Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Вадим Дробиз: Мы не спиваемся и никогда не спивались

 Фото из личного архива В. Дробиза Фото из личного архива В. Дробиза Президент Владимир Путин, комментируя ситуацию в Иркутске, назвал одной из самых больших российских проблем алкоголизацию населения. Действительно ли мы пьем больше всех в мире? Почему среди отравившихся «Боярышником» оказались не асоциальные личности, а обычные среднестатистические граждане? На вопросы «общественного контроля» отвечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз:

- Прежде всего, надо понимать, что практически все страны с европейской культурой пьют на одном уровне - на пределе своих медицинских, финансовых, физических, религиозных, этнических и прочих возможностей. Причем, по статистике, 75-80% из тех, кто употребляет алкоголь, делают это умеренно. Так что мы не спиваемся и никогда не спивались! И в России, и в Евросоюзе на душу населения приходится в год 13 литров спиртного. Правда, у нас в эти 13 литров входят достаточно популярные у населения суррогаты. Почему? Ответ предельно прост - достаточно сравнить относительную стоимость спиртного в России и на Западе.

«То, что спиртосодержащие жидкости, что бы ни было написано на этикетках, производятся исключительно для употребления внутрь, известно абсолютно всем, включая Роспотребнадзор и Минздрав»

На пособие по безработице россиянин может купить 20 бутылок крепкого алкоголя. Безработный европеец, американец или австралиец может себе позволить 200 бутылок. Это, разумеется, не значит, что он, получив причитающуюся ему сумму, немедленно покупает и выпивает две сотни бутылок. Нет! Но ему даже не может прийти в голову отправиться не в магазин за виски, а в аптеку за настойкой боярышника. При этом нелегальный алкогольный рынок есть во всех странах мира. Известно, что, допустим, Великобритания ежегодно теряет на контрафактном спиртном несколько миллиардов фунтов стерлингов.

И все-таки - почему западные страны держат низкие ставки акцизов и низкие цены на алкоголь? И снова отвеет очевиден. Там все измеряется деньгами, и давно подсчитано: борьба с последствиями злоупотребления качественным спиртным обходится государству в несколько раз дешевле, чем устранение результатов употребления нелегальной или суррогатной продукции.

С этим все понятно. Но почему, если на Западе такой дешевый алкоголь, европейцы, американцы и австралийцы пьют столько же, а не больше чем мы? Давайте попробуем разобраться.

Россияне употребляют в барах, кафе и ресторанах 3% алкоголя, народ предпочитает в целях экономии пить на улицах, где, собственно, потом и валяется. На Западе - в силу дешевизны продукции - в заведениях общепита выпивается 40-45%, и поскольку в подворотнях там не пьют, то на тротуарах и не лежат...

«Нелегальный алкогольный рынок есть во всех странах мира. Известно, что, допустим, Великобритания ежегодно теряет на контрафактном спиртном несколько миллиардов фунтов стерлингов»

Это - если говорить о культуре потребления, но существует еще и структура. Россияне действительно предпочитают крепкие напитки, и ничего страшного в этом нет, если речь идет о нормальном качественном продукте. Но почему все-таки наше население не пьет нормальную водку, травится суррогатами? И снова ответ на поверхности.

За последние шесть лет легальная водка подорожала в 4,5 раза. И результат налицо. До 2010 года рынок суррогата, включающий парфюмерно-косметические жидкости, аптечные настойки и самогон, составлял у нас порядка 300 миллионов литров. В 2016 году, по моим расчетам, он достиг 850 миллионов литров. И то, что спиртосодержащие жидкости, что бы ни было написано на этикетках, производят исключительно для употребления внутрь, известно абсолютно всем, включая Роспотребнадзор и Минздрав.

К слову, г-н Онищенко, будучи руководителем Роспотребнадзора, в августе 2006 года принял решение денатурировать всю подобную продукцию. Народ, выпивая привычные «лосьоны», начал желтеть, болеть, попадать в больницы. «Пострадавших» возвращали к жизни, отправляли домой, они опять пили то же самое и снова оказывались на больничных койках. Через два с половиной месяца денатурация была отменена, и всем снова стало хорошо…

Имеет ли решение данная проблема? В принципе - да. В России имеется один регион, в котором настойку боярышника не пьют даже пенсионеры. Это Москва, где минимальная зарплата - 25 тысяч рублей, а минимальная пенсия - 15 тысяч. И, уверяю вас, если распространить этот опыт по всей стране, проблема суррогатов и аптечных настоек снимется автоматически...

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша и Таня, инженеры, 37 и 34 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии