Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Светлана Нерушай: Малый бизнес спасет от безработицы

 Фото: Сергей Куликов/Интерпресс Фото: Сергей Куликов/Интерпресс Эксперты Высшей школы экономики разрабатывают Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на период до 2030 года. 47-й регион, кстати, первым из субъектов РФ заказал такой документ. О работе над Стратегией, о развитии и поддержке МСП в Ленинградской области «Общественному контролю» рассказала председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Светлана Нерушай

- Светлана Ивановна, на форуме малого и среднего бизнеса Ленинградской области эксперты ВШЭ впервые озвучили цели и приоритеты стратегической программы. Можно ли уже сказать, по какому пути пойдет предпринимательство региона, какие основные направления его развития заложены в Стратегии?

- Предварительное слушание материалов Стратегии, выводов разработчиков прошло в конце ноября на Координационном совете по развитию малого, среднего бизнеса при губернаторе Ленинградской области. Материалы исследования, анализ состояния малого и среднего бизнеса в регионе будут представлены в декабре на совещании по итогам 2016 года, приуроченном к Дню предпринимателя Ленинградской области. Как подчеркнул в своем выступлении на Форуме губернатор Александр Дрозденко, стратегия должна стать рабочим инструментом для предпринимателей. Поэтому нами будет сформирован план мероприятий по достижению конкретных целей и показателей.

Мы находимся в постоянном взаимодействии с разработчиками, особое внимание уделяя тому, что можно реально применить на практике и получить результат. Основные приоритеты для нашей области - это поддержка малых и средних предприятий производственной отрасли, сельхозкооперативов и небольших ферм в сельском хозяйстве, развитие кооперации малых и крупных предприятий бизнеса, увеличение количества экспортно ориентированных фирм, развитие сферы услуг. Ленинградская область славится своими крупными предприятиями в промышленности и АПК, а вот малых и средних необходимо поддерживать, и не только субсидиями. Помогать в развитии, в продвижении их продукции и услуг. Один из реальных проектов - увеличение доли малого бизнеса в госзакупках и закупках крупных компаний. Малый бизнес может и должен получать весомую долю в госзаказе.

- Но все это - декларация, а как реально помочь МСП?

- Стратегия с точки зрения логики и является декларацией. Стратегия - это целеполагание. А руководством к практическому действию станет план реализации ее приоритетных направлений. И в стратегии, и в плане должны быть отражены инструменты и механизмы реализации задач по развитию предпринимательства на нашей территории.

- Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте составляет 28%. По российским меркам - неплохо, но в развитых странах Западной Европе эта цифра превышает 50%. Какой отметки вы хотите достичь к 2030 году?

- Оптимальный вклад малого, среднего бизнеса в валовый региональный продукт и должны определить специалисты, разрабатывающие стратегию. Но я считаю, что оптимальная доля - вопрос дискуссионный. В Ленинградской области именно крупные производственные компании обеспечивают экономический рост и реализуют потенциал региона. Для средних предприятий численностью до 200 сотрудников производство также может стать приоритетом. А сферой интересов малого бизнеса являются сервис, досуг, социальное предпринимательство. Главная миссия МСП - занятость населения, новые рабочие места и создание комфортных условий для жителей региона. На крупных заводах многие процессы автоматизированы, новых рабочих рук там требуется немного. Другое дело - новая парикмахерская или мастерская. Небольшие фирмы в сфере сервиса могут открываться еженедельно в каждом микрорайоне и будут востребованы.

- В малом и среднем бизнесе официально заняты 220 тысяч жителей Ленобласти, а еще 100 тысяч, оказывающих услуги, по оценке некоторых экспертов, находятся в тени. Автосервис, к примеру, почти весь работает без регистрации...

- Не могу согласиться, что весь автосервис находится в тени. В перечне налогоплательщиков Ленинградской области находятся сотни частных предпринимателей и малых фирм, оказывающих услуги по ремонту автомобилей. В области зарегистрированы почти 20 тысяч юридических лиц и свыше 43 тысяч индивидуальных предпринимателей. Треть из них работает в сфере услуг. Я, например, никогда не доверю свою машину нелегалу. Зарегистрированное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеет официальную ответственность. Но вы правы - у человека, который идет в «народный автосервис», есть свои мотивы.

Проблема самозанятости активно обсуждается на уровне высшего руководства страны. Президент России дал поручение правительству определить правовой статус такого бизнеса. В скором времени люди, которые не желают регистрировать свою деятельность в качестве предпринимателей, должны будут заявить о своей самозанятости.

Суть в том, что самозанятые граждане в этом статусе будут получать определенный доход и платить с него пусть символический, но налог. Его размер определят федеральное законодательство и Минфин. Но главное - люди самостоятельно обеспечивают себя работой, тем самым снимая социальное напряжение. Поэтому развитие системы МСП - это не только социально-экономическая, но и социально-политическая стабильность общества.

- Малый бизнес считает торговые сети, которые в объемах розницы Ленобласти занимают 60%, не просто всесильным конкурентом, но чуть ли не врагом...

- С точки зрения качества обслуживания населения сети являются оптимальным вариантом: здесь широкий ассортимент товаров, цены часто ниже, чем в других магазинах. Также сетевая торговля дает новые рабочие места, стабильные налоги. И в принципе сети не мешают развитию малого бизнеса, мелкооптовой торговли. Наоборот, приход ретейла в любой населенный пункт создает новые точки притяжения, обеспечивает жителей основными необходимыми товарами. А местная торговля продает штучные, местные товары, гарантируя при этом хорошее качество и предоставляя хороший сервис. В экономически развитом обществе присутствуют и крупные сети, и малый бизнес. Каждый занимает свою нишу. Для предпринимателей это магазины шаговой доступности, нестационарные торговые объекты, продовольственные рынки и ярмарки. Согласитесь, овощи и фрукты, к примеру, в овощном ларьке с местной продукцией свежее и вкуснее, чем в сетевых магазинах.

- Александр Дрозденко не раз говорил, что главная цель фермерских хозяйств области - накормить пятимиллионный Петербург. Справляетесь?

- Обеспечивать Санкт-Петербург качественными продуктами питания - миссия Ленинградской области. Сейчас областные крестьянско-фермерские хозяйства удовлетворяют потребности мегаполиса в мясо-молочной продукции только наполовину, но планируется, что к 2030 году регион увеличит объем выпуска сельхозпродукции в два раза. Основная нагрузка по снабжению приходится, конечно, на агломерационную зону - Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, Ломоносовский районы. А с конкурентами из других регионов надо бороться, как я уже говорила, качеством продукции и высоким уровнем сервиса.

- О поддержке малого бизнеса в России говорят сейчас очень много, а реальную материальную помощь предприниматели получают редко. Чем может похвалиться Ленинградская область?

- В нашем регионе сформирована и активно действует целая система поддержки малого, среднего бизнеса. В нее входят и федеральные институты развития (Корпорация МСП, АСИ), и отраслевые органы власти Ленинградской области, и подведомственные учреждения, и институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области, и общественные организации, объединения предпринимателей, среди которых, конечно, наиболее активную позицию занимает Ленинградская областная торгово-промышленная палата.

В Ленинградской области в 2016 году, несмотря на снижение федерального финансирования, не только сохранен, но и увеличен объем средств на поддержку предпринимательства, расширен перечень финансовых мер за счет развития рыночных инструментов поддержки

В поддержке малого и среднего бизнеса особую роль играют органы местного самоуправления и свыше 30 организаций инфраструктуры поддержки на местах. Все перечисленные мною организации осуществляют финансовую, имущественную, консультационную и информационную поддержку предприятий МСП.

В Ленинградской области в 2016 году, несмотря на снижение федерального финансирования, не только сохранен, но и увеличен объем средств на поддержку предпринимательства, расширен перечень финансовых мер за счет развития рыночных инструментов поддержки. Кроме предоставления прямых субсидий началась реализация программы микрофинансирования малого и среднего бизнеса. Микрозаймы, поручительства по кредитам, тендерные займы предприниматели могут получить в региональной микрофинансовой организации АО «АПМСП».

На новый уровень выходит имущественная поддержка, развитие бизнес-инкубаторов. Внедряются новые программы обучения для предпринимателей, для школьников и студентов, продолжается программа Бизнес-акселерации, проведена тренинговая программа для руководителей и специалистов организаций поддержки, организован цикл выездных семинаров. Наше подведомственное учреждение - Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства - планомерно работает над повышением уровня, внедрением новых форматов консультационной поддержки, обучения и информирования и продвижения продукции и услуг МСП на рынке.

Так называемую «перезагрузку» проходит вся система поддержки малого и среднего бизнеса. Надеюсь, это уже в самое ближайшее время даст свои результаты.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша, выпускница, 17 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии