Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Предквалификация поставщика госзаказа: опыт республики Казахстан

 Профессиональное сообщество строительной отрасли Казахстана должно принимать участие в организации и проведении предварительной квалификации потенциальных поставщиков на предмет их соответствия стандартам и требованиям оценки соответствия. Такое мнение в интервью пресс-службе ТК 066 высказал президент Объединения юридических лиц «Национальная Ассоциация строительной отрасли Республики Казахстан» Адельша Ермуханов

В этом вопросе, по мнению руководителя отраслевого объединения, необходимо учесть опыт российских организаций, таких как Национальное объединение строителей и Технический комитет по стандартизации 066.

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан вступила в силу норма по внедрению в систему госзаказа конкурсов с применением процедуры предварительного квалификационного отбора. Данная новелла установлена статьей 31 закона № 434-V ЗРК «О государственных закупках». Чтобы получить допуск к государственному заказу, потенциальный поставщик обязан состоять в «Едином реестре потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг», ведение которого закреплено за АО «Фонд национального благосостояния “Самрук-Қазына”».

По состоянию на ноябрь 2016-го, в перечне добросовестных поставщиков - 196 организаций, в перечне ненадежных поставщиков - 286 организаций

По состоянию на ноябрь 2016-го, в перечне добросовестных поставщиков - 196 организаций, в перечне ненадежных поставщиков - 286 организаций. Такие данные приводит информационно-аналитический портал «Самрук-Казына».

О том, как законодательная новелла показала себя на практике, «Общественному контролю» рассказал президент Национальной Ассоциации строительной отрасли Республики Казахстан Адельш Ермуханов:

- Хотелось бы уточнить, что данный закон не регулирует процесс закупок в квазигосударственном секторе. Там действуют Правила закупок Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Основной объем закупок строительно-монтажных работ по реализации крупных проектов, предусмотренных государственными программами, проводится по Правилам, действующим в квазигосударственном секторе. Учитывая, что закон принят относительно недавно, об опыте и практике его применения говорить пока рано. Можно только сказать, что закон новый, а проблемы, к сожалению, остались старые. На этапе обсуждения законопроекта мы пытались убедить депутатов парламента, представителей уполномоченного государственного органа в необходимости учета отраслевых особенностей закупок проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, но они не были учтены в том виде, в котором мы предлагали. Нас заверили, что все особенности будут учтены при разработке подзаконных актов, правил закупок.

Сегодня инжиниринговые компании в борьбе за получение контрактов снижают цену практически до нуля. При стоимости закупаемых услуг в несколько десятков миллионов тенге, они подают заявку на 1 тенге. Государственные закупки полностью переведены в электронный формат и поставщик определяется автоматически

Мы настаивали на том, чтобы в самом Законе непосредственно были прописаны особенности процедуры проведения предварительной квалификации при закупках проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. В новой редакции Правил закупок, к сожалению, в полной мере наши предложения не учтены. Одна из новелл закона, которой гордится Минфин Казахстана, - это введение понятия «антидемпинг». Введение такого понятия - это вообще снятие порога демпинга. Если при закупках товаров, работ и услуг законодательством установлен порог демпинга, то данная статья «об антидемпинге» позволяет потенциальному поставщику заявлять цену ниже порога демпинга, но на эту разницу - от порога демпинга до той суммы, которую он заявил - поставщик должен предоставить банковскую гарантию. В результате потенциальные поставщики, которые сидят без работы, без объемов, вынуждены использовать эту норму. Они снижают цену конкурсной заявки ниже порога демпинга, побеждают в конкурсах и заключают договоры на суммы, значительно ниже утвержденной стоимости проектов. Считаю, что это очень недальновидная политика уполномоченного органа. Предприятия не зарабатывают средства на развитие, еле сводят концы с концами. В итоге - срывы сроков строительства, низкое качество, задержки по выплате заработной платы и налогов. По мнению членов Ассоциации, новелла Закона осложнила ситуацию на рынке, дала возможность распространению недобросовестной конкуренции.

Особая ситуация, по мнению собеседника ОК-информ, сложилась в сфере инжиниринговых услуг. Сегодня инжиниринговые компании в борьбе за получение контрактов снижают цену практически до нуля. При стоимости закупаемых услуг в несколько десятков миллионов тенге, они подают заявку на 1 тенге. Государственные закупки полностью переведены в электронный формат и поставщик определяется автоматически.

- Уполномоченный орган по регулированию архитектурной и строительной деятельности находится в подчинении Министерства национальной экономики, а вопросами закупок занимается Министерств о финансов - продолжает Адельш Ермуханов. - И эта ведомственная разобщенность играет на руку недобросовестным поставщикам. Не секрет, что тот инженер технадзора, который заявил демпинговую сумму, уверен, что завтра кто-то возместит его расходы, но все это будет в ущерб качеству. Заказчики, общество, потребители не получат ожидаемые потребительские свойства объекта. Конечно, этому надо срочно ставить заслон.

Не секрет, что тот инженер технадзора, который заявил демпинговую сумму, уверен, что завтра кто-то возместит его расходы, но все это будет в ущерб качеству

Пытается заниматься этой работой квазигосударственный сектор, национальные компании Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Привлечены консультанты, проводится работа по предварительной квалификации, формируется определенный короткий список предварительно квалифицированных потенциальных поставщиков. Разработан и утвержден стандарт предварительной квалификации.

- На встрече с руководителями структурного подразделения, которое занимается закупками, - продолжает собеседник, - мы договорились о том, что профессиональное сообщество должно принимать участие в организации и проведении предварительной квалификации потенциальных поставщиков на предмет их соответствия стандартам, требованиям. Если сами национальные компании будут принимать собственные стандарты и сами оценивать потенциальных поставщиков на предмет соответствия этим стандартам, то опять будет процветать субъективизм. А нужна эффективно действующая система оценки соответствия.

Для того чтобы выстроить такую систему, необходима совместная работа с нашими партнерами из Российской Федерации, Техническим комитетом по стандартизации 066, НОСТРОем. Мы пытаемся разработать неправительственный стандарт. Есть первый проект, который мы еще обсуждаем, изучаем международный опыт, в том числе и российский. По инициативе национальной ассоциации, уполномоченными госорганами по вопросам строительства и технического регулирования принят совместный план мероприятий по реформированию системы технического регулирования в строительной отрасли. Предполагается комплексное реформирование всех компонентов системы. В соответствующих министерствах этот план утвержден, и мы уверены, что он будет реализован.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии