Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Паровоз, который уехал в историю

 Фото: Татьяна Хмельник Фото: Татьяна Хмельник Небольшой городок Переславль-Залесский на знаменитом Плещеевом озере в Ярославской области туристы облюбовали давно. Тамошний кремль, уездные улочки и береговую линию любят посещать массово, в результате чего порядком затоптали всю эту красоту. Буйные толпы всепогодных и всесезонных посетителей, кочуя между Москвой и Ярославлем, лишают любителей провинциальной тишины всякой надежды на отдых. Но есть недалеко от пресловутого Золотого Кольца местечко, где тихо, спокойно и очень интересно. Это Переславский музей узкоколейной железнодорожной техники

На самом деле, он находится не в райцентре, а в деревне Талицы - в сторону Дубны по шоссе совсем недалеко, а дальше - по указателю на очень приличную грунтовку еще малость. Зимой грунтовка расчищается - хотя бы потому, что деревня вовсе не заброшена, там живут круглый год.

Не «ту-ту», а «ку-ку»

Музей неофициально именуется «Кукушка» - так называли узкоколейные паровозы или даже целые поезда. «Кукушка» - потому что гудок такого паровозика похож не на «ту-ту», а на «ку-ку». Именно узкоколейки были первыми дорогами, которые соединяли новые предприятия и разработки полезных ископаемых с цивилизацией. По ним не только вывозили торф, лес, уголь и камень - часто они служили единственным транспортом и для людей, работавших и живших в этих отдаленных уголках.

Считается, что именно узкоколейка - наименее травмирующая природу дорога, ей не нужна огромная насыпь, колоссальное полотно, и если надобность в узкоколейке пропадает, то после снятия рельсов (а то и с рельсами) она быстро зарастает лесом. До сих пор в дебрях таежных районов нашего Северо-Запада, например - в Архангельской и Вологодской областях, есть поселки, куда можно попасть только поездом узкоколейки, безрельсовой дороги туда просто нет. Продукты, медикаменты, строительные материалы, горючее - все привозят старенькие локомотивы, впряженные в дряхлые вагоны.

«Кукушка» началась с того, что в 1989 году ярославские энтузиасты Вадим Миронов и Анатолий Гусев выкупили торфяную узкоколейку. Уже в 1991 году музей был открыт и принял первых посетителей. Скоро он стал популярным. До 2004 года удавалось даже поддерживать пассажирское движение на 20-километровом маршруте, поезд ходил дважды в сутки. Но эта деятельность не получала поддержки государства, расходы на перевозки вредили музейному делу, поэтому сейчас эта ветка полностью разобрана.

Самые богатые и самые бедные

Все эти годы музей остается частным и живет, собирая денежку на свою работу по фондам, грантам и отдельным филантропам. Разумеется, посетители платят за вход, они могут купить всякие сувениры, покататься за отдельную плату по дороге, но это суммы, несопоставимые с тратами на ремонт и поддержание техники. Музей сохранил 2-километровый действующий отрезок дороги - она ведет в знаменитое Блудово болото, описанное Михаилом Пришвиным в повести «Кладовая солнца» (о детях военного времени - сборщиках клюквы).

Музей - признанный член Европейской федерации музеев и туристических железных дорог и участвует по возможности во всех ее мероприятиях. Коллеги ценят работу профессионалов «Кукушки».

Нового подвижного состава для узкоколеек в нашей стране уже почти не производится (что-то в очень небольших объемах строят в Удмуртии на Камбарском машиностроительном заводе). И хотя весь старый подвижной состав просится в музей, но «Кукушка» может приютить только по одному экземпляру каждого вымирающего вида - чтобы сохранить его для потомков.

Постепенно устроители музея стали собирать не только железнодорожную технику - от паровозов и снегоочистителей до дрезин и электростанций на колесах. Они стали выставлять на открытой площадке и старые автомобили, и локомобили, и прочие механизмы, и просто советские артефакты, которые жалко выбрасывать, например - автомат для газированной воды или таблички, регламентирующие жизнь механической мастерской.

В европейских странах тем временем продолжают работать некоторые узкоколейки, причем сугубо пассажирские - в основном для развлечения туристов. Таковы немецкие узкоколейки в Гарце (там угольные паровозы ходят на гору Брокен) и на острове Рюген, латвийская дорога от Гулбене до Алуксне. Увы, совсем прекратила работу узкоколейка на шведском острове Готланд - там музеефицирован отрезок в 33 километра и станция Хесселбю. Есть музеи и в других странах, особенно много их в Великобритании - на родине паровоза. Но наша «Кукушка», без сомнения, - одна из самых богатых по количеству экспонатов и, наверное, самая бедная по бюджету. При этом музей - признанный член Европейской федерации музеев и туристических железных дорог и участвует по возможности во всех ее мероприятиях. Коллеги ценят работу профессионалов «Кукушки». А вот Министерству культуры РФ до этого музея нет дела. Хорошо хоть не пытаются его запретить.

Фото Татьяны Хмельник.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии