Елены Куракиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юля, сотрудник офиса, 22 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии