Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Андрей Курпатов: Скоро мы станем идиотами

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Автор популярных книг по психологии и множества научных работ, известный россиянам как главный телевизионный психотерапевт страны, рассказал «Общественному контролю» о существенной угрозе для современного человека

В начале нулевых Андрей Курпатов, возглавляя организационно-методический отдел по психотерапии комитета по здравоохранению Смольного, подготовил доклад о психических расстройствах и состояниях, требующих психотерапевтической помощи, которыми страдают жители Петербурга. Тогда выяснилось, что порядка 400 тысяч горожан каждый год сталкиваются с теми или иными тревожно-депрессивными состояниями, а на одного петербуржца приходится полтора психических расстройства, включая различные зависимости, фобии и прочее.

«Была задача показать руководству города, что проблемы есть и надо заниматься их решением», - пояснил Андрей Курпатов.

К нему прислушались, и сегодня, столкнувшись с психическими проблемами, жители Петербурга обращаются к специалистам и получают квалифицированную психотерапевтическую помощь.

«А популярные в последние годы тренинги личностного роста или мотивационные тренинги, на мой взгляд, - шарлатанство, вранье и вредительство. Возможно, есть какие-то хорошие специалисты, качественно оказывающие такого рода психологическую поддержку. Но априори нужно понимать, что никакого личностного роста достичь в рамках психологического тренинга нельзя. А мотивационные тренинги хороши лишь тем, что могут поднять вам настроение. Но они не сделают вас эффективным работником, профессионалом, не научат решать сложные производственные задачи. Поэтому коучеры по большому счету торгуют воздухом. И такую психологию я никогда не популяризировал. У меня всегда все было связано с фундаментальными  человеческими проблемами, с которыми мы все сталкиваемся: воспитанием детей, отношениями супругов, отношениями между полами, психическими или сексуальными расстройствами. Это универсальные вещи, которые объясняются конкретными механизмами», - пояснил Андрей Курпатов. 

Интернет-зависимость превращает нас в информационных псевдодебилов

По словам Андрея Курпатова, за прошедшие десять лет структура и особенности психического состояния петербуржцев в частности и россиян в целом не изменились. Правда, можно выделить новую проблему.

Заполняя свое время информационным контентом и соцсетями, люди все меньше общаются вживую, меньше разговаривают друг с другом, теряют навыки обсуждения проблем и отношений.

«По сути, мозг человека делает одни и те же ошибки, но в разных ситуациях и на разном содержании. В этом плане компьютерная зависимость не сильно отличается от других зависимостей. Но то, что погруженность в виртуальную реальность становится проблемой, - это факт. Это не психическое расстройство, не болезнь. Но, заполняя свое время информационным контентом и соцсетями, люди все меньше общаются вживую, меньше разговаривают друг с другом, теряют навыки обсуждения проблем и отношений», - объяснил Андрей Курпатов.

По его словам, современный человек оказался внутри большого информационного шторма, и то количество информации, которое сваливается на наши головы, превышает способность мозга к ее переработке.

«Если мы не можем переработать информацию, то она проходит порожняком. А из-за того, что мозг перестает тренироваться, решая сложные задачи, ему труднее  решать и простые, кажущиеся естественными. Общение - одна из них», - говорит Андрей Курпатов.

Взрослые, слишком много времени проводящие в виртуальном мире, превращаются в детей, которым сложно договориться со своим собеседником, потому что у них не развита theory of mind - специфическая способность нашей психики осознавать себя и психические состояния другого субъекта. Взрослые, привыкшие к виртуальному общению, теряют эти навыки понимания мыслей, желаний и убеждений других людей. Из-за этого они переходят в поверхностный режим коммуникации даже с близкими людьми - и эмоциональная поддержка становится невозможной.

«Мы называем это информационной псевдодебильностью. Это термин, характеризующий состояние человека, который не страдает умственной отсталостью, но из-за информационной перегрузки почти неспособен думать».

«Это не болезнь. Это особенность нашего времени. Это же и главная его опасность, - считает Андрей Курпатов. - Мы называем это информационной псевдодебильностью. Это научный термин, характеризующий состояние человека, который не страдает умственной отсталостью как таковой, но из-за информационной перегрузки почти неспособен думать. Он может быть информированным, но не способен отделять главное от второстепенного, строить планы, понимать причинно-следственные связи, скептически относиться к сомнительным фактам и так далее. Эти навыки мы утрачиваем в век информационных технологий».

Андрей Курпатов напомнил, как представители его поколения сначала слушали, как им читают родители, а потом сами читали книжки или слушали пластинки со сказками и рисовали в своем воображении сложные картины реальности, представленной в этих произведениях. Сегодня же ребенок получает уже готовые образы. Он не создает их своим умом. И даже взрослым сейчас дают информацию в комиксах, с инфографикой, потому что иначе им  сложно ее воспринимать.

«Наши дети будут сильно отличаться от нас, и проблемы, с которыми они будут сталкиваться, будут иного порядка. Для этого есть понятие “цифровое слабоумие”.  В научный оборот его ввели немецкие исследователи. Он означает изменение характера базовых психических функций: внимания, памяти, восприятия. Это те вещи, которые определяли нашу психологию  на протяжении веков. А у современных детей они стали меняться. И если раньше синдром рассеянного внимания или расстройства аутистического спектра были большой редкостью, то сейчас от этого страдает чуть ли не каждый второй ребенок. У детей не просто меняются представления о мире,  но и сам способ работы с информацией», - отметил наш собеседник.

Он говорит, что уже сегодня мышление, которое определяет homo sapiens как особенный вид, становится все менее востребованной функцией. В общем-то, оно может быть и вовсе не нужным, когда в мобильный телефон можно скачать приложения на все случаи жизни и не проявлять никаких чудес изобретательности.

«Думать не надо. А если не надо, то и не будем. Мозг перестанет тренироваться, и мы станем идиотами. Такая у нас перспектива, если не осознаем рисков», - дал свой неутешительный прогноз Андрей Курпатов.

Мозг нуждается в постоянной тренировке

Андрей Курпатов напомнил цитату Екклесиаста из Ветхого завета о том, что «во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножают скорбь».

«Тут бы я  с Екклесиастом поспорил. Но наверняка много тех, кто согласен и готов быть идиотом, ничего не делая и не тренируя мозг. А ведь все великие ученые и изобретатели работали 24 часа в сутки. И я не утрирую, потому что даже во сне наш мозг продолжает решать задачи, поставленные перед ним в состоянии бодрствования. Поэтому и таблица химических элементов вполне могла присниться Менделееву. Прогресс двигает не лень, а люди, обладающие удивительно сложным мышлением и способные озадачиваться вопросами, которые другому человеку, возможно, кажутся очевидными. Но таких людей в скором времени может стать меньше, если мы не начнем создавать своего рода культ мышления и интеллекта», - говорит Андрей Курпатов.

Прогресс двигает не лень, а люди, обладающие удивительно сложным мышлением и способные озадачиваться вопросами, которые другому человеку, возможно, кажутся очевидными.

В прошлом году он открыл в Петербурге интеллектуальный кластер «Игры разума», в котором популяризирует идею сложности, глубины и многогранности мышления. Там проходят самые разнообразные мероприятия, затрагивающие различные сферы интересов человека - от показов интеллектуального кино до научных дискуссий на отрытых лекциях.  Самые разные форматы рассчитаны на детей, подростков, студентов и взрослых.

«Мышление нужно человеку как воздух. Но пока это мало кто осознает. Надеюсь, что все-таки осознание важности мыслительного процесса придет раньше, чем мы все дружно войдем в информационную псевдодебильность. Здесь  нужно понимать, что, когда мы глупеем, мы этого не замечаем. Любой пациент, страдающий заболеваниями, связанными с атрофией  коры головного мозга, считает, что он вполне сообразительный. Он будет жаловаться на ухудшение памяти, зрения, слуха, но никогда не скажет, что плохо соображает», - предупредил Андрей Курпатов.

Чтобы оставаться людьми разумными, нужно, во-первых, ограничить объем получаемой информации и сократить время «постоянной подключенности», то есть периода, когда мы находимся «на связи». Постоянные звонки, сообщения, уведомления - все это отвлекает и нарушает естественную работу мозга, говорит ученый. Но, помимо профилактики, нужно давать своему мозгу нагрузку.

«Чтобы строить, нужны кирпичи. Чтобы мыслить, нужны идеи. Рассчитывать на то, что, отключив интернет, мы поумнеем, не стоит. Нужно постоянно осваивать новые знания. Они могут быть связаны с вашей профессией, творчеством, увлечениями, но это должны быть сложные системы. Мы привыкли к примитивному усвоению информации. “Википедия”, как кажется, представляет очень осмысленное и внятное повествование. Но на самом деле это не так. Нам нужно понимать вещи глубоко, нужно знать мнение специалистов, которые действительно разбираются в соответствующей  теме. Нужно понимать, почему они так думают, как пришли к своим выводам, на чем основаны их умозаключения. Это огромная работа, а не взаимодействие с обезличенной “Википедией”. Когда вы читаете  хотя бы просто научно-популярные книги, например - Даниеля Канемана, Митио Каку или Леонарда Млодинова, вы фактически общаетесь с ними. Знание неотрывно от людей, которые его производят. И сложность возникает тогда, когда вы имеете дело не с абстрактной  истиной, потому что все истины относительны, а с людьми, постигшими ее, - они настоящие. Если вы хотите думать, вы должны опираться на их знания и опыт. Интернет убивает феномен личности, превращая все в информационный мусор», - уверен Андрей Курпатов.

А еще он, в отличие от многих популяризаторов науки о мозге, уверен, что этот орган - далеко не такая хитрая штука, как его пытаются представить. То, что мы не можем его понять, говорит о том, что он ограничен в своих способностях.

Сотни тысяч людей лишатся работы из-за роботов

«Сказать, насколько процентов изучен наш мозг, невозможно, потому что он изучается в разных аспектах. США привлекли лучших мировых специалистов к работе по программе BRAIN. Напомню, в Штатах же была реализована программа “Геном человека”, на которую государство выделило более 3 млрд долларов, чтобы сегодня каждый мог за 100 долларов получить анализ своего ДНК. Результаты программы по изучению мозга тоже будут потрясающими. Создав полную карту связей всех нервных клеток нашего мозга, ученые получат полную функциональную цифровую модель мозга, которая позволит решить множество вопросов. Мы узнаем структурные факторы, влияющие на развитие у нас тех или иных психических расстройств, поймем, на что нужно воздействовать, чтобы добиться от человека того или иного результата. Мы сможем подключить мозг к цифровому интерфейсу, создав человека-машину», - рассказал Андрей Курпатов.

97% текстильной промышленности вернулось в США из Китая, Индонезии и других стран. Потому что производство стало роботизированным - и дешевая рабочая сила перестала быть конкурентным преимуществом развивающихся экономик.

К слову, перспектива замены людей роботами его не страшит.

«Это уже происходит. 97% текстильной промышленности вернулось в США из Китая, Индонезии и других стран. Потому что производство стало роботизированным - и дешевая рабочая сила перестала быть конкурентным преимуществом развивающихся экономик. У самого Китая, несмотря на его огромное население, самые высокие темпы роботизации на производствах. Роботы реже ошибаются, не болеют, не бастуют. Роботы заменяют людей не только на производствах. Они заменили биржевых брокеров, потому что человек  не может конкурировать с машинами при анализе  такого огромного количества данных. А наша жизнь зависит от того, что случится с индексом Доу-Джонса, то есть, по сути, теперь от решений, которые принимает искусственный интеллект. И непонятно, что делать с миллионами людей, которых уже заменили и скоро заменят роботы», - говорит Андрей Курпатов.

При этом он напомнил, что в природе все компенсируется. И если люди, потерявшие работу из-за роботов, продолжат глупеть, то в целом они не будут переживать по этому поводу.

«Есть такой культовый британский сериал “Черное зеркало”. В нем в сатирическо-драматическом ключе показаны возможные сценарии развития нашего общества. Люди, вытесненные машинами, живут в крохотных комнатках, стены которых - это экраны, и, чтобы они показывали бесконечный аудиовизуальный ряд, люди должны время от времени крутить педали на велосипедах, производя энергию. Это похоже на правду. Альтернатива будет, если мы научимся получать удовольствие от интеллектуальной работы, будем мыслить даже тогда, когда это кажется совершенно ненужным. Так что либо биомасса, либо интеллектуалы. Середины нет», - резюмирует Андрей Курпатов.

Фото Дениса Тарасова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга Павловна Барсукова, работник культуры, 56 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии