Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Депутаты взяли в руки «шашечки»

 Фото: https://wikimedia.org Фото: https://wikimedia.org Дорабатывать написанный в Смольном проект городского закона о такси будет рабочая группа, которую возглавит депутат ЗакСа Алексей Макаров. Концепцию законопроекта от комитета по транспорту он и его коллеги раскритиковали в пух и прах

Постоянная комиссия по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга в понедельник рассматривала даже не проект закона, а его концепцию. Впрочем, документ под названием «О деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Санкт-Петербурга», розданный участникам заседания, был именно законопроектом.

Новый городской закон о такси пишется с 2012 года, то есть процесс начался вскоре после того, как в 2011 году был принят федеральный закон, упорядочивший рынок таксомоторных перевозок.

Но осторожность чиновников можно понять. Новый городской закон о такси пишется с 2012 года, то есть процесс начался вскоре после того, как в 2011 году был принят федеральный закон, упорядочивший рынок таксомоторных перевозок. Именно тогда такси приобрели привычный сегодня облик - с «шашечками» и «гребешками». В Санкт-Петербурге же до сих пор действует закон 2004 года, который противоречит новым федеральным правилам, признал, выступая перед депутатами, начальник отдела организации пассажирских перевозок комитета по транспорту Сергей Рыбак.

Чиновник перечислил следующие нововведения, которые предлагает концепция законопроекта. Правительству города предложено устанавливать правила организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а комитету по транспорту - региональные стандарты перевозок. Отличие первых от вторых в том, что региональные стандарты перевозчики смогут использовать добровольно. Далее - у всех такси должны быть желтые знаки, а сами машины могут быть только трех цветов: белого, серебристого и черного. Белый цвет, по словам, Сергея Рыбака, предназначен для бюджетных машин, черный - для бизнес-класса. «Средний класс» по этой логике должен ездить на серебристых такси. Сразу вспомнилась фраза из бессмертного фильма «Кин-дза-дза!»: «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели - нет будущего!». Вот в Нью-Йорке все такси желтого цвета - и нет проблем! А хочешь быть ровнее других - бери в аренду с водителем все, что душе или карману угодно.

Но и это еще не все. Все таксомоторные предприятия, имеющие право работать в Петербурге, должны быть зарегистрированы в городе. Сейчас же в Северной столице работает компания из Москвы, которая купила машины, получив на это субсидию столичных властей, пояснил Сергей Рыбак. Нашелся у чиновника и «пряник» для таксистов: машины, оборудованные двигателем на газовом топливе или электродвигателем, согласно концепции закона, избавят от уплаты транспортного налога на пять лет.

Бедные в белом и богатые в черном

Еще до того, как концепцию закона начали обсуждать депутаты профильной комиссии, заключение на него написало юридическое управление ЗакСа. Оно вышло даже объемнее, чем текст законопроекта, обратил внимание председатель комиссии Алексей Макаров. Наиболее существенные замечания таковы: правила перевозок пассажиров всеми видами транспорта утверждает правительство РФ, а правительство города такого права не имеет. Не выйдет у комитета по транспорту разрабатывать и некие региональные стандарты, поскольку любые системы добровольной сертификации и стандартизации разрабатываются участниками рынка и регистрируются федеральными органами власти. Наконец, нельзя требовать от таксистов ни желтых знаков, ни «петербургской прописки».

«Для того мы и легализуем службу заказа такси, чтобы служба заказа такси передавала не кому вздумается заказ, а именно тем перевозчикам и на те транспортные средства, на которые получены разрешения».

Масла в огонь подлили члены комиссии. Вопросы и замечания к предложенной концепции нашлись почти у каждого из них. Так, депутат Александр Ходосок спросил Сергея Рыбака, почему в концепции закона ничего не говорится про требования безопасности к такси, про установку в машинах видеорегистраторов, а также про перевозку лиц с ограниченными возможностями. Чиновник ответил, что безопасность регулируется федеральными законами, а инвалидов в Петербурге возит специальное социальное такси.

«Если вдруг инвалид изъявит желание, а запретить мы не можем, и поедет на такси в соответствии с тем законом, который мы примем, после этого наступит некий факт разрешения спора, то, в соответствии с этим законом, предъявить претензии по организации перевозки будет некому, - возразил Александр Ходосок. - Мы ставим наше население в тупик, мы не для них тогда пишем законы, получается».

Константин Чебыкин поинтересовался, как проверять предприятия такси, работающие с водителями по удаленному принципу. «Они достаточно дистанционно общаются, и фактически ни диспетчерские, ни операторские сервисы не видят, ни в каком состоянии находится водитель, ни в каком состоянии находится само автотранспортное средство», - пояснил депутат.

Тут Сергей Рыбак нашел, что ответить. «Для того мы и легализуем службу заказа такси, чтобы служба заказа такси передавала не кому вздумается заказ, а именно тем перевозчикам и на те транспортные средства, на которые получены разрешения», - сказал он, имея в виду, что законопроект содержит определение понятия «служба заказа».

Но Константин Чебыкин возмутился и «цветовой дифференциацией». «У нас всегда цвет такси был желтым, и ездили все - и богаты и бедные», - сказал он. Сергей Рыбак смог лишь возразить, что машины белого цвета дешевле сами по себе, а ввести черный цвет попросило бизнес-сообщество.

«Тот алгоритм, который прописан, - он практически исключает возможности работы такси в качестве индивидуальных предпринимателей», - настала очередь Оксаны Дмитриевой. По ее словам, ни один индивидуальный предприниматель не сможет обеспечить медицинский контроль водителя. Тут на защиту коллеги встала первый заместитель председателя комитета по транспорту Елена Осинцева. Она заявила, что Оксана Дмитриева критикует уже не городские, а федеральные нормы. «У регионального законодателя есть возможность минимизировать вред федерального законодательства, - не растерялась депутат. - В данной ситуации можно было продумать вариант контроля, и медицинского, и технического, для индивидуальных предпринимателей, реально возможный и реализуемый». По мнению Оксаны Дмитриевой, можно было бы создать некий центр, который будет проводить предрейсовый контроль для всех желающих участников рынка.

«Два вопроса мы можем регулировать: предусмотреть цветовую гамму такси и ввести максимальное количество такси. Это по федеральному закону мы имеем право регулировать на уровне закона субъекта».

Между тем Александр Рассудов напомнил чиновникам, что те, вводя запрет для иногородних такси, ограничивают конкуренцию. Сергей Рыбак оправдывался тем, что никто не запретит московской компании привести клиента в Петербург. Запретят брать пассажира в Петербурге. Звучало неубедительно, поэтому слово вновь взяла Елена Осинцева. «Предприниматель, зарегистрированный непонятно в каком субъекте, фактически недосягаем для проверок, фактически недосягаем для разборов каких-то в случае поступления жалоб, - заявила она. - И плюс ко всему - та налоговая база, которую мы сегодня недополучаем. Потому что у нас порядка 40 тысяч разрешений выдано. Зарегистрировано в Петербурге может быть две трети, а одна треть зарегистрирована за его пределами».

Ирина Иванова напомнила о запрете увеличивать затратную часть малого и среднего бизнеса. «Перекраска автомобилей - это затратная часть», - указала она. Разрешения выдаются на пять лет, и до их истечения машины можно будет не перекрашивать, возражала Елена Осинцева.

Алексей Макаров поинтересовался у чиновников, как работают санкции против незаконных таксистов-бомбил, ведь сейчас законодательство разрешает конфисковывать у них автомобили. У комитета по транспорту статистики не нашлось, поскольку этим занимается ГИБДД. «Все мы, прилетая в наш город, видим, как в Пулково стоят какие-то мрачные мужики и крутят ключами, - не унимался Алексей Макаров. - Так быть не должно. Почему это происходит?» Сергей Рыбак виновато пожал плечами.

Слово дали представителю бизнеса. Глава Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков стал говорить о наболевшем - нашествии сервисов вроде «Яндекс такси» или Uber, потеснивших традиционные таксомоторные предприятия. «Рынок такси практически разваливается, - жаловался Юрий Вейков. - У нас на сегодняшний день перенасыщение предложения такси над спросом. У нас на сегодняшний день сильнейший ценовой демпинг со стороны так называемых информационно-посреднических организаций. У нас в городе разваливаются последние нормальные таксомоторные предприятия, которые имеют полный технологический цикл. У нас на сегодняшний день идет резкое снижение качества безопасности услуги». Создалось впечатления, что перед этим чиновники и депутаты обсуждали вообще не то, чем живет отрасль.

Попытка номер...

Наконец последний разворот придал дискуссии Алексей Макаров. «Федеральный закон позволяет нам по сути регулировать три вопроса, - просветил он собравшихся. - Во-первых, мы должны определить порядок осуществления регионального контроля. Не можем, а должны. И два вопроса мы можем регулировать. Мы можем предусмотреть цветовую гамму такси. Имеем право. И можем ввести максимальное количество такси. Это два вопроса, которые по федеральному закону мы имеем право регулировать на уровне закона субъекта. К сожалению, другие вопросы федеральный закон не предоставляет право регулировать, и мы должны это понимать».

В итоге было принято решение создать рабочую группу для подготовки законопроекта, которую возглавит Алексей Макаров. И многострадальный документ попробуют написать еще раз.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии