Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Остановки не выдержали напора дизайна

 Фото: Александр Лобановский / Ok-Inform.ru Фото: Александр Лобановский / Ok-Inform.ru Крупный застройщик устроил сомнительную pr-акцию своему жилому комплексу, объявив архитектурный конкурс на лучшую остановку общественного транспорта. Собравшиеся обсудить начинание эксперты быстро остудили дизайнерский пыл конкурсантов, сойдясь на том, что остановка должна быть в первую очередь функциональной

«В общей сложности человек тратит на ожидание два года своей жизни. Что бы мы сделали, если бы могли использовать это время? Комната потерянного времени - это экспериментальное место для обретения потерянного времени наших жизней. Это социальный агрегатор, культурный микро-хаб и место для размышлений о бытии и течении времени».

Нет, это не описание арт-объекта в музее современного искусства. Это то, что может представлять собой остановка общественного транспорта в современном городе. Внешний вид - под стать описанию: конструкция из перевернутых пирамид изнутри похожа на некий древний храм. Сходство подчеркивается специальным местом для костра, не иначе как для жертвоприношений богу времени Хроносу.

Авторы проекта неизвестны. Архитектурный конкурс на лучший проект остановки проходит в анонимном режиме. Но описание «Комнаты потерянного времени» сделано по-английски. Работы поступали со всего мира, поясняют организаторы.

Столь «эстетический» PR-ход предприняла компания ЛСР - крупный петербургский застройщик. Архитекторам было предложено спроектировать остановку в жилом комплексе «Цветной город», который компания строит в Красногвардейском районе города. На одном из стендов открывшейся в фойе второй сцены Александринского театра выставки представлен и сам проект ЖК. На картинке - плотно стоящие друг к другу коробки за 20 этажей. Желание разбавить типичные «каменные джунгли», которые повсеместно возводятся на городских окраинах, хоть чем-то высокохудожественным, сразу становится понятным.

Вандал-архитектор

«Комната потерянного времени» - не самый экстравагантный проект, представленный на выставке десяти работ-финалистов. Чего стоит, к примеру, монолитная железобетонная конструкция с нишами в виде человеческих силуэтов. «Здесь мы сможем, хотя и ненадолго, избежать всех неприятных контактов с посторонними для нас людьми и в последний раз насладиться собственным индивидуальным ПРОСТРАНСТВОМ, прежде чем напрочь лишимся его, сев в предоставляемый нам социальный автобус», - поясняют авторы проекта.

Рядом - конструкция, напоминающая декорации к фильму «Звездные войны». Ее архитекторы, напротив, не стали вкладывать в нее никакой идеи. «Мы создали объем, который притягивает взгляды, запоминается, узнается и отличается от окружения», - сообщили они в аннотации к своей работе.

Еще одни их коллеги предложили прозрачную остановку, которую можно обклеивать объявлениями и разрисовывать граффити. «Обклеенная объявлениями или разрисованная, остановка получает характерные очертания, и вот уже бывший вандал - архитектор, визуализатор», - поясняют авторы проекта. Впрочем, по их идее конструкция легко отмывается от «украшений» и снова превращается в tabularasa.

На этом фоне остановка-библиотека со стеллажами для книг выглядит уже чем-то совершенно традиционным и неудивительным.

«Вы возненавидите архитектуру»

«Строим мы для молодежи, конечно, - рассказывала тем временем начальник архитектурно-дизайнерского отдела компании ЛСР Оксана Андросова. - А что интересно молодым? Что все-таки сегодня востребовано?» «Дешевые квадратные метры», - пронеслось было в головах присутствующих. Но представитель застройщика имела в виду не это. «Какие-то функции или красота, игра, движение, - рассуждала она. - Хотелось бы посмотреть со стороны».

Посмотреть со стороны пригласили архитекторов, дизайнеров и урбанистов. С их участием в рамках открытия выставки прошел круглый стол под названием «Люди встречаются в инфраструктуре». Возможно, подразумевалось, что собравшиеся дружно поддержат начинание застройщика, но в реальности пошло не так.

«Пусть они (остановки. - Прим. ред.) будут без вычурных решений, без монументальных и орнаментальных сложностей, - рассуждала консультант председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга по вопросам градостроительной политики Анна Катханова. - Но чтобы это было хорошего качества. Хорошая пропорция, качественные материалы и чтобы там всегда было чисто». Худшие остановки - грязные и изуродованные вандалами, поделилась она и высказала робкую надежду: «Может быть, в этом замечательном городе будущего («Цветном». - Прим. ред.) будут жить только высококультурные молодые люди...»

«Остановка должна иметь, прежде всего, функциональное значение», - заявил как отрезал архитектор Алексей Левчук. «Представьте, что через каждые 200 метров идут прекрасные произведения архитектуры, - высказал он парадоксальную для архитектора мысль. - Вы просто архитектуру возненавидите уже через одну поездку по одному маршруту любого общественного транспорта».

Свой рецепт создания качественных остановок предложил эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резник. «Достаточно проехаться по городам Европы и посмотреть, какие остановки в центрах европейских городов, - сказал он. - И зачастую там нет ничего особенного в них».

Чтобы направить собравшихся в нужное русло, им задали вопрос: может ли остановка общественного транспорта стать символом современного города и новой платформой социализации? «Я вспоминаю себя лет 25 назад, когда мы с приятелем сидели на остановке, пили пиво и курили сигареты. Это был самый лучший пример социализации», - ответил художник и дизайнер Андрей Люблинский.

Он же привел пример того, что может ждать «высокую архитектуру» в реальных городских условиях. В 2010 году в рамках «культурной революции» в Перми студия Артемия Лебедева спроектировала высокохудожественные остановки общественного транспорта, а местные власти воплотили их в металле. «И по прошествии шести лет остановки все эти были успешно разрушены, - рассказал Андрей Люблинский. - С начала они стали обклеиваться объявлениями, потом на них всевозможное граффити стало наноситься. И в итоге их заварили железными листами и закрасили обычной масляной краской».

Дизайнер и главный редактор журнала «Проектор» Митя Харшак выразился более витиевато: «Я как пользователь общественного транспорта, оказываясь в незнакомом мне городе, когда у меня в подкорке не записана некая карта, и я не знаю, что в данном районе павильон общественного транспорта выглядит так, а в другом - эдак, я должен безошибочно идентифицировать с достаточно дальнего горизонта визуализации, что вот здесь я сяду на трамвай, а вот здесь есть вход в метро».

А инженер-строитель Антон Смирнов обратил внимание на «риск создать конструкцию, которая переживет физически себя, свое моральное состояние». «Глядя на большинство сооружений из вашего лонг-листа, шорт-листа, складывается ощущение их зыбкости, - рассуждал он. - Не потому, что они неправильно сконструированы… Мне кажется, в них заложен художником, создавшим их, какой-то ресурс физического старения до того, как они устареют морально. И это будет прекрасная смерть, потому что зритель никогда не увидит ее обветшалой, не соответствующей современным требованиям общества. Она будет создана сейчас ради прекрасных минут этих дней».

Впрочем, как выяснилось после всего сказанного, ЛСР вовсе не гарантирует победителю конкурса, что его проект будет воплощен в жизнь. «Это вопросы к нам всем - нужно ли нам это, - пояснила Оксана Андросова. - Мы как раз этого от конкурса и ждем». Впрочем, по ее словам, компания все же «в принципе видит возможность» реализации проекта-победителя, которого назовут в пятницу. В любом случае построить одну необычную остановку проще и дешевле, чем создать комфортную среду обитания для тысяч новоселов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии