Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Санкт-Петербург станет пилотным проектом в ЖКХ

 Такое предложение выдвинул председатель Жилищного комитета Санкт-Петербурга Валерий Шиян во время обсуждения вопросов, связанных с приоритетным национальным проектом «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» и рассмотрения предложений по оптимизации управления многоквартирными домами во время расширенного заседания региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Санкт-Петербурге

«Систему ЖКХ ждет очередная реформа. Со следующего года начинается процесс независимой оценки квалификации работников управляющих компаний. Это потребует от УК соответствия определенным стандартам», - отметил Павел Созинов, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ в Санкт-Петербурге, член регионального штаба Движения.

Происходящая сейчас реформа ЖКХ стала основной темой обсуждения экспертов ОНФ с участием экспертов Координационного совета по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа.

Павел Созинов обратил внимание на то, что многочисленные нормативные акты плохо увязаны между собой. «Сегодня у нас управление качеством - это одна идеология, лицензирование - это совершенно другая идеология, стандартизация услуг - третья идеология. Если посмотреть внимательно, то в ГОСТах четко прописано, что управляющая компания должна выбирать подрядную организацию на основании конкурсов. Какие конкурсные процедуры у нас проводят сегодня управляющие компании? Да никакие. Если мы обратимся к товариществам собственников жилья, там вообще непонятно, каким образом выбираются подрядчики».

Основная задача управляющей компании - функция управления, подразумевающая ведение деятельности по заключению договоров с исполнителями работ и услуг в целях надлежащего обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, а также ведение и хранение технической документации многоквартирного дома

«В настоящее время существуют разные подходы к тому, чем должна заниматься управляющая компания. Для решения вопроса оптимизации системы управления необходимо определить данный функционал. На мой взгляд, основная задача управляющей компании - функция управления, подразумевающая ведение деятельности по заключению договоров с исполнителями работ и услуг в целях надлежащего обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, а также ведение и хранение технической документации многоквартирного дома. Непосредственно обслуживание и эксплуатацию МКД должны осуществлять подрядные организации, нанятые для этих целей управляющей компанией. То же касается и строительного контроля при проведении капитального и текущего ремонта: он должен осуществляться специализированной службой, с которой управляющая организация заключила договор. Поэтому, когда мы говорим о совершенствовании системы управления многоквартирными домами, акцент должен быть смещен на необходимость повышения качества услуг подрядных организаций, привлеченных управляющими компаниями для обслуживания, ремонта и содержания МКД, проведение экспертизы и строительного контроля», - отметил эксперт ОНФ.

По словам Павла Созинова, в целях повышения качества услуг подрядных организаций представляется необходимым установление требований к ним и правил их привлечения управляющими компаниями, аналогично порядку, определенному для регионального оператора в целях проведения капитального ремонта Постановлением Правительства от 1 июля 2016 года № 615. Должен быть сформирован реестр квалифицированных подрядных организаций, отвечающих определенным требованиям.

Для подрядных организаций должны быть сформированы стандарты оказания услуг и выполнения работ, к подрядным организациям должны предъявляться требования по качеству. На основании стандартов должен быть составлен рейтинг подрядчиков. Исполнители работ по текущему ремонту, службы экспертизы и строительного контроля должны выбираться управляющими организациями путем проведения конкурсных процедур. В настоящее время такие конкурсные процедуры, исходя из Постановления Правительства РФ № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», не являются обязательными. Однако объемы финансовых средств, которые расходуются на текущий и на капитальный ремонт по Санкт-Петербургу, сопоставимы и составляют ежегодно около 10 млрд рублей.

О ключевых позициях реформы ЖКХ рассказал руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» московского регионального отделения ОНФ, заместитель директора ФАУ «РосКапСтрой» Павел Жбанов.

Исполнители работ по текущему ремонту, службы экспертизы и строительного контроля должны выбираться управляющими организациями путем проведения конкурсных процедур

Лицензирование управляющих компаний (УК), проведенное в 2015 году, стало лишь началом перемен, призванных повысить качество их работы. Как известно, лицензии получили практически все компании. Однако сохранить их удастся далеко не всем. Условием сохранения лицензии станет соответствие компании определенным стандартам работы, пояснил Павел Жбанов. Восемь таких национальных стандартов были утверждены в 2015 году в качестве ГОСТов добровольного применения.

Касаясь вопросов квалификационных требований к специалистам УК, Павел Жбанов отметил, что с 1 января 2017 года ступает в силу федеральный закон «О независимой оценке квалификации», предписывающий подтверждать квалификацию работников на соответствие, опять же, профессиональным стандартам. «С января начинается процедура оценки квалификации сотрудников на соответствие профессиональным стандартам, - рассказал господин Жбанов. - Практически вся необходимая база для проведения таких процедур уже есть. Центров оценки квалификации, по постановлению правительства, в 2016 году должно стать 68. В Петербурге тоже идет процесс создания ЦОК - каждое бюджетное учреждение должно уже иметь план, в соответствии с которым до 2020 года все сотрудники учреждения должны пройти оценку квалификации».

«Мы сейчас практически в самом начале пути стандартизации процессов управления многоквартирными домами, которые должны быть полностью реализованы до 2025 года», - сделал вывод Павел Жбанов.

Заместитель председателя Технического комитета по стандартизации 066 Росстандарта «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» Евгений Лубашев рассказал о необходимости внедрения профессиональных и национальных стандартов в сфере ЖКХ. Он отметил, что такие стандарты, прежде всего, нужны заказчику для выбора наиболее профессиональной подрядной организации.

Наталья Антонова, руководитель контрольного отдела СРО НП «МежРегионРазвитие» подчеркнула, что стандарты саморегулируемых организаций выпадают из поля зрения законодателей. Исходя из 315 ФЗ, стандарты являются обязательными для исполнения их членами. Каким образом будут сочетаться национальные стандарты в сфере ЖКХ и стандарты деятельности СРО, остается вне обсуждения. Стандарты должны опираться на ряд документов, которых просто не существует. Например, нацпроект предусматривает, что в результате эффективного управления жильем стоимость жилого объекта должна вырасти. Но как можно оценить этот рост, если у нас нет инвентаризационной оценки жилого фонда? Нет ни определения объекта жилого фонда, ни единых типовых договоров ресурсоснабжения, ни порядка отнесения имущества к общему имуществу многоквартирного дома, ни технического регламента проведения работ по управлению домом.

Нацпроект предусматривает, что в результате эффективного управления жильем стоимость жилого объекта должна вырасти. Но как можно оценить этот рост, если у нас нет инвентаризационной оценки жилого фонда?

Глава Жилищного комитета Санкт-Петербурга Валерий Шиян отметил возможные трудности с внедрением стандартов. «Жилой фонд Петербурга очень разнообразен, и трудно распространить одни и те же стандарты на дореволюционный деревянный дом и “хрущевку”», - привел он пример.

Генеральный директор СРО НП «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков привел конкретный пример: дом «старого фонда» с двумя подъездами и огромными лестничными площадками на 20 квартир каждая. «И размер платы, установленный для них, исходя из стандартов, недостаточен даже для косметических ремонтов», - пояснил эксперт и выдвинул свое предложение: дать возможность регионам разработать собственные стандарты. Он предложил разработать федеральный стандарт, а детализацию отнести на региональный уровень.

Помощник полпреда по СЗФО Сергей Зимин, сказал, что надо оставить возможность собственникам расширять минимальный перечень услуг и самостоятельно повышать стоимость до тех оптимальных размеров, которые посчитают необходимыми сами жильцы.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ленинградской области Александр Кузьмин высказал мнение о том, что система управления МКД требует постоянного контроля. Очевидно, что государственные жилищные инспекции в сегодняшнем виде не справляются с этой задачей. Необходимо наладить систему общественного контроля в полном объеме.

Вице-президент, председатель комитета по развитию управления в жилищной сфере СРО «Национальный жилищный конгресс» Александр Гурылев внес на рассмотрение участников заседания свое конструктивное предложение - определить минимальную стоимость услуг ЖКХ, чтобы отсечь недобросовестных подрядчиков, нанимающих гастарбайтеров и не утруждающих себя обременениями вроде легальной бухгалтерии и уплаты налогов.

Подводя итоги заседания, Павел Созинов отметил несоответствие нормативной базы действующего законодательства и подчеркнул, что достаточно сложно будет выстроить методологическую конструкцию в определенные паспортом сроки.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии