Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Села и поселки Коми страдают от волчьего террора

 Фото из архива Коми республиканского общества охотников и рыболовов Фото из архива Коми республиканского общества охотников и рыболовов В Коми растет поголовье волков, а вместе с этим и их наглость. Они уже не боятся появляться в селах и деревнях при дневном свете, счет их жертв среди домашних животных идет на десятки. В причинах этого, а также в том, какие меры предпринимают власти в борьбе с серой напастью и насколько они эффективны, разбирался «Общественный контроль»

Разбой средь бела дня

Как правило, волки устраивают набеги на населенные пункты зимой. Однако в ряде районов Коми уже в октябре местные жители зафиксировали выходы серых хищников в их села и деревни. Так в селе Серегово Княжпогостского района осенью волки за несколько дней утащили и загрызли трех собак и десяток коз. Сельчане обратились за помощью к профессиональным охотникам. Одного зверя удалось подстрелить, и на какое-то время наступило затишье.

Однако уже в нынешнем году двое волков среди бела дня загрызли собаку. Причем хищники поймали пса на главной сельской улице, затем утащили его на окраину, где позже люди обнаружили останки животного.

А в селе Ыб Сыктывдинского района два здоровенных волка загрызли собаку прямо на глазах хозяина. Жители села Мордино Корткеросского района страдают от набега волков уже не первый год. Но при этом они отмечают, что если раньше хищники лишь ходили поблизости, то теперь они заходят в село даже при уличном освещении.

К счастью, дело обходится без человеческих жертв, волки на генетическом уровне боятся людей. Однако жители населенных пунктов, подвергшихся нападению волков, опасаются вечерами ходить по улицам.

По данным Охотнадзора Коми, численность волков в регионе - более 630 особей. Между тем еще несколько лет назад их было не более 200. И только минувшем году их численность увеличилась на 35%.

Реакция на запах

Увеличение поголовья волков заместитель председателя правления Коми республиканского общества охотников и рыболовов Дмитрий Дробато объяснил корреспонденту ОК-информ тем, что в лесах Коми стало водиться больше зайцев и лосей. Иначе говоря, увеличилась кормовая база хищников. Кроме того, в этом году выпало слишком много снега. Волку стало тяжело ходить по лесу, он валится глубоко в снег, поэтому хищник предпочитает выходить на дороги, к селам и поселкам - на помойки и свалки. И охотиться на собак.

За сутки волки, по словам Дмитрия Дробато, пробегают от 90 до 110 километров. Правда, это по твердому грунту. Но и после обильного снегопада они способны преодолевать расстояния в 50-60 километров, используя дороги, буранные следы или лыжню. И могут за ночь появиться в нескольких местах, создавая иллюзию, что их много.

- Населенные пункты для волков вкусно пахнут: помойками с пищевыми отходами и все теми же собаками, которые, кстати, тоже большие любители копошиться среди съестных отбросов, - пояснил охотник. - Так что стоит ли удивляться тому, что волки стали появляться там, где живут люди?

Откормленные собаки - особенный деликатес для их диких родственников. Был случай, когда житель Корткеросского района за один раз потерял сразу пять лаек. Между тем представители этой породы считаются умными животными, они двигаются тихо, волку поймать их очень нелегко. А для самого охотника - это огромная потеря: лайки стоят дорого, к тому же дрессировка и уход за ними требуют немало сил и терпения.

Нет охоты на охоту?

Нельзя сказать, что власти не предпринимают никаких мер в борьбе с волками. Охотник, получивший лицензию на отстрел волков, за каждую убитую самку получает 6 тысяч рублей. 5 и 4 тысячи ему платят соответственно за взрослого волка и волчонка. Деньги, скажем прямо, небольшие, если учесть, что хищника не так-то просто выследить. Дело в том, что на территории населенных пунктов убивать волков имеют право лишь сотрудники полиции, за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах полагается штраф от 40 до 50 тысяч рублей. Из-за такого ограничения волчатникам приходиться выслеживать добычу в лесу, поэтому охотников на серых хищников осталось в регионе совсем немного. Молодежь не берется за такое трудоемкое дело. В некоторых охотхозяйствах волчатников теперь вообще нет.

Загонная охота на волков, описанная во всем известной песне Высоцкого, в Коми устраивается редко, хотя в местном обществе охотников и рыболовов хранится 16 километров красных флажков. Чаще серого зверя берут на капкан. Но и это дело непростое. Как пояснил Дмитрий Дробато, волк чувствует запах железа и человеческих следов. Волк унюхает человека задолго до того, как тот выйдет на его след. А догнать хищника вообще нереально.

В пресс-службе министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта республики корреспонденту ОК-информ сообщили, что за весь прошлый год в Коми для уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории населенных пунктов было добыто 35 волков. По сравнению с их общим поголовьем - это капля в море.

Но речь вовсе не идет о том, чтобы уничтожить все шесть сотен хищников. Волки, как известно, играют важную роль в балансе экосистемы и являются санитарами леса: поедают падаль, мышей, контролируют численность лосей и зайцев. Поэтому 35 убитых лесных разбойников, по мнению специалистов, - это 90% от потребности.

В советское время в борьбе с волчьим террором активно применялись более эффективные меры. Хищников отстреливали с вертолетов, охотники выслеживали и уничтожали волчьи выводки, преследовали волков на автомототранспорте, истребляли с помощью ядов.

В наше время применение высокотоксичных ядов запрещено международным и российским законодательством. Привлечение для добывания волков авиации и иных транспортных средств - дело чрезвычайно затратное, к тому же территории большинства охотничьих угодий - это густые леса, и в таких условиях охота с воздуха становится неэффективной.

«Мы же его не едим»

Чиновники республиканского министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта убеждены, что наиболее действенной мерой для регулирования численности лесных хищников станет введение стимулирующего премирования охотников.  В 2014 и 2015 годах на добычу волков было затрачено по 140 тысяч рублей за счет субвенций из федерального бюджета. В итоге в 2014 году было добыто 20 волков, в 2015 году - 27. Сейчас специалисты предлагают проводить в муниципальных районах с наибольшей активностью волков грантовые конкурсы и лучшим волчатникам выплачивать от 10 до 15 тысяч рублей за каждую добытую особь.

Охотоведы убеждены, что дикие звери обходят стороной те населенные пункты, улицы которых содержатся в чистоте и освещены должным образом, а для скота и собак обустроены специальные закрытые помещения.

В Коми республиканском обществе охотников и рыболовов относятся к этому скептически.

- В какой-то степени эта мера мотивирует охотников, - считает Дмитрий Дробато. - Но ведь охота на волков - очень затратное дело, и просто так на волка никто не пойдет. Многие охотники так и говорят: «Мы же его не едим». Но 10-15 тысяч за голову - деньги небольшие. В Якутии, например, за каждого убитого волка платят 30 тысяч рублей.

Но есть и другой путь. Охотоведы убеждены, что дикие звери обходят стороной те населенные пункты, улицы которых содержатся в чистоте и освещены должным образом, а для скота и собак в домашних хозяйствах обустроены специальные закрытые помещения.

Наверное, неслучайно в сводках об атаках волков фигурируют, как правило, одни и те же населенные пункты. Видимо, что-то не в порядке в этих селениях, раз их облюбовали серые «санитары».

Фото из архива Коми республиканского общества охотников и рыболовов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии