Пересмотр высотных параметров объектов - шаг оправданный
- Пересмотр высотных нормативов для зданий в Петербурге вполне реален и уместен, в этом нет ничего неожиданного. Дело в том, что градостроительный план города - вещь, способная изменяться, и каждый небоскреб в городе на данный момент - уникальное явление и является предметом для дискуссии. «Спальным» районам города тоже нужны свои доминанты, и в них высотки вполне уместны. Другой вопрос - экономическая и логистическая составляющая высотного строительства.
Строительство высотных зданий - вещь очень и очень затратная. Себестоимость условного квадратного метра может быть на порядок выше, чем при обычном строительстве - в высотном здании весьма специфичная инфраструктура, дорогая инженерия, высокие эксплуатационные расходы. Поэтому, к примеру, в США - высотные здания практически в 100% случаев имеют торгово-офисную функцию. И тут опять вступает в дело экономика. В городе будет несколько уникальных высоток, и некоторые крупные компании снимут там офисы, для имиджа, для забавы. Но очевидно, что эти высотки будут значительно удалены от центра, ввиду высотных ограничений, а значит, и от всех мест размещения законодательной и исполнительной власти, что доставит неудобства бизнесу.
Средняя ставка аренды офиса класса А начинается от 1500 рублей за кв. м. в месяц, а средневзвешенное предложение колеблется на уровне 2000 рублей. Вряд ли стоит ожидать, что высотные офисы и торговые площади установят новый стандарт стоимости аренды на этом рынке. Учитывая, что стоимость строительства высотного здания будет, как минимум, в 3 раза выше средней стоимости строительства, в том числе, и из-за сложных почв Петербурга, а эксплуатационные расходы - как минимум, в 2 раза выше стандартных, экономический эффект будет ощутимо ниже обычного, а возврат инвестиций - вообще становится туманной перспективой.
Рынок примет еще несколько высоток, - сейчас в Петербурге, фактически, одно высотное здание - Лидер-Тауэр, и, судя по их сайту, у них неплохо идет набор арендаторов. Но вот говорить о какой-то перспективе массовой высотной застройки, пожалуй, преждевременно. Не стоит забывать и об инфраструктуре вокруг высотных зданий. Ни дорожная сеть, ни общественный транспорт будут не в состоянии обслужить точечное значительное массовое скопление людей. Возникнут проблемы, как с парковками, так и с доставкой людей к местам работы и шопинга.
Таким образом, пересмотр высотных параметров объектов - шаг чрезвычайно оправданный, да и участники рынка пока дальше деклараций проектов высотного строительства не ушли.
- Сергей Лавров: Предлагаю Западу подумать над возможностью введения санкций в отношении Киева
- Ирина Бабюк: Мы намерены представить Санкт-Петербург как город с активной инвестиционной позицией
- Дмитрий Чернейко: Пока говорить о кризисе на рынке труда нельзя
- Валерий Брюсов: Ты - женщина, ты - книга между книг
- Денис Мантуров: Семилетние контракты для фармпроизводителей позволят зафиксировать цены