Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Новинки-2017: пока ездим без ЭРА-ГЛОНАСС, но бензин уже подорожал

 Фото: Андрей Куликов Фото: Андрей Куликов Конец 2016 года заставил понервничать многих автомобилистов: развернувшаяся в СМИ дискуссия о нововведениях, ожидавших нас с 1 января, и поток противоречивых сообщений вызвал волну слухов: частично - обоснованных, частично - нет.  Дело в том, что многие посчитали проекты законов и постановлений уже принятыми документами, кроме того, некоторые нововведения отложили или не успели принять депутаты Госдумы

Так что же вступило в силу 1 января 2017 года? Можно ли ездить на своей машине без блока ЭРА-ГЛОНАСС? Можно ли приобрести электронный полис ОСАГО? Будут ли штрафовать за летнюю резину? Все это выяснил «Общественный контроль».

ГЛОНАСС - только для новых машин

Итак, давайте разберемся с «аварийно-спасательным» блоком ЭРА-ГЛОНАСС, которым всех пугали вот уже несколько лет. С 1 января 2017 года Технический регламент Таможенного союза требует его установки на все новые автомобили. Для легковушек система должна уметь оповещать спасателей о ДТП автоматически, для коммерческой техники достаточно ручного вызова - при помощи кнопки.

Те модели автомобилей, срок действия ОТТС которых еще не истек (сертификат выдается обычно на три года), могут продаваться и без блока ЭРА-ГЛОНАСС.

Но, как говорится, тут есть нюанс: речь идет только о новых автомобилях, которые получают Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) после 1 января. Напомним, что ОТТС - это сертификат, который разрешает производить, ввозить и регистрировать новые транспортные средства на территории РФ и Таможенного союза.

В правилах, как всегда, есть небольшая лазейка: те модели автомобилей, срок действия ОТТС которых еще не истек (сертификат выдается обычно на три года), могут продаваться и без блока ЭРА-ГЛОНАСС. И уж точно не надо устанавливать этот блок на автомобили, находящиеся в эксплуатации, в том числе - продающиеся на вторичном рынке. Поэтому не волнуйтесь, пока ездить можно спокойно и без этого блока. Тем более что аварийный сигнал система подает через мобильных операторов, а покрытие автодорог их сигналом в России сейчас далеко не 100%.

Не скроем, многих автовладельцев беспокоило, что с помощью блока ЭРА-ГЛОНАСС за их стилем вождения будут следить ГИБДД и страховые компании. Действительно, теоретически имеется техническая возможность «увидеть» выезд автомобиля на встречную полосу, агрессивное вождение, частые перестроения, поворот не из своей полосы, превышение скорости и т. д. А еще обсуждалась возможность дистанционного отключения двигателя при преследовании нарушителя (это сейчас реализовано в ряде противоугонных систем). Но пока недобросовестным водителям бояться нечего: система позиционирования заработает в полной мере разве что к 2020 году, да и двигатель ЭРА-ГЛОНАСС выключать сама пока не умеет.

Автомобили подорожают

Тем не менее необходимость установки системы ЭРА-ГЛОНАСС уже привела (и приведет в дальнейшем) к подорожанию автомобилей. При относительно невысокой цене самого устройства (около 3 тысяч рублей) производителю необходимо провести дорогостоящие краш-тесты, в ходе которых придется разбить на полигоне четыре однотипных машины. Действительно, нужно определить, срабатывает устройство при ДТП или нет. И вот за это, как водится, заплатит конечный покупатель.

При относительно невысокой цене самого устройства (около 3 тысяч рублей) производителю необходимо провести дорогостоящие краш-тесты, в ходе которых придется разбить на полигоне четыре однотипных машины.

Кроме того, необходимость проведения дополнительных краш-тестов приведет к изменениям на авторынке. Массовые модели, конечно, останутся. Дополнительная плата будет в этом случае размазана по тысячам покупателей. При этом с рынка уйдут непопулярные и дорогие (штучные) модели. И правда: если продается меньше сотни таких машин в год, то их цена в результате «убоя» четырех экземпляров вырастет уже значительно.

Именно по этой причине с 1 января запрещен ввоз в страну иномарок, не имеющих на борту системы ЭРА-ГЛОНАСС. Таможня просто не выдаст ПТС, если в Свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства не будет указано ее наличие. Но и тут есть маленькая лазейка: если владелец успел оформить Свидетельство о безопасности конструкции в прошлом году, то машину пропустят и ПТС выдадут - даже если система ЭРА-ГЛОНАСС не установлена.

Стоит отметить, что иностранные автомобили, не подлежащие растаможке, могут пересекать границу России совершенно свободно. Устанавливать на них ЭРА-ГЛОНАСС подобно транспондеру белорусской BelToll не нужно. Более того, ЭРА-ГЛОНАСС считается полностью совместимой с аналогичной европейской системой eCall, внедренной еще в 2015 году. Ведь, помимо сигналов от пока немногочисленных спутников ГЛОНАСС, российская система успешно использует и сигнал американской GPS.

Новые коэффициенты и электронное ОСАГО

Если быть точным, с 1 января 2017 года в сфере ОСАГО вступила в действие только электронная форма полиса. Да и то не в полной мере. Оказалось, что на сайтах большинства страховых компаний оформить страховку в электронном виде пока невозможно. У одних эта услуга откровенно не готова технически, у других - отключена из-за того, что пока не может обеспечить необходимый уровень безопасности при оплате.

На сайтах большинства страховых компаний оформить страховку в электронном виде пока невозможно. У одних эта услуга откровенно не готова технически, у других - отключена.

Тем не менее закон вступил в силу и уже в ближайшее время электронное ОСАГО постепенно войдет в нашу жизнь. Достаточно будет оплатить услугу на сайте страховой компании - с помощью банковской карты или электронного кошелька, и полис ОСАГО поступит в единую базу данных. Пока неизвестно, будут ли инспектора ГИБДД требовать распечатки копии электронного полиса, или достаточно будет загрузить его в мобильное устройство - смартфон, планшет, бортовую мультимедийную систему и т. д. Кстати, с 1 июля 2017 года вводится и электронная форма ПТС.

А вот повышающие коэффициенты по ОСАГО пока не заработали. Напомним, что, согласно проекту, они составляют от 1,86 (за 5-9 грубых нарушений ПДД в год) до 3,04 (более 35 нарушений). То есть для особо злостных нарушителей ОСАГО подорожает в три раза. Правда, не сейчас, а позже.

Точно так же пока отложено обязательное натуральное возмещение по ОСАГО (ремонт в автосервисах - партнерах страховой компании) вместо выплат деньгами. Пока не введен штраф за сообщение страховщику заведомо ложных сведений. Да и досудебный порядок решения споров по ОСАГО продлен до 1 июля 2017 года. То есть по-прежнему, прежде чем идти в суд, водитель, недовольный выплатой по ОСАГО, должен обратиться с жалобой в страховую компанию.

Нефть дешевеет - бензин дорожает

Подорожание бензина и дизтоплива, начавшееся уже в январе, скорее всего, растянется на несколько месяцев, а то и на весь год. Напомним, что в прошлом году акцизы на горючее повышали дважды: 1 января и 1 апреля. Первоначально в 2017 году правительство планировало их снизить. Однако похоже, что объявленный премьером лозунг «Денег нет, но вы держитесь!» заставил его пересмотреть планы. В результате акцизы на моторное топливо не снизились, а наоборот - повысились.

Акциз на бензин 5-го класса вырос на 36,3% и составил 10 130 рублей. Более того, уже известно, что в 2018 году он вырастет до 10 535 рублей за тонну и в 2019 году - до 10 957 рублей за тонну.

Итак, акциз на бензин 5-го класса вырос на 36,3% и составил 10 130 рублей. Более того, уже известно, что в 2018 году он вырастет до 10 535 рублей за тонну и в 2019 году - до 10 957 рублей за тонну. На дизельное топливо акциз подорожал на 33,5% и составил 6 800 рублей за тонну в 2017 году, 7 072 рубля за тонну в 2018-м и 7 335 рублей за тонну в 2019-м. Таким образом, постепенный, но постоянный рост стоимости бензина нам обеспечен на три года вперед. Не повысился акциз только на бензин, не соответствующий 5-му классу - он остался на уровне 13 100 рублей за тонну. По идее, его собирались вообще запретить к использованию еще в 2016 году - по экологическим соображениям. Но пока, как видите, производят и продают.

Что означают эти «рубли за тонны» для конечного потребителя? По прогнозам Министерства финансов, дизтопливо и бензин 5-го класса подорожают за год всего на 1-2 рубля (хотя первоначально на этот счет было и другое мнение).

Пока что, по данным Росстата, потребительская цена 1 литра бензина в среднем по стране поднялась за первые две недели января на 10 копеек - до 36,47 рубля. АИ-92 (АИ-93) подорожал на 9 копеек - до 35,38 рубля, АИ-95 - на 13 копеек, до 38,53, дизтопливо - на 38 копеек, до 37,26. При этом в разных регионах горючее подорожало по-разному: в Самаре - на 1,2%, в Казани - на 1%, в Москве и Петербурге - на 0,2%. В Челябинске, Грозном и Элисте цены снизились на 0,1-0,3%.

Скидка на госпошлину и дешевые штрафы

Из приятного - помимо введенной в прошлом году 50-процентной скидки на штрафы, ГИБДД предоставило 30-процентную скидку на госпошлины. Первоначально это было сделано для того, чтобы купировать эффект от повышения пошлины на права, - но повышающие поправки в Налоговый кодекс Госдумой еще не приняты. Поэтому за водительское удостоверение и номера возьмут не 2 000 рублей, а всего 1 400, за свидетельство о регистрации транспортного средства - не 500, а всего 350 рублей.

Раньше такую скидку получали только те, кто оформлял документы в электронном виде, а теперь - и при личном визите в ГИБДД. Более того, уже с 1 февраля поменять права (например, по истечении срока действия) можно будет не только в ГИБДД, но и в многофункциональных центрах (МФЦ). И там тоже будет предоставляться скидка 30% на госпошлину.

Раз уж мы упомянули скидку на штраф, то стоит сказать о том, что так и не были повышены штрафы за не соответствующую ПДД тонировку стекол и установку незарегистрированного газового оборудования. За эти нарушения пока придется заплатить по-прежнему по 500 рублей.

Дети, чиновники и частный паркинг

Как сообщает ГИБДД, до сих пор так и не приняты и новые правила перевозки детей, о которых уже успел сообщить ряд СМИ. То есть детям от 7 до 11 лет по-прежнему положено специальное детское кресло (в проекте новых правил будет разрешено перевозить детей старше 7 лет на втором-третьем ряду без детского кресла - только со специально отрегулированными ремнями безопасности). Скорее всего, правила будут приняты в течение года, поэтому детское кресло имеет смысл не покупать, а арендовать. А вот для детей до 7 лет по-прежнему будут нужны специализированные автолюльки и кресла.

В проекте новых правил будет разрешено перевозить детей старше 7 лет на втором-третьем ряду без детского кресла - только со специально отрегулированными ремнями безопасности.

Зато постановлением правительства еще раз ограничена мощность двигателей служебных автомобилей чиновников. Им теперь запрещено не только покупать, но и арендовать, брать в лизинг и даже вызывать в качестве такси (по служебной надобности) автомобили мощнее 200 л. с. Напомним, что, хотя чиновникам и так нельзя было приобретать за государственный счет машины мощнее 200 л. с. и дороже 2,5 млн рублей, в правилах игры оставалась лазейка: они свободно могли такие автомобили арендовать или приобретать по лизинговым схемам.

Еще одно нововведение - скорее, из сферы ЖКХ, но потребителями его выступают автомобилисты. С 1 января 2017 года машино-места на парковках приравнены к недвижимости, что позволяет оформлять их в частную собственность и даже брать для этого ипотечные кредиты. Теперь к недвижимости относятся не только жилые и нежилые помещения, но также и те части зданий и сооружений, которые «предназначены для размещения транспортных средств».

Покупка места для парковки в собственность доступна, правда, только в том случае, если границы таких «помещений, частей зданий или сооружений» описаны в порядке, установленном законодательством о кадастровом учете. При этом границы частного машино-места могут быть обозначены краской, наклейками или каким-либо иным способом. Минимальные размеры одного машино-места установлены в размере 5,3х2,5 м, максимальные - 6,2х3,6 м.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, студентка, 18 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии