Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Как высотка Л1 прорывает защитную зону Минкульта

 Фото: «Живой город» Фото: «Живой город» В Петербурге появился пример того, как несогласованность двух исполнительных органов власти на уровне региона ведет к нарушению федерального закона. В начале декабря Госстройнадзор разрешил компании Л1 построить 24-этажный дом в защитной зоне памятника «Больница Ольгинского приюта», где новое строительство с 3 октября запретил 73-ФЗ. Пока власти и инвестор пытаются разобраться в коллизии, местные жители готовят иски в суд

ООО «Корпорация “ЛЭК Истейт”» (входит в холдинг Л1) 8 декабря получило разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным паркингом на Светлановском, 15. На месте типового советского здания детсада, принадлежавшего ранее заводу «Светлана», должна появиться 24-этажная высотка. Причем появиться она должна была еще в 2008 году, тогда Смольный согласовал проект планировки квартала между проспектами Тореза, Светлановским, Институтским и Муринским, далее Л1 (на тот момент еще ЛЭК) получила градплан, в соответствие с которым могла сносить детсад и строить многоквартирный дом.

На судебном оспаривании выданного службой Госстройнадзора разрешения на строительство настаивают и градозащитники. Строительство объекта противоречит сразу нескольким градостроительным нормам.

Против уплотнительной застройки и выселения частных образовательных учреждений тогда выступили местные жители. Через депутата Сергея Анденко им удалось достучаться до губернатора Валентины Матвиенко, которая в 2009 году дала задание КГА отменить градплан и разрешение на строительство, «учитывая возрастание социальной напряженности, связанной с наличием большой очереди на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения в Выборгском районе Санкт-Петербурга». Смольный даже начинал переговоры с застройщиком о выкупе участка под строительство нового детсада, но затем оказалось, что надел находится в залоге у «Росбанка», и правительство города не стало вписываться в долгую историю с банковскими обременениями.

Но, как выяснилось, радовались местные жители рано. Новый губернатор оказался не склонен соблюдать прошлые социальные договоренности. «Для нас это декабрьское разрешение на строительство как снег на голову, у меня собрано несколько томов переписки с чиновниками. Со всем этим я обязательно пойду в суд», -   говорит председатель ТСЖ одного из соседних домов Нина Александрова. Сейчас в бывшем детсаду находится несколько организаций, в том числе частная школа «Рост», которая занимается с детьми-инвалидами и пока никуда не собирается переезжать.

На судебном оспаривании выданного службой Госстройнадзора разрешения на строительство настаивают и градозащитники. Как рассказали «Общественному контролю» в движении «Живой город», строительство объекта противоречит сразу нескольким градостроительным нормам. Активисты напомнили, что 3 октября 2016 года вступили в силу поправки к Федеральному закону об охране памятников, которые вводят понятие «защитных зон объектов культурного наследия» вокруг тех памятников, для которых не разработан пока специальный проект зон охраны.

В соответствии с новыми требованиями КГИОП установил защитную зону в 150 метров для 138 объектов культурного наследия. Среди них и памятник регионального значения «Больница Ольгинского приюта для детей и женщин В.Б. Перовской с садом» (2-й Муринский проспект, дом 12, корпус 3). «Земельный участок по адресу Светлановский проспект, дом 15, литера А целиком попадает в границы этой защитной зоны», -   утверждают общественники (см. карту РГИС). «Живой город» даже обратился в районную прокуратуру, но та перенаправила запрос сначала в городскую прокуратуру, а затем… в Госстройнадзор, действия которого и пытаются оспорить активисты.

По сути, закон нужен для того, чтобы не строить «муравейники» рядом с памятниками и ансамблями. «В отношении данного объекта устанавливается защитная зона. В границах защитной зоны запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов», -   рассказали в КГИОП и устно подтвердили: стройка в этой зоне запрещена, а как получилось, что разрешение на строительство выдано, надо узнавать в Госстройнадзоре.

В ближайшее время Минкультуры РФ обещает разработать специальные регламенты для работы в защитных зонах, что автоматически даст зеленый свет для большого числа девелоперских проектов вне исторического центра.

Ответ службы особой ясности не внес. Как рассказали в ведомстве, разрешение на строительство было выдано на основании статьи 51 Градостроительного кодекса. «Представленная документация проверялась на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка», -   рассказали в пресс-службе. При этом сам градплан был «чистый» - никаких обременений от КГИОП, как это указывается в случае зон регулируемой застройки, в документе не было.

Не стали комментировать судьбу участка и высотку в самой компании Л1. Представитель девелопера рассказал «Общественному контролю», что сейчас специалисты сами пытаются разобраться, можно ли безболезненно приступать к строительству, а пока никаких комментариев дать не могут.

Впрочем, шанс вернуть участок в правовое русло у Л1 еще сохраняется. Дело в том, что в ближайшее время Минкультуры РФ обещает разработать специальные регламенты для работы в защитных зонах, что автоматически даст зеленый свет для большого числа девелоперских проектов вне исторического центра. К примеру, этих регламентов сейчас ждет «БФА-Девелопмент» (для начала застройки бывшего «Комплекса построек Бумажной фабрики Варгуниных» и фабрики шерстяных изделий Торнтона на Октябрьской набережной), а также «СПб Реновация, Группа ЛСР, «ЛенСпецСМУ» и другие компании, которым не повезло купить участок рядом с памятниками.

Между тем защитные зоны - не единственная претензия градозащитников. По их словам, представленный проект противоречит также и принятым в июне 2016 года Правилам землепользования и застройки. Как говорят активисты, согласно последней редакции, участок находится в зоне Т3Ж1 - среднеэтажного и многоэтажного строительства до 9 этажей включительно. «По всей видимости, в основу разрешения на строительство был положен очень и очень старый градплан, который сейчас противоречит большинству действующих норм», -   говорят в «Живом городе».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии