Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

«Это послание реального лидера, находящегося в середине большого пути»

 Фото: www.kremlin.ru Фото: www.kremlin.ru Сегодня президент России Владимир Путин в 13-й раз обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием. На этот раз оно продолжалось 68 минут, и за это время российский лидер успел затронуть все основные проблемы развития страны, а также послал сигналы всем основным группам российского общества. О том, что это были за сигналы, рассуждают эксперты ОК-информ

Дмитрий Гавра, политолог:

- Самым важным посылом в сегодняшнем выступлении Владимира Путина был следующий - «корни наших проблем и неудач стоит искать прежде всего внутри страны, внутри нас, а не вовне». Это, с моей точки зрения, очень знаковая вещь, ведь в нынешних условиях международных санкций, действующих против России, лидеру РФ было бы довольно легко, что называется, «перевести стрелки», объяснить, что «Россия - это осажденная крепость», «нужно держаться», «во всем виноват Запад» и т. д. Однако президент не стал пользоваться этим приемом и сваливать все проблемы развития страны на кого-то другого.

В целом, это такой психологический жанр «путевых заметок» человека, который двигается во вполне понятном ему направлении, видит пройденную дорогу и видит дальнейший путь, понимает, какие ресурсы для этого нужны

Это означает, что и для исполнительной власти, и для министерств, и для Центробанка, и для других ведомств подобного «окошка объяснений» больше нет - у чиновников больше не получится сваливать все проблемы на «внешнее воздействие». Второй важный аспект - то, что ситуация в стране находится под контролем, и ради ее изменения к лучшему вовсе не требуется каких-то неординарных мер или сверхусилий. Послан сигнал - не надо никаких авралов и прорывов, достаточно спокойно работать по сформированному президентом и правительством плану. И не надо «терпеть» или «потуже затягивать пояса».

В целом, это такой психологический жанр «путевых заметок» человека, который двигается во вполне понятном ему направлении, видит пройденную дорогу и видит дальнейший путь, понимает, какие ресурсы для этого нужны. И не видит необходимости ни ускорять шаг, ни прилагать какие-то сверхусилия для преодоления выбранной дистанции. На восточный манер, это - вполне очевидное послание «лидера, находящегося в середине пути».

В послании были и крайне важные психотерапевтические моменты. Первый момент - внешний. В послании Путина не прозвучало ни одного сильного агрессивного заявления в адрес внешнеполитических оппонентов России. Не прозвучало и никакого намека на смену нынешнего внешнеполитического курса страны. Вообще, «конфронтационный» градус заявлений, адресованный «западным партнерам», был, наверное, минимальным за все последние годы. Например, слово «Украина» не упоминалось в послании ни разу - так же, как и все, что связано с Европой, мигрантским кризисом, трудностями во взаимопонимании между Москвой и Брюсселем и т. д.

Для российских чиновников сигналы президента были следующими - «резких движений» в плане смены кадров и правящих команд в ближайшее время не будет. Причем здесь важно не только то, что Путин сказал, но и то, чего он не сказал. Например, само собой разумеется, что даже в нынешней непростой экономической ситуации глава государства по-прежнему всемерно поддерживает правительство РФ. При этом он давал прямые указания отдельным членам кабинета - в части инновационной политики, информационных технологий, в части управления наукой, медициной, развития образования и т. д.

Послание выглядело как рабочее сообщение без желания понравиться - это говорит об огромной уверенности президента в том, что он делает

Тут можно прочитать и следующий тренд - то, что в части внутренних хозяйственных вопросов президент отчасти берет на себя и функции премьер-министра. В бытность Путина премьером ничего подобного не было - вся экономика, социальная и бюджетная сфера были закреплены за ним. Это было исключительно его поле действий. Сегодня же мы увидели президента, который во внутренних делах напрямую ставит задачи правительству страны. Это тоже важный тренд.

Стоит сказать и об отсутствии того, что обычно занимало много места в предыдущих посланиях - разговора о «духовных скрепах», базовых российских ценностях и т. д. Все это обычно требуется политикам тогда, когда об успехах в экономике или внешней политике сказать нечего, а о проблемах много говорить не хочется. Вот тогда идут разговоры о патриотизме и духовном единстве. Но на этот раз Путин подчеркнуто по-деловому обозначил конкретные задачи по некоторым реформам в школьной программе, в воспитании гражданина - и не более того.

Президент также прямо сказал о том, что курс, взятый властью на относительную демократизацию в обществе, будет продолжен, в том числе и в плане развития институтов гражданского общества. Слова об НКО были облечены в форму прямых задач отдельным министерствам и ведомствам - на то, чтобы увеличить количество грантов, дать им больше возможностей, свободы и т. д., то есть сектор гражданского общества не просто услышал слова о своей важности, а услышал совершенно конкретные задания и поручения нижним уровням власти. Понятно, что государство намерено увеличить финансирование НКО, и это - принципиально важно.

Характерно, что в сегодняшнем послании мы не услышали от Путина каких-то шуточек, афоризмов и эмоциональных высказываний - всего того, что он в предыдущие разы использовал для усиления впечатления у слушателей. Послание выглядело как рабочее сообщение без желания понравиться - это говорит об огромной уверенности президента в том, что он делает. В этом плане глава государства был, можно сказать, «застегнут на все пуговицы».

Дмитрий Травин, политолог:

- Я не расслышал в нынешнем послании президента каких-то особенных сигналов российскому обществу. На мой взгляд, это достаточно ритуальная, традиционная речь, которую Путин произносит каждый год, причем с минимальными изменениями. Я бы мог отметить только некоторую трансформацию взглядов самого президента. Два года назад он говорил о том, что экономическая рецессия в России при самых негативных обстоятельствах продлится максимум два года.

Конечно, в нынешней ухудшающейся экономической ситуации хотелось бы услышать от президента о каких-то решительных мерах, реформах, предложениях по развитию, которые способны вытянуть страну из болота. Но этого, к сожалению, не произошло

И вот прошло как раз два года, при этом внешние обстоятельства для нашей страны были все же не самыми худшими - по крайней мере, цены на нефть не падали до уровня 10 долларов за баррель, они были относительно высоки. Однако даже при этом из кризиса мы так и не вышли. Я вполне допускаю, что страна сможет выйти из него в ближайшее время, но Путин был вынужден сегодня выразиться в том плане, что, «если мы не проведем таких-то и таких-то мероприятий, то у нас не будет и экономического роста».

Раньше никогда такого из уст президента мы не слышали - честно говоря, порой по поводу кризиса у него были «шапкозакидательские» настроения. Помните, в какой-то момент он даже говорил о том, что «и кризиса-то никакого у нас нету». По сути, сейчас он впервые признал, что из кризиса мы выходим в стагнацию. Это весьма показательный момент. По поводу же того, что делать, чтобы избежать стагнации, лично я никакой конкретики от президента не услышал, одни общие слова, по типу «за все хорошее и против всего плохого». По поводу внешней политики я услышал только тот посыл, что «мы все делаем правильно и хорошо», «мы готовы конструктивно сотрудничать с Западом, но в том случае, если он тоже будет вести себя правильно».

Конечно, в нынешней ухудшающейся экономической ситуации хотелось бы услышать от президента о каких-то решительных мерах, реформах, предложениях по развитию, которые способны вытянуть страну из болота. Но этого, к сожалению, не произошло. Единственная новация была в том, что 2017-й пройдет в обсуждении в правительстве параметров налоговой реформы, и с января-2019 у нас будет новая налоговая система.

Это, в принципе, совершенно понятно - если в бюджете «концы с концами не сходятся», то власти просто вынуждены повышать налоги. Причем заранее понятно, что это способно только ухудшить положение дел в экономике - на западе прекрасно знают, что в кризисных условиях налоги нужно снижать, а не повышать. Возможно, поэтому Путин сказал о налогах весьма расплывчато. В целом же речь президента, на мой взгляд, была вполне стандартной.

Константин Косачев, сенатор:

- России не нужны враги, но очень важны друзья на международной арене. Поэтому особое внимание в послании президента РФ уделено российской идее формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии. В речи президента была очень жесткая и отрезвляющая констатация того, что десятилетия после «холодной войны» пропали даром. Увы, это вывод, продиктованный объективными реалиями - нам вместе с западными партнерами так и не удалось построить всеобъемлющую систему безопасности, решить многие конфликты и предотвратить возникновение новых, сформировать международные механизмы противодействия общим вызовам, в первую очередь - терроризму. Не наша вина в этом - мы честно пытались играть по правилам, предложенным нам, однако наша готовность воспринималась как слабость. И в итоге наши интересы стали игнорировать, а сами правила - нарушать, как это было с расширением НАТО и созданием глобальной ПРО, силовыми действиями без санкции Совбеза ООН и отделением Косово.

В речи президента была очень жесткая и отрезвляющая констатация того, что десятилетия после «холодной войны» пропали даром

Поэтому особое внимание в послании было уделено российской идее формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии - большого евразийского партнерства, уже обсуждаемой на разных международных и региональных уровнях. По мнению главы государства, разговор на эту тему можно вести и с государствами Евросоюза, в которых сегодня растет запрос на самостоятельный, субъектный политический и экономический курс. Этот акцент весьма существенен: взаимодействие со странами ЕС встраивается в общую евразийскую канву, что означает намного более широкий взгляд на будущее континента по сравнению с европоцентричными концепциями Запада.

И очевиден сигнал президента в адрес Евросоюза - он демонстрирует, что взаимодействие с ним не является некой панацеей или самоценной идеей для России. Как это сейчас выглядит в некоторых соседних государствах, променявших развитую промышленность на химеры ассоциации и «безвиза». Отдельно отметил бы вывод президента о том, что нынешняя активная восточная политика России - не ответ на некие враждебные действия стран Запада, а стратегическая линия, продиктованная долгосрочными интересами России.

Именно в этом контексте президент подчеркнул: сотрудничество с Китаем и Индией - это не дань времени или конъюнктуре и не компенсация вакуума на другом направлении, а задел на историческую перспективу. Путин дал понять - мы просто не имеем права «проспать» те тектонические процессы, которые сегодня происходят на Востоке.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша, выпускница, 17 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии