Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Что сегодня творится в «группах смерти»

 Фото: Ирина Кузнецова/«Интерпресс» Фото: Ирина Кузнецова/«Интерпресс» Пока одни ждали дня массовых подростковых суицидов, другие уверяли, что истерия вокруг «групп смерти» в соцсетях сильно преувеличена. «Общественный контроль» попытался разобраться, кто прав

Откуда взялась дата массовых подростковых суицидов?

Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге, ссылаясь на рязанский Центр защиты детей от интернет-угроз, предупредила о возможной волне подростковых самоубийств в понедельник, 26 декабря. Светлана Агапитова рассказала, что благодаря этому Центру удалось вычислить петербургскую 13-летнюю школьницу, которая анонсировала сведение счетов с жизнью в соцсети. И поскольку информация об этой девочке оказалась правдой, то и дата массовых подростковых суицидов может быть правдивой, считает детский омбудсмен.

Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге, ссылаясь на рязанский Центр защиты детей от интернет-угроз, предупредила о возможной волне подростковых самоубийств в понедельник, 26 декабря.

По словам руководителя рязанского Центра Владимира Рогова, дату массовых подростковых суицидов вычислили в ходе наблюдений за закрытыми группами и пользователями соцсетей. Но другие активисты, изучающие подростковую интернет-активность, о ней не слышали. Как рассказал «Общественному контролю» Леонид Армер, руководитель Молодежной службы безопасности (МСБ), в большинстве так называемых «групп смерти» «ВКонтакте» 26 декабря никто не обсуждал.

«Мы сидим в десятках таких групп и давно мониторим тему. В тех группах, которые наблюдаем, 26-е число как дату массовых самоубийств детей в России никто не обсуждал. Видимо, это затронуло либо какую-то одну группу или узкое число групп, как-то связанных между собой. Только один “игрок”, который вступает куда только может “по теме”, сообщил, что это “задание № 11” и называется оно “Звездопад” - 28 суицидов в ночь с 25 на 26 декабря». Поэтому мы удивились “массовости” этой истории, растиражированной Центром защиты детей от интернет-угроз», - сказал Леонид Армер.

По его словам, сейчас в этих группах большинство подростков состоят, что называется, по приколу. Многие вступают, чтобы отговаривать других. Но про суициды в чатах 10% разговоров, в основном - шутки-прибаутки и типовое циничное подростковое общение.

«Мы встретили только двух подростков, которые со всей серьезностью намеревались покончить с собой. Один парень из Ростова-на-Дону собирался спрыгнуть с крыши в Москве 28 ноября, но благодаря слаженной работе питерских общественников, специалистов и главка столичной полиции (Петровка, 38) осуществить замысел ему не удалось. Сейчас он в психиатрической клинике. И есть еще девушка из Казани. С той же целью она купила билет в Москву на 29 декабря. Свести счеты с жизнью она хочет в день своего совершеннолетия. Три года назад девочка потеряла родителей в автокатастрофе. Ситуация сложная, но с ней работают», - объяснил собеседник «Общественного контроля».

А был ли заговор против детей?

Леонид Армер говорит, что после ареста Филиппа Лиса, которого подозревают в доведении до самоубийства 17 подростков, нарисовалась куча его подражателей. Они создают свои тайные сообщества и зазывают детей сыграть в некую игру. Причем администраторами часто выступают такие же подростки, а вовсе не специалисты НЛП, выполняющие поручения ЦРУ, как утверждают некоторые. То есть никаким заговором против российских детей тут не пахнет.

Руководитель МСБ считает, что информационная шумиха сделала такую интернет-активность модной. После истории с хабаровскими живодерками было то же самое: нашлись подражатели, которые размещают в соцсетях фотографии истерзанных животных и заявляют, что это их рук дело, чтобы собрать лайки. Причем более всего в этом преуспели ряд участников все тех же «групп смерти», которым нравится троллить граждан и - цитата - «собирать аудиторию зрителей, они такие смешные». По словам Леонида Армера, подражатели Лиса все чаще отходят от суицидальной темы, предпочитая строить какие-то виртуальные миры. Хотя среди заданий все равно встречаются порезы рук с последующим выкладыванием фотографий в соцсеть. А где-то задания начали продавать по 50 рублей.

Самая большая сложность заключается в том, что у правоохранительных органов нет четкого алгоритма работы с соцсетями, говорит Леонид Армер. В случаях, когда возникают определенные подозрения, получить доступ к переписке оперативные службы могут только по решению суда в рамках уголовного дела. А общую информацию о создателе аккаунта провайдеры порой дают через месяц-два. За это время может многое произойти…

Психологи помогают детям онлайн

Роскомнадзор активно закрывает группы соцсетей, посвященные суицидальной тематике. А администрация «ВКонтакте» при попытке зайти в заблокированные группы дает ссылку на страницу благотворительного фонда «Твоя Территория». Его директор Екатерина Федорова рассказала, что психологи фонда консультируют подростков в анонимном чате в соцсети, поскольку детям так комфортнее и безопаснее общаться.

Роскомнадзор активно закрывает группы соцсетей, посвященные суицидальной тематике. А администрация «ВКонтакте» при попытке зайти в заблокированные группы дает ссылку на страницу благотворительного фонда «Твоя Территория».

«В ноябре на линию помощи поступило 4 108 обращений от детей и подростков из 267 населенных пунктов России. Некоторые дети подвержены негативному влиянию в соцсетях, особенно в случаях, если им недостаточно защиты и поддержки со стороны семьи, близких. Подростки еще не всегда могут понимать последствия каких-то действий или оценивать степень влияния на них. И если они могут поговорить с надежным взрослым человеком, то это помогает предупредить опасные ситуации», - говорит Екатерина Федорова.

По ее словам, наиболее уязвимы подростки, у которых нарушен контакт сразу с несколькими социальными группами: семьей, школой, секциями или теми, которые относятся к другой внешкольной деятельности. Присоединившись к группе, они делятся своими переживаниями или разделяют их с другими (неудовлетворенность собой или другими людьми в своей жизни, неуверенность, одиночество, апатия, чувство изолированности, безразличие, ощущение бессмысленности, пустоты).

«Родителям мы бы рекомендовали учить детей анализировать ситуацию и внимательно относиться к различного рода предложениям. Знать, что есть информация, которая может приносить вред. Сообщать детям, что они могут обратиться к ним, если у них будут какие-либо вопросы, что они готовы выслушать и попытаться понять, потому что подростки часто думают, что взрослые не смогут понять их, - советует Екатерина Федорова. - В разговоре с подростком важно перестать быть родителем, а стать союзником. Для этого можно вспомнить о своих переживаниях в подростковом возрасте, даже если вы понимаете, что ваш подростковый возраст был совсем другим или переживался по-другому. Это позволит узнать что-то новое друг о друге».

В «группах смерти» подростки преодолевают социальные табу

Виктор Бирюков, координатор группы помощи пострадавшим от деструктивных культов, рассказал «Общественному контролю», что в «группах смерти» можно проследить определенную культовую составляющую.

В этих группах есть своя концепция посмертного бытия, заимствованная из религиозных учений символика и многие термины. Способ вовлечения связан с эффектами группового воздействия на личность, что тоже сродни сектантству.

«Там есть своя концепция посмертного бытия, заимствованная из религиозных учений символика и многие термины. Способ вовлечения связан с эффектами группового воздействия на личность, что тоже сродни сектантству. Новый участник видит, что он не один, что другие тоже выполняют задания администраторов, и это его побуждает повторять за ними. Высокий уровень конспирации и отсев всех подозрительных участников тоже является общей чертой для этих групп в соцсетях и для сект», - говорит эксперт.

По его словам, с распространением интернета появляются совершенно новые формы социальных отношений. Если когда-то культовую группу было сложно представить без собраний адептов в реальности, то теперь этого барьера нет.

«В разных регионах есть люди, которые только размышляют о суициде, но пока далеки от этого решения. Объединившись в сети, они находят друг друга и образуют ту среду, которая в силу больших расстояний не сложилась бы без интернета. И в этой среде действуют те же закономерности группового поведения, которые используют секты, собирающиеся в реальной жизни. Подобную тактику вовлечения используют не только суицидальные паблики. Самые разные группы, начиная от современных активистов Аум Сенрике и заканчивая догхантерами, используют возможности виртуального объединения молодежи. Но я не соглашусь с тем, что проблема во внушаемости детей, в том, что ими легко управлять. И даже наоборот: идеи, которые можно увидеть в суицидальных группах, противопоставляют подростка социуму, являются в определенном смысле протестными. Суицидальное сообщество здесь выступает катализатором, оно склоняет подростка преодолеть социальное табу. Но если изначально он не размышлял всерьез о суициде, если нет психологической предрасположенности, то вряд ли стоит ждать от него согласия на подобные предложения», - говорит Виктор Бирюков.

Истерика ради ограничений в интернете

Блогер Павел Гладков тоже просматривал «группы смерти» «ВКонтакте» и говорит, что общественная истерия вокруг них «притянута за уши».

«Через интернет можно и в шахиды завербовать, да только далеко не каждого. Можно прямо на улице завербовать, при чем тут интернет вообще? Так же и здесь. Интернет лишь следствие, а не причина».

«Через интернет можно и в шахиды завербовать, да только далеко не каждого. Можно прямо на улице завербовать, при чем тут интернет вообще? Так же и здесь. Интернет лишь следствие, а не причина. Глупо бороться с сорняками срезанием ботвы - не поможет. Надо вырывать корень. Почему одни являются потенциальными шахидами, которых можно завербовать в интернете, а другие - нет? В такие сообщества, будь то детские “группы смерти” или же исламистские группы радикалов, приходят изначально люди с таким настроем и такими мыслями. Спрос рождает предложение, и ничего более. Если не будет таких групп - подросток найдет другое место сбора по интересам. Потому что настрой у него определенный есть. Но с причиной всегда сложнее бороться, чем со следствием», - говорит Павле Гладков.

По его мнению, тут нет никаких кукловодов и заговоров. Есть только естественный ход событий, определенный внешними факторами социального неблагополучия.

«Цель Роскомнадзора - это ограничение свободы в интернете, для чего он и сеет все эти истерики в обществе: чем сильнее будут бояться взрослые за детей, тем охотнее они поддержат любые ограничительные меры. А целью этих мер является отнюдь не защита детей. Уже есть пара идиотских ограничительных законов, например - о пропаганде наркотиков и самоубийств. Из-за этого, к слову, хотели блокировать Википедию и заблокировали Лурк, сославшись на какие-то ерундовые статьи, якобы что-то пропагандирующие», - считает блогер.

По его мнению, в России сейчас очень тяжелая экономическая и социальная ситуация. Для противодействия потенциальным масштабным протестам вводится «пакет Яровой», Нацгвардия, а также законы, под благовидным предлогом борьбы с наркоманией и детскими суицидами ограничивающие доступ к крупным информационным ресурсам.

«Вот и разводят общественную истерию, чтоб общественность выступала за ограничения в интернете. Причина же детского суицида в обществе есть лишь одна: социальное неблагополучие. Россия - мировой лидер по детским суицидам. Нигде в мире нет такого количества детей-самоубийц. А еще нигде в мире от “Боярышника” не травятся сотни человек из одного микрорайона с населением 16 000 человек», - считает Павел Гладков.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии