Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Русская национальная идея - справедливость и милосердие

 Фото из архива И. Рассадникова Фото из архива И. Рассадникова По формулировке Википедии, национальная идея - это обобщение самосознания, определяющее смысл существования народа, этноса или нации. Поиски этого смысла существования сейчас занимают умы не только философов и общественных деятелей. О том, что определяет исторический путь русского народа, размышляет писатель, победитель Российского литературного конкурса имени Вячеслава Кузнецова Иван Рассадников:

И снова, с упорством Сизифа, толкающего камень на вершину горы, откуда тот неминуемо скатится, ищем национальную идею. Политики, политологи, публицисты, философы и другие умные люди по-прежнему ломают копья в спорах о смысле и цели тысячелетнего похода России и русского народа по колеям исторического пути.

У каждого человека, говорящего на русском языке и воспитанного в русской культуре, могут быть свои мысли на сей счет, достойные внимания, осмысления и обсуждения. Полемика восходит к застарелому спору западников и славянофилов и еще дальше, но теперь она обогащена накопленным опытом советского и небольшого постсоветского периодов. Философ Владимир Соловьев, в свое время внесший немалую лепту в данный вопрос, писал: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

«Мысли Бога в вечности» относительно той или иной нации можно трактовать как вложенные в нее архептипы - структуры коллективного бессознательного, сохраняющиеся на протяжении веков и находящие свое выражение в национальном фольклоре, в типичных чертах повседневной жизни и в исторических устремлениях народа.

Справедливость и милосердие - двуединый краеугольный камень русского архетипа, распознается начиная с волшебных сказок седой древности. На слуху сюжет с детства знакомой «Царевны-лягушки»: Иван-царевич женится на неприглядной невесте из болота волею жребия - но, вместо того чтобы возненавидеть избранницу, проявляет к ней милосердие - в результате чего помогает восстановить справедливость и получает в награду личное счастье.

«Аленький цветочек» Аксакова, в сущности, на ту же тему.

«Понятие справедливости в масс-медиа стало объектом негласного табу, что не вызывает удивления на фоне гигантской несправедливости, ставшей основой устройства как экономики, так и социальной сферы постсоветской России»

Вспомним былинных богатырей Земли Русской и наиболее прославленного из них - Илью Муромца. С детства пораженный болезнью, он обретает чудесное исцеление, совершив свой первый подвиг - подвиг милосердия, обласкав и одарив милостыней калик перехожих и получив в награду за это силушку могучую. И могучая богатырская силушка Муромца, других легендарных героев столь же могучей силой народного творчества поставлена на службу справедливости.

Справедливость - она же правда - совсем не тождественна логическому понятию истины. Истина как умозрительная категория не то, чтобы совершенно чужда русскому сознанию, но имеет второстепенное значение по сравнению с правдой - категорией нравственной. «Не в силе Бог, а в правде», - по легенде, говорил Александр Невский, укрепляя боевой дух своей дружины. И ратники, воодушевленные его речью, вышли на поле брани и победили. Ибо «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет» - еще одна формула, описывающая справедливое действие - возмездие.

Понимание справедливости сродни духовному камертону, по которому, словно диковинный музыкальный инструмент, должна выстраиваться правильная жизнь. И ради такого переустройства русский человек готов перенести тяготы, лишения, если потребуется, заплатить и самую дорогую цену - не щадить живота своего.

Бедность трудящихся, составляющих большинство, на фоне процветания ничтожного меньшинства богатеев есть несправедливость, которую должно искоренить, дабы привнести в жизнь божественный порядок. Даже разбойнички с большой дороги поэтизируются и воспеваются за счет того, что, отнимая у купцов и бояр, делятся добычей с простым людом. Восстания Разина и Пугачева даруют фольклору новых героев, теряющих черты реальных исторических персонажей и становящихся по сути теми же богатырями, воюющими за бедный народ, за его лучшую долю, за правду-справедливость.

И действительно, настоящий русский милосерден к ближнему своему. Он не добивает поверженного врага. Он готов рубашку снять с себя и отдать страждущему. Если в деревне горе - пожар у кого, тушат его всем миром, а не отстоят хату - без вопросов приютят погорельцев.

У Достоевского Раскольников, сам отчаянно нуждаясь, отдает последние деньги семейству Мармеладовых. Герой «Воскресения» Толстого, князь Нехлюдов, отправляется на каторгу вслед за Катюшей Масловой, невольною жертвой своей. Горьковский Данко из милосердия к людям и без упований на их благодарность приносит в жертву им пылающее сердце свое.

«Настоящий русский милосерден к ближнему своему. Он не добивает поверженного врага. Он готов рубашку снять с себя и отдать страждущему»

Поступки героев и чувства, их рождающие - подлинные, уходящие корнями в глубину коллективного бессознательного русского народа и потому выражающие большой, всеобщий феномен. Не есть ли именно это - мысли о нас Бога в вечности?

Увы, теперь о безрадостном.

В течение последней четверти века мы видели, как искусственно разрушается русские национальные архетипы, как в сознание и подсознание людей внедряются чуждые ценности и модели поведения. Понятие справедливости в масс-медиа стало объектом негласного табу, что не вызывает удивления на фоне гигантской несправедливости, ставшей основой устройства как экономики, так и социальной сферы постсоветской России. Милосердие к ближним также становится чем-то вроде чудачества, уделом небольшого числа филантропов, явлением почти маргинальным.

Но еще совсем незадолго до всего, при уничтожении советского строя, задачей информационных «прорабов перестройки» было создание картинки «несправедливой и немилосердной» системы социализма, подлежащей демонтажу именно на основании данного двойного изъяна. Это сыграло свою роль - многие купились, плоды чего мы и продолжаем пожинать сегодня.

Двадцать пять, тридцать лет - много это или мало? Как бы то ни было, за это время выросло и вошло в сознательную жизнь «племя младое, незнакомое» - племя, выросшее на Диснее и Голливуде, черепашках-ниндзя и «Звездных войнах». Но я очень хочу надеяться, что большинство из этих людей с пониманием отнесется к тому, что сказочный Емеля выпустил щуку обратно в реку, не зная еще, что его желания будут исполнены.

А если нет? Если гениальный Юрий Кузнецов был прав, когда писал о наших реалиях: «Туман остался от России / Да грай вороний от Москвы. / Еще покамест мы живые, / Но мы последние, увы».

Будем и дальше спорить о русской идее, о пути и предназначении - на всех языках народов мира, и даже по-русски.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, студентка, 18 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии