Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Чэнь Чжиган: Освободить место для российской продукции в Китае - наша идея

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Председатель Китайского общества Санкт-Петербурга, генеральный директор Российско-Китайского бизнес-парка Чэнь Чжиган рассказал «Общественному контролю», как развивается этот бизнес-парк, в котором скоро появятся шаолиньские монахи и целый павильон качественной китайской одежды

- Мы знаем, что крупнейший китайский проект в Санкт-Петербурге - это строительство жилого района «Балтийская жемчужина». Можете ли вы назвать другие крупные проекты китайских инвесторов в нашем городе?

- «Балтийскую жемчужину» я знаю с первого дня, когда в Петербург приезжали инвесторы, учредители, когда обсуждали этот проект 10 лет назад. Он реализуется, хотя и не так, как хотели. Но он идет, поэтому мы считаем, что стратегически проект все-таки удачный. Но после этого я не видел настолько объемного китайского строительного проекта в городе. Есть еще одна подрядная организация, которая работала в порту. Она действительно хорошо выполнила работу, но это подрядные работы. Есть еще несколько проектов, но они находятся в стадии обсуждения.

- Наверное, больше всего петербуржцам заметны китайские проекты в сфере ресторанного бизнеса…

- Да. Город имеет свою специфику как столица культуры, искусства, туризма Российской Федерации. Поэтому здесь в основном китайцы работают в сфере услуг. Рестораны и турфирмы - это основные направления. В последние два-три года особенно высокий темп развития у туризма. Рестораны тоже пользуются большим спросом, особенно в высокий сезон.

- В каких сферах китайские предприниматели обдумывают выход на петербургский рынок?

- С появлением Китайского делового центра мы действительно очень интенсивно принимаем китайские делегации, в прошлом году приняли 150 делегаций. Есть такое выражение, что китайцы «летают над облаками». Их нужно «приземлять». Поэтому наша основная функция - предоставить площадку, чтобы они общались. Но в последнее время мы чувствуем, что они все ближе и ближе «к земле». Это очень важный момент. Мы чувствуем интерес в разных сферах. Не только в сфере культуры, общепита, услуг, туризма. Сейчас очень большая тенденция готовности инвестировать в легкую промышленность, в сельское хозяйство. Большое количество средних и малых предпринимателей идет. Это небольшие инвестиции, но их много. По моему прогнозу, в 2018 году это уже будет видно.

- А петербургские предприниматели ведут бизнес в Китае?

- Да. Например, компания «Степан Разин». Сеть «Здоровый малыш» работает с Китаем. Компания «Адамант» тоже работает с Китаем.

- Как китайский бизнес в Петербурге переживает существующую сложную экономическую ситуацию?

- Конечно, ослабление рубля повлияло на импорт. Там, где раньше предприниматели могли, условно, иметь 1 доллар прибыли, сейчас имеют, может, полдоллара. Но все равно ситуация стабилизировалась. Мы видим это как букву «L»: нижняя палочка означает, что да, уровень упал, но он хотя бы стабилен. Ясно одно: если вещь нужна - ее нужно импортировать. Раньше наши товары были конкурентоспособны, но и сейчас они тоже должны иметь конкурентоспособность. Просто будет снижение абсолютной прибыли.

Петербургские «коренные китайцы», как мы их называем, отличаются от китайцев из других регионов. Многие уже по 20 лет здесь живут. Они покупают здесь квартиры, рожают детей, как европейские китайцы. В Москве и других регионах приезжают и уезжают быстро, не выдерживают. А петербургские предприниматели - они не крутые, не большие, но они более «приземленные». Их бизнес тесно связан с местными жителями. Всякий кризис они выдержат. Они не зависят от большого потока экспорта-импорта. Они работают на месте, в сфере услуг, общепита. За счет летнего сезона они выживают, кормят большой поток туристов. Они развивались именно на этой почве, как и простые российские предприниматели. Они все переживут. А московские зависят от экспортных условий: не получилось - улетели.

- Еще одна вещь, которая омрачила российско-китайские бизнес-связи, произошла в прошлом году, когда СМИ сообщили об уголовном деле в отношении известного в Петербурге китайского предпринимателя Ван Линаня. Сказалось ли это на репутации китайского бизнеса в нашем городе?

- Я считаю, что никакой негативной реакции, которая сказалась бы на развитии связей двух стран, нет. Я тоже читал газеты. Если это произошло - значит, он вел себя не очень адекватно. Я уже 24 года в Питере. В Петербурге особых льгот на иностранные инвестиции нет, но и особого давления тоже нет. Все равномерно. А если есть нарушения - тогда отвечайте. Нужно держать репутацию фирмы, это очень важно. У диаспоры никакой реакции негативной нет. Мы не считаем, что это воздействие на всех китайских инвесторов. Мы не считаем это событием, это обычное дело, частный случай.

- Расскажите, как развиваются Китайский деловой центр в Санкт-Петербурге и Российско-Китайский бизнес-парк.

- С появлением Китайского делового центра возникла площадка, которая осуществляет реальное сопровождение бизнеса, предоставляет консультации. Китайскому деловому центру скоро исполнится два года. Я помню, как 7 марта 2015 года мы официально объявили о его создании. А 1 мая 2016 года мы открыли Российско-Китайский бизнес-парк, потому что одного центра уже не хватало.

Я здесь работаю уже больше 10 лет как председатель Китайского общества Санкт-Петербурга, три срока. Это одна из основных общественных организаций китайской диаспоры Петербурга. Я всегда говорил, что в Питере должен быть китайский дом. Здесь есть немецкий дом, шведский дом, финский дом. А китайского дома нет. У него должна быть консалтинговая функция, потому что европейцы привыкли особенно большие инвестиции делать через национальный дом. Например, финны - у них консул по торговле даже работает в финском доме, а в самом консульстве сидит только консул по экономике.

И вот несколько лет назад гендиректор компании «Экспофорум-Интернэшнл» Сергей Георгиевич Воронков сказал: «У нас освободилась большая площадка в “Ленэкспо”, мы оттуда выделяем шестой павильон и делаем Китайский дом». Был еще Игорь Анатольевич Максимцев, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета. У них было несколько объектов в Китае. И еще одна фирма, тоже работающая в сфере выставок, - это «Вектор С». И мы решили зарегистрировать некоммерческое партнерство - совместное «Китайское общество Санкт-Петербурга». И мы на первом петербургском Празднике Весны, который организуют правительство города и Генеральное консульство КНР в Санкт-Петербурге, официально объявили об открытии Китайского делового центра и Китайского дома.

Именно в этом Китайском доме мы проводили фестиваль. Я помню, как от имени губернатора города нам передал поздравления Евгений Дмитриевич Григорьев - председатель Комитета по внешним связям. 7 марта 2015 года два этажа павильона уже были заполнены фирмами, работающими в сфере экспедиторских и юридических услуг. Уже были таможенный брокер, бюро переводов, даже Китайский строительный банк. Но мы заметили, что одного Китайского делового центра не хватает. И было видно, что павильоны «Ленэкспо» пустуют. Поэтому мы решили открыть на той же площадке Российско-Китайский бизнес-парк.

Китайское направление в бизнесе сейчас никого не удивляет. Уже 20 лет Россия является импортером китайской продукции. Но в новое время, особенно после санкций и после ослабления рубля, появились очень большие шансы быть экспортером, особенно в сфере продовольственной продукции России и товаров в сфере культуры и искусства

Китайское направление в бизнесе сейчас никого не удивляет. Уже 20 лет Россия является импортером китайской продукции. Но в новое время, особенно после санкций и после ослабления рубля, появились очень большие шансы быть экспортером, особенно в сфере продовольственной продукции России и товаров в сфере культуры и искусства. Это, в том числе, живопись и народные промыслы - китайцы это любят, у такого продукта есть свои ниши. С учетом всего этого мы решили создать Российско-Китайский бизнес-парк, чтобы на эту площадку не только традиционно привлекать товары из Китая и продвигать их на российский рынок, но еще и российские товары собирать и комплексно продвигать на китайский рынок.

По ходу работы мы делаем вывод, что это правильно. Россия - большая страна, в ней есть много продукции. Это конфеты, мороженое, мед, рис хороший, мука, много всего. Китайцы называют это «экологические», «зеленые» продукты. На китайском рынке они имеют очень высокий потенциал. Но их надо собирать. Потому что иногда один субъект имеет три-четыре вида хороших конкурентоспособных продуктов. Но чтобы сделать объем, их нужно собирать. Это направление очень интенсивно идет, я думаю, что уже в 2017 году должен быть прорыв. Поставки продовольственных товаров в Китай сейчас ограничены Дальним Востоком. Чтобы из европейской части России поставлять сразу в китайские регионы - для этого нужна или Москва, или Петербург. Нужно сертифицировать продукты и комплексно их продвигать. Китай - действительно очень хороший рынок. Но там очень большая конкуренция, поэтому российские товары нужно комплектовать. А индивидуально туда продвигать что-либо нереально: на прилавки будет очень тяжело попасть.

Освободить место для российской продукции - это наша политика, идея. По этому направлению мы получили очень большую поддержку. Мы уже послали не меньше 10 компаний в Китай, в том числе производителей детского питания. Буквально в феврале приедет делегация реально обсуждать это направление. Речь идет о том, чтобы конкретный сорт продукции сертифицировать и отправлять туда сразу же целый контейнер. Если продукция понравится, то потом китайцы начнут заказывать больше, гораздо больше.

Это имеет очень большое значение, потому что инвестиции просто так из воздуха не возникают. Они обязательно идут через торговлю. Китайские импортеры, когда видят, что какие-нибудь товары идут хорошо, обязательно вкладывают инвестиции. Там очень большой рынок. Даже один сорт шоколада может иметь оборот миллиард юаней в год, потому что очень большое население. Поэтому мы хотим через торговлю привлечь инвестиции.

Мы не просто получили поддержку консульства и местной власти, мы еще имеем очень большую массовую поддержку. Мы в прошлом году проводили большой Праздник весны в «Ленэкспо». За один день в нем почти 50 тысяч человек участвовали.

Мы всегда считаем, что нужно создавать климат, условия для общения. Мы всегда считаем, что сегодняшний уровень общения еще не достиг уровня 1950-х годов. В те времена не так много времени общались, но это было качественно. Тогда китайцы здесь учились, жили, общались. И многие из них потом стали лидерами страны, провинций, регионов. Сейчас прилетает вроде бы много людей, но это хаотичный процесс.

Китайцы не очень хорошо изучили рынок России. В Китае в последние 25 лет был очень высокий темп развития, и бизнесмены даже у себя там не успевали. За эти 25 лет Китай очень сильно увеличил свои мощности, производственные возможности. Сейчас началось замедление, у нас это называется «мягкое приземление». И поэтому сейчас приходится уже выходить на мировой рынок. И его надо начинать изучать.

Многие россияне прекрасно знают, что Китай производит нормальные, хорошие вещи, но их нужно выбирать. Все знают, что Китай был мировой производственной базой последние 20 - 30 лет. Многие знаменитые бренды шьют одежду в Китае

С российской стороны в последнее время появились очень хорошие тенденции относительно торгового оборота с Китаем. К нам очень часто обращаются с вопросами, как филиалы открыть, как организовать выставку. Буквально вчера ко мне приходили люди, работающие в сфере электроники, светодиодного направления. У них здесь, в Петербурге, есть своя запатентованная технология. Мы связали их с китайской компанией, и через нас теперь уже ведутся переговоры о том, чтобы китайцам купить эту технологию, либо наладить с россиянами совместное производство. Мы считаем, что это очень хорошая тенденция.

А китайские товары в «ЛенЭкспо» мы тоже таким образом продвигаем. Но мы это делаем не как Черкизовский рынок или Люблино в Москве. Нет, мы делаем бизнес-парк. Это не торговый базар. Нам удалось привлечь Корпорацию одежды Китая. Это большая государственная компания, вторая по величине в Китае. В Пекине я говорил им: «В 90-х годах именно вы испортили репутацию китайских товаров легкой промышленности одеждой». И до сих пор в мире неспокойно относятся к китайским товарам. Многие россияне прекрасно знают, что Китай производит нормальные, хорошие вещи, но их нужно выбирать. Все знают, что Китай был мировой производственной базой последние 20 - 30 лет. Многие знаменитые бренды шьют одежду в Китае. Я объяснял новым партнерам: «Вы должны показать сегодняшнее качество китайской одежды». Мы их уговорили, они решили брать целый павильон - павильон китайской одежды от Корпорации одежды Китая. В феврале они приедут, мы подпишем меморандум, и я думаю, что с июля уже откроем. Это будет третий павильон «ЛенЭкспо».

Еще будет целый павильон китайской электроники, телевидения. Кроме того, мы получили очень большую поддержку Генерального консульства КНР в Санкт-Петербурге и откроем самый большой павильон 8А, где раньше была главная площадка Петербургского экономического форума. Мы там делаем павильон китайских городов. Каждый город сможет показать там свою культуру, свой бренд, туристические возможности, продукцию. В первом квартале хотим запустить. Около 10 городов уже с удовольствием начинают готовиться. У них есть бюджеты на это, они во всем мире продвигают свою продукцию. Со второй половины года мы уже будем полностью загружать территорию.

Еще мы построили самый большой ресторан китайской кухни в Европе. До этого самый большой был в Голландии, им мой знакомый занимается. У нас по размеру больше. По стилю тоже лучше получилось. Наш «Большой ресторан Цинь» тоже находится в Российско-Китайском бизнес-парке, там можно проводить и концерты, и большие конференции. Буквально сегодня уже есть заказ на тысячу человек - презентация города и провинции.

Еще на территории «ЛенЭкспо» перед Новым годом удалось открыть китайский караоке-клуб. Следующим шагом станет открытие оздоровительного центра китайской медицины - тоже самого большого в Петербурге. В феврале партнеры планируют приехать. Проект уже сделан, все согласовывается. Это будет двухэтажное здание. И параллельно будет еще в парке свой культурный центр. Там будет обучение китайскому языку, китайской живописи, шаолиньскому кунг-фу. К нам приедут настоящие монахи из Шаолиня, сейчас они визы оформляют. Но мы хотим на этой площадке делать не только китайский кунг-фу, но и российское самбо. Мы кунг-фу привозим сюда, а самбо, как национальный вид спорта России, будем продвигать в Китай.

- А как во всех этих видах бизнеса будет решаться языковой вопрос?

- Василеостровский - интересный район. В городе около 10 тысяч китайцев. Больше половины - студенты. Из студентов две трети живут в Василеостровском районе. Поэтому, когда мы проводим конференции или выставки, нам очень легко набирать несколько десятков переводчиков.

- Вы рассказывали в прошлом году, что инвестиции в бизнес-парк должны были составить около 500 млн рублей, из которых на ресторан приходится примерно 150 млн. Сейчас эти цифры изменились? И какую площадь занимает этот проект в целом?

- Площадь и павильоны находятся в собственности компании «Экспофорум-Интернэшнл» - стопроцентной дочерней компании «Газпрома», которая является основным учредителем Китайского делового центра. Российско-Китайский бизнес-парк - это коммерческий проект под руководством Китайского делового центра. Парк является арендатором павильонов «ЛенЭкспо», но мы арендуем их по стратегически партнерским условиям.

Насчет инвестиций - действительно, ресторан уже не 150 млн стоит, уже больше. Эксплуатация - это одно. Но еще требуется развитие, поэтому инвестиции продолжаются. Кроме того, в открытие каждого павильона придется еще инвестировать, в закупку оборудования.

В «Ленэкспо» восемь павильонов на территории 15 гектаров. В настоящий момент мы занимаем три строения: павильон № 5, где располагается выставка-продажа российских товаров и организуются крупные мероприятия, павильон № 6 - его занимают «Большой ресторан Цинь» и офисный центр, и павильоны №№ 8 и 8А, там у нас китайский караоке-клуб, магазин «Мир фарфора» и китайский продовольственный магазин «Цинь». Я считаю, что Российско-Китайскому бизнес-парку есть куда расти. Павильон № 7, выходящий на Наличную улицу, останется в совместном с «Экспофорум-Иинтернэшнл» пользовании - можно проводить там не постоянные, а периодические выставки и презентации, культурные мероприятия. А павильон № 4 - городской объект. Всю эту большую площадь мы используем как культурный, туристический и бизнес-парк.

Как торговая база эта территория не походит, она маловата, но есть несколько предложений открыть еще один большой парк. Речь идет уже о 150 - 200 га. Там можно разместить экспедиторский центр, логистический центр, склад. Но для этого надо готовить кадры, это очень важно. И сегодняшний Российско-Китайский бизнес-парк - это еще и центр подготовки специалистов.

- Каким вы видите будущее китайского бизнеса в Петербурге?

- У нас хороший портовый город, окно в Европу. Поэтому как точка развития нового Шелкового пути - это место действительно очень стратегическое. Несколько месяцев назад здесь получила регистрацию очень крупная китайская корпорация CCCC. Она входит в 500 крупнейших в мире и занимает там 165-е место. Они выбрали Петербург, чтобы открыть здесь филиал. Китайский деловой центр как агент регистрировал этот филиал. Еще несколько компаний тоже думают об этом. Компания «Али-баба» тоже выбирает Петербург.

Почему этого не происходило раньше? Я считаю, что город этого не особо хотел. Не хотели появления такого «Чайна-тауна». Но то, что мы делаем, я считаю, очень подходит петербургскому стилю. Мы не можем позволять в таком культурном центре России делать базар. Например, мы делаем комплекс одежды - его площадь 2500 кв. метров. Я им говорю - делайте не все в кучу, а по элементам, по темам, чтобы было красиво и аккуратно. Вот обувь, вот спортивная одежда, вот детская. И пусть россияне ее продвигают. То есть этот павильон сможет работать как шоу-рум: китайцы показывают образцы, делают снабжение, а затем россияне уже развивают этот бизнес по регионам. Вот таким образом нужно делать. Будущий китайский бизнес в России должен быть таким. Нам предстоит делать снабжение, обслуживание, а россияне будут развивать намного лучше, чем китайцы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгения, пенсионерка, 67 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии