Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Нет дороги инвестору

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Государственно-частное партнерство, которое должно решить вторую извечную проблему России, развивается далеко не теми темпами, которые хотели бы видеть федеральные чиновники. Госбанки готовы кредитовать новые проекты, центральная власть - их поддерживать. Проблема, по мнению последней, в отсутствии качественных проектов

О рынке государственно-частного партнерства (ГЧП) в дорожной отрасли России говорили в ходе международного форума «Транспорт России» в Москве. Именно на различные механизмы ГЧП сейчас уповают чиновники, отвечающие за развитие дорог в стране. И наоборот - дорожная отрасль должна подтолкнуть рынок ГЧП к развитию. «Я не ошибусь, если скажу, что дорожная инфраструктура является локомотивом в реализации таких проектов», - заявил руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт. 

Государство плавно перекладывает на плечи людей полную оплату услуг ЖКХ, здравоохранения и других сфер. Дороги в данном случае ничем не хуже.

Как правило, реализация таких проектов приводит к появлению платных дорог (мостов, тоннелей, других видов транспортной инфраструктуры). Однако это вполне укладывается в тенденцию последних лет - граждане платят за все. Государство плавно перекладывает на плечи людей полную оплату услуг ЖКХ, здравоохранения и других сфер. Дороги в данном случае ничем не хуже. Как недавно писал «Общественный контроль», в недрах власти зреет проект сделать платными вообще все дороги страны.

Но это пока все-таки отдаленная перспектива, разобраться бы с тем, что должно работать уже сейчас - с механизмами ГЧП. «Несколько лет мы, встречаясь, обсуждая на разных площадках проблематику реализации таких проектов, как правило, приходим к одному и тому же мнению, что такие проекты нужны, необходимы, но есть определенные трудности в их реализации», - признал Роман Старовойт.

Конечно, инфраструктурные проекты затратны и окупаются небыстро. Но это, по мнению главы Росавтодора, не проблема. «Все финансовые институты, работающие сегодня в России, я имею в виду крупные банки: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ - они имеют достаточное количество ликвидности и готовы вкладывать средства в транспортную инфраструктуру, несмотря на временное закрытие внешних финансовых рынков», - заявил Роман Старовойт.

Более того, софинансировать региональные проекты готовы федеральные органы власти за счет средств, собранных системой «Платон» (читай - с граждан страны). «Мы как федерация сможем поддержать от 3 до 7 проектов в ближайшие два года, если не изменятся тарифы», - отметил чиновник.

Вы просто не умеете их готовить

Основной проблемой руководитель Росавтодора видит отсутствие профессиональных команд в регионах, которые бы хорошо готовили проекты. «Мы сталкиваемся с проблемой отсутствия высококачественных подготовленных проектов», - посетовал Роман Старовойт.

Основные претензии к проектам, по словам Романа Старовойта, сводятся к трем аспектам: качество проектного решения, финансово-экономическая и правовая модель.

Основные претензии к проектам, по его словам, сводятся к трем аспектам: качество проектного решения, финансово-экономическая и правовая модель. «Приходится глубоко разбираться, действительно ли такое техническое решение, такая категория предполагаемого транспортного объекта необходима в данном конкретном месте», - пояснил чиновник.

В итоге появляются проекты, которые Роман Старовойт назвал «неструктурированными» и пояснил на конкретном примере: «Несколько лет шла дискуссия о необходимости структурирования проекта ГЧП в Краснодарском крае - Северо-Западный обход Краснодара. И мы несколько лет и с той командой губернатора и сейчас уже больше года (в Краснодарском крае в 2015 году сменился губернатор. - Ред.) разбирали эту историю... И, к сожалению, не могут коллеги нас услышать и структурировать так, чтобы все читалось профессиональным участникам рынка. Поэтому пришлось принять решение передать под реализацию этот проект государственной компании “Автодор”».

Впрочем, в целом ряде регионов проекты, по его словам, готовят качественно. Чиновник похвалил Хабаровский край, Новосибирскую область, Татарстан, Башкирию.

Главе Росавтодора возразил председатель совета директоров инвестиционной компании InfraONE Альберт Еганян. «У нас уже бизнес привык к тому, что, когда государство говорит: “Вы плохо подготовили” - это не означает, что бизнес на самом деле плохо подготовил. В его понимании это означает, что госорганы просто не хотят заниматься его проектом».

Занимательная арифметика

Участники круглого стола стали считать, сколько всего дорожных проектов реализуется в формате ГЧП в России. Оказалось, что это не так просто. Старший вице-президент банка ВТБ Юрий Молчанов рассказал, что в 2015 году было проведено два конкурса, а в 2016 - пока ни одного. Но по четырем проектам начаты конкурсные процедуры, а еще по нескольким - подготовка к ним.

Государственная компания «Автодор» прорабатывает сразу несколько проектов: трассы М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина», а также транспортный обход Ногинска.

«Я не вижу, проектов, которые будут объявлены в 2017 году, - подал скептическую реплику управляющий директор департамента проектного и структурного финансирования “Газпромбанка” Павел Бруссер. - У нас явная просадка, конвейера не получилось».

Государственная компания «Автодор» прорабатывает сразу несколько проектов: трассы М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина», а также транспортный обход Ногинска, возразил заместитель председателя правления госкомпании по инвестициям и стратегическому планированию Александр Носов.

Еще один федеральный проект назвал замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов - создание системы весогабаритного контроля. «Это тоже очень крупный проект, который мы надеемся запустить в следующем году в том или ином виде. Но на условиях концессии», - пояснил чиновник.

Различные механизмы привлечения частных инвестиций - одна из причин путаницы в учете таких проектов. Так, например, ГЧП и концессии регулируются двумя разными федеральными законами. Однако суть всех механизмов одна - привлечь частного инвестора. И для этого хороши все средства.

Начали за здравие...

Участники дискуссии почти не вспоминали Санкт-Петербург, который вообще-то был первопроходцем внедрения ГЧП в России. Именно здесь был принят первый в стране закон о ГЧП, а строительство Западного скоростного диаметра стало одним из первых реальных проектов. Если брать не только дороги, а транспорт в целом, то еще одним «образцово-показательным» примером стала реконструкция аэропорта Пулково. Однако на этих двух примерах успехи города по большому счету и заканчиваются.

Участники дискуссии почти не вспоминали Санкт-Петербург, который вообще-то был первопроходцем внедрения ГЧП в России.

Проект запуска в городе легкорельсового транспорта (ЛРТ), также известного как скоростной или «легкий» трамвай, был с большой помпой презентован в 2006 году и с тех пор все время видоизменялся - но только на бумаге. Появится ли он в реальности, не знает никто.

Еще старше проект Широтной скоростной магистрали. На перспективных картах развития Петербурга ее проложили еще в 2003 году. С тех пор проект возят по выставкам и иногда «прорабатывают». Но не более того.

Проектов транспортной связи аэропорта Пулково с развитыми городскими районами за прошедшие годы предлагалось великое множество. Кроме упомянутого выше ЛРТ, прорабатывался, например, проект железнодорожного аэроэкспресса. По последним данным, в Пулково потянут ветку метро. Если, конечно, снова не передумают.

Относительно молодой проект создания в городе сети транспортно-пересадочных узлов застопорился, буквально только появившись. Он оказался неинтересен бизнесу.

Относительно молодой проект создания в городе сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) застопорился, буквально только появившись. Чиновники признали, что он оказался неинтересен бизнесу.

Этот список можно продолжать и дальше. «Общественный контроль» предложил прокомментировать его Юрию Молчанову, который в 2004-2012 годах занимал пост вице-губернатора Санкт-Петербурга и курировал многие из перечисленных проектов. Однако экс-чиновник ответил, что с его стороны это будет некорректно.

Характерно, что Петербург оказался аутсайдером по привлечению частных инвестиций и в другой сфере - ЖКХ. В то время как другие регионы вовсю отдают в концессии свои объекты жилищно-коммунального хозяйства, Северная столица уже несколько лет ходит вокруг да около единственного проекта, связанного с городским «Водоканалом». Тем временем трубы продолжают рваться, машины - стоять в пробках, а бизнес - работать там, где ему комфортнее.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии