Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Земский доктор с КТ и вертолетом

 Фото: Виктор Бартенев/Интерпресс Фото: Виктор Бартенев/Интерпресс На территории Ленинградской области могут расположиться Австрия, Чехия или Ирландия. О том, как при таких масштабах и в не самых лучших северных условиях спасать людей, рассказывает главный врач Ленинградской областной клинической больницы, д.м.н., профессор Татьяна Тюрина

Ленинградская областная клиническая больница - стационар-тысячник: свыше 1 000 коек, из них более 600 - хирургического профиля, остальные - терапевтические. В больнице работают 28 профильных отделений, обслуживающих жителей Ленинградской области (в среднем около 28-30 тысяч пациентов за год). Действует и консультативная поликлиника. Татьяна Тюрина стала руководить таким большим хозяйством недавно - с 2015 года. Ранее она работала в областном кардиодиспансере и давно на практике столкнулась с проблемами оказания эффективной медицинской помощи жителям Ленинградской области.

«Людям в деревнях нужна качественная экстренная помощь»

- Татьяна Венедиктовна, известно, что Вы активно продвигаете в 47-м регионе новый вид медицинской помощи - телемедицину. Это дистанционное консультирование пациентов врачами-специалистами с помощью современной техники в жизнеугрожающих состояниях. Насколько это актуально для Ленинградской области?

- Это очень активно развивающаяся отрасль медицины. Что это такое? По сути - консультирование врача или пациента с использованием современного оборудования в определенном формате данных для постановки точного диагноза и принятия решения о том, какое лечение необходимо. Хочу отметить, что потребность в таких консультациях есть сегодня в любом регионе, а не только в Ленинградской области. В Москве, например, уже работают центры лучевой диагностики. В них на удаленном расстоянии можно получить заключения по результатам компьютерной или магнитно-резонансной томографии, выполненной в клиниках того или иного района. Таким образом, привлекая специалистов высокой квалификации, можно повысить качество медицинской помощи на местах. Существенно увеличивается число учреждений, а значит - и пациентов, получающих такую квалифицированную помощь. И это не только вопрос экономии финансов. Это возможность сберечь драгоценное время, когда часы и даже минуты нередко решают судьбу больного человека.

Наш регион большой, и, не скрою, он испытывает кадровый дефицит. Кроме того, медицинским специалистам, а особенно молодым, очень нужны консультации коллег, обладающих более высокой квалификацией. Сейчас законопроект о телемедицине рассматривается на уровне Федерации. Ожидаем, что он будет принят в течение этого года, и тогда все функции телемедицины будут отрегулированы.

- Насколько областные медучреждения готовы к этому?

- Вот это наиважнейший вопрос. Тут главное - понимать, как эти задачи необходимо решить. Мы должны действовать в рамках целого ряда законов - о защите персональных данных, например. Для этого нужны закрытые каналы связи, по которым данные о пациенте поступают к врачу-консультанту. Регион идет по этому пути.

- Пока закон о телемедицине не принят, в рамках каких программ Вы работаете, ведь телемедицина уже действует на территории региона?

- Сейчас телемедицинское консультирование выполняется в рамках «дорожной карты» по развитию Единой государственной информационной системы (ЕГИС) в сфере здравоохранения в Ленинградской области на 2015-2018 годы, в соответствии с приложением к соглашению между Минздравом РФ и правительством региона.

- Как это технически делается? Пациент едет из своей деревни к врачу, тот посылает его снимок или анализы консультанту в центре диагностики - и ему ставят диагноз?

- Допустим, человек заболел. Приехавший к нему фельдшер со специальным аппаратом ЭКГ может передать электрокардиограмму дистанционно в региональный сосудистый центр и получить не только диагностическое заключение, но и рекомендации по лечению. Или другая ситуация: пациент находится на лечении в межрайонной больнице, диагноз неясен, несмотря на то, что выполнили много исследований, даже компьютерную томографию сделали. Тогда специалист лучевой диагностики областной больницы по запросу в удаленном доступе просматривает результаты исследования и формирует заключение. Дальше этот пациент может быть сразу же в удаленном доступе проконсультирован нейрохирургом или травматологом. Принимается решение о том, нужна ли операция и где она может быть выполнена - в межрайонной больнице, или требуется высокотехнологичное лечение в областном учреждении. Еще одна ситуация: если в районе не хватает специалистов функциональной диагностики, то, например, данные холтеровского мониторинга пациентов могут дистанционно передаваться в областную больницу.

- Звучит это красиво, но я не уверена, что в каждой районной больнице или поликлинике есть КТ или МРТ - не говоря уже о качественных электрокардиографах или аппаратах УЗИ.

- Во всех межрайонных больницах есть и электрокардиографы, и УЗИ, практически везде - КТ. По программе модернизации здравоохранения получено много оборудования. Сегодня каждое медицинское учреждение имеет возможность оказывать те медицинские услуги, в которых нуждаются пациенты. Наша общая задача - прежде всего обеспечить оперативную и качественную медицинскую помощь в жизнеугрожающих состояниях. По-прежнему основная причина смертности у нас - это сердечно-сосудистые заболевания. Значит, в первую очередь нужна быстрая и правильная расшифровка ЭКГ. Например, дистанционное консультирование ЭКГ, о котором я упоминала, в течение нескольких десятилетий уже проводится на территории Ленинградской области. За эти годы дистанционно расшифрованы сотни тысяч электрокардиограмм. А это значит, столько же пациентов получили рекомендации по лечению, а в случае необходимости были госпитализированы. Сегодня пациентов с острым инфарктом миокарда дистанционно консультируют в региональных сосудистых центрах Ленинградской области, а затем экстренно доставляют туда для высокотехнологичного лечения - коронарографии, стентирования, аортокоронарного шунтирования. И телемедицина рассчитана в первую очередь на подобные случаи.

- То есть такие сосудистые центры - это цепочка системы экстренной помощи в сложных для больного обстоятельствах?

- Региональные сосудистые центры, о которых мы говорим, - это не просто современный бренд в медицине, подразумевается изменение идеологии лечения острого инфаркта миокарда и инсульта. Так, в первые часы развития инфаркта миокарда пациент, которого доставляют в сосудистый центр, проходит ангиографию: врачи смотрят, есть ли тромбирующаяся коронарная артерия или нет. Если есть, пациенту ставят стент. Поэтому нужно «подхватить» пациента буквально на начальной стадии развития заболевания. Проконсультировавшись со специалистами сосудистого центра, не только врач скорой, но и фельдшер при необходимости может ввести тромболитический препарат. Больной уже едет в сосудистый центр под капельницей.

Затем пациента ждет операционная, и уже через 1-2 дня он может быть переведен в обычное отделение, потом на реабилитацию - и домой. А через некоторое время, если не будет выявлено ограничений, его выпишут на работу. Раньше только на этап стационарного лечения в больнице уходило 3-4 недели. Сейчас ранее действовавшие подходы пересмотрены. Основная задача - не дать развиться инфаркту миокарда или инфаркту мозга. Для этого нужно, чтобы появилась возможность как можно раньше установить диагноз пациентам и как можно оперативнее начать лечение. Мы заинтересованы в том, чтобы не было так: «Всю ночь терпел, мучился от боли - и инфаркт». Наша задача - организация экстренной качественной медицинской помощи и максимально полноценное восстановление больного.

Лечить качественно - выгодно

- Пока мы говорим о сердечных делах. С какими болезнями еще может помочь справиться телемедицина?

- Телемедицина - это не метод лечения. Это инструмент для того, чтобы независимо от расстояний можно было обеспечить дистанционное консультирование пациента с любой патологией. Речь может идти как об отдельных результатах исследования, так и о заключении, касающемся заболевания в целом. Главное - квалифицированно и быстро принять решение о том, в какой помощи нуждается больной и где она может быть ему оказана. Независимо от территорий, существует Единая программа госгарантий, в которой определено, где можно лечиться пациенту с той или иной патологией. Телемедицина, скажем, уже способна выявить у пациента онкологию, определив, в каком специализированном учреждении дальше нужно провести диагностику и какое лечение необходимо. Поможет она и пациенту с травмой, полученной в ДТП. Дистанционное консультирование необходимо для повышения качества постановки диагноза с применением методов лучевой диагностики: компьютерной томографии, рентгеновских исследований. Оно позволит в любом самом дальнем населенном пункте получать заключение высококвалифицированных специалистов. Дальше нужна правильная маршрутизация - куда кого и с какой целью везти. Если ситуация экстренная, можно использовать даже санитарную авиацию. Например, в 2016 году вертолетами санитарной авиации из разных районов области в Санкт-Петербург были доставлены 190 пациентов.

- Вы упомянули о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. А если, скажем, где-то госгарантии не соблюдаются?

 - Выполнение программы государственных гарантий осуществляется под контролем страховых компаний и территориального фонда ОМС. Медучреждения подпадают под штрафные санкции, если не соблюдают стандарты. Поэтому больнице выгодно соблюдать стандарты, чтобы не снизились объемы финансирования. Каждый житель, считающий, что его права нарушаются, может обратиться к главному врачу медицинского учреждения по месту лечения или в свою страховую компанию. Если и это не поможет исправить ситуацию, следует обратиться в фонд обязательного медицинского страхования, в региональный орган управления здравоохранением или в управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

- Насколько я знаю, десять лет назад Вы мечтали о создании в регионе сосудистых центров. И вот их уже три. А о чем теперь мечтаете, кроме телемедицины?

- Будем реалистами, нужно еще многое сделать, чтобы мы не только стали оказывать телемедицинские консультации, но и создали современный центр, например, с возможностью трансляции операций в больницы Ленинградской области. Много других планов. Будем работать. Ничего невозможного нет.

Фото из архива Т.В. Тюриной. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии