Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Эксперт: Партнеры по Арктике лучше слушают, когда у тебя есть «большая дубина»

 Фото: kremlin.ru Фото: kremlin.ru Завтра утром президент РФ Владимир Путин выступит на Международном арктическом форуме, проходящем в Архангельске. Еще в начале года многие были уверены, что на этом форуме Путин встретится с президентом США Дональдом Трампом. Но жизнь распорядилась по-другому, и в Архангельске его партнерами по переговорам станут лидеры стран поменьше - президент Исландии Гудни Йоханнессон и лидер Финляндии Саули Ниинисте

Всего в работе форума примут участие около 1600 участников из 14 стран, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Китая, Норвегии, США и Финляндии. Еще до прибытия на форум президент посетит остров Земля Александры, входящий в архипелаг Земля Франца-Иосифа. Там Путин лично пообщается с сотрудниками полевой базы «Омега» и проинспектирует результаты работ по ликвидации экологического ущерба арктической зоны. Семь лет назад глава РФ уже приезжал на этот остров и, как сообщали очевидцы, пришел в ужас - на пустынных просторах архипелага валялись тысячи бочек из-под горючего, смазочных материалов, ящики из-под провизии и т. д., оставшиеся со времен освоения Арктики Советским Союзом.

В работе форума примут участие около 1600 участников из 14 стран

Уезжая в 2010-м с Земли Александры, Путин приказал в кратчайшие сроки убрать весь мусор и провести рекультивацию земель не только на нем, но и на всех арктических территориях, входящих в зону ответственности РФ. С тех пор ни один российский корабль, приходящий в Арктику с научными или снабженческими целями, не уходит пустым - любое судно старается взять на борт столько мусора, сколько позволяет объем трюмов и грузоподъемность. Параллельно Россия стремительно расширяет свое военное присутствие в регионе, строит новые военные базы, ледоколы и развивает порты. О том, с какой повесткой выступит Россия на нынешнем форуме, и стоит ли ждать от него геополитических прорывов, ОК-информ рассказал политолог, руководитель магистерской программы «Дипломатия» в СПбГУ Станислав Ткаченко:

- Арктика - один из немногих регионов планеты, где отношения между великими державами до сих пор до конца не урегулированы, то есть нынешняя ситуация не является окончательной, и многие государства претендуют на то, чтобы в будущем защититься от угроз, которые могут развиться в Арктике. Ряд стран претендует и на то, чтобы защитить арктические владения, которые они считают своими, но международное сообщество с этим категорически не согласно.

С точки зрения международного права и дипломатии, Арктика - один из самых проблематичных регионов для РФ. Поэтому Москва использует любые форматы - включая «Концепцию внешней политики» или участие в Арктическом совете - для того, чтобы продвинуть нашу повестку дня на международном уровне. Поэтому и президент Путин, и другие руководители страны постоянно и на всех уровнях говорят: у нас есть в Арктике свои территориальные владения, наша экономическая зона выходит далеко за рамки формально установленных двухсот миль и должна распространяться на весь континентальный шельф. РФ также старается твердо отстаивать свою позицию в отношениях с так называемыми illiteral states - это государства, которые не имеют своей береговой линии в Арктике и не могут вести хозяйственную деятельность в регионе.

Когда начнут окупаться наши инвестиции в Арктику? Можно сказать, что этот процесс уже пошел. Северный морской путь уже сегодня используется круглогодично

Как известно, в последние годы Россия активно укрепляет свое военное присутствие в районе Северного полюса (см. справку ОК). Это делается как раз для того, чтобы в ближайшем будущем, когда мы будем констатировать свою позицию по территориальным владениям или требовать признать новые, в мире нас слушали с необходимым вниманием. Это, кстати, вполне в духе американской политики - сохраняя миролюбивый тон, иметь в кармане «большую дубинку». В этом случае внимание партнеров всегда повышается.

Поэтому наши военные базы, в том числе на Новосибирских островах, аэродромы на Земле Франца-Иосифа, периодические высадки десантников на Северном Полюсе - это способ продемонстрировать наши «инструменты влияния» в регионе. Ни для кого не секрет, что российская инфраструктура в Арктике сегодня объективно намного мощнее, чем у любых других стран.

Когда начнут окупаться наши инвестиции в Арктику? Можно сказать, что этот процесс уже пошел. Северный морской путь уже сегодня используется круглогодично, хотя грузопоток по нему все же относительно невелик. Крупным мировым транспортным компаниям в целом пока хватает мощностей Сингапурского пролива и Суэцкого канала. Однако мировая торговля растет, и с каждым годом мощности Севморпути задействуются все активнее.

При нынешнем уровне технологий добычи Арктика вполне может стать для России «новой Восточной Сибирью» - сказочно богатой кладовой углеводородов

Что касается добычи углеводородов, то экономические санкции Запада, введенные против РФ, больнее всего ударили по двум сферам нашей экономики. Во-первых, по финансовым институтам, которые «качали» дешевые западные деньги в российскую экономику, во-вторых - по российским геологоразведочным работам на шельфе Арктики. Поэтому именно те наши структуры, которые связаны с освоением арктического шельфа, с наибольшим нетерпением ждут, когда будут сняты санкции и можно будет вновь начать бурение скважин. Запасы региона считаются почти неиссякаемыми, а добыча там, допустим, нефти становится рентабельной, начиная с уровня 50 долларов за баррель. Самая первая скважина имени Ломоносова, которая была пробурена в Карском море в августе 2014-го совместно с американской Exxon Mobil, показала наличие огромных запасов нефти на шельфе.

Общие запасы так называемого «условного топлива» (нефть+газ) в нашей арктической зоне оцениваются в 106 миллиардов тонн. Так что при нынешнем уровне технологий добычи Арктика вполне может стать для России «новой Восточной Сибирью» - сказочно богатой кладовой углеводородов. При этом будут постоянно увеличиваться и доходы РФ от ледовой проводки торговых кораблей по Севморпути. Еще один наш потенциальный актив - это огромные, почти неразработанные морские (в первую очередь, рыбные) ресурсы Северного Ледовитого океана. С постепенным таянием льдов Россия сможет добывать дополнительные миллионы тонн рыбы, краба и т. д.

Стоит ли ожидать прорывов от нынешнего Арктического форума? Думаю, нет. Изначально в Архангельске ждали приезда Дональда Трампа, но не сложилось. Поэтому на форуме наши дипломаты вновь заявят свою позицию, выслушают аргументы других арктических стран, возможно, поставят перед собой новые цели. Благоприятный для нас фактор - в том, что в Арктическом совете особых споров между его членами нет, потому что туда не допущены внерегиональные державы - даже Евросоюз имеет там лишь статус наблюдателя. Поэтому в рамках форума друг с другом разговаривают державы, имеющие общие цели и интересы. И общая тональность диалога там намного дружественнее, чем во многих других международных организациях, - заключает Вячеслав Ткаченко.

Справка ОК

Север Арктического круга почти до конца XX века был «демилитаризованной зоной». Военные всего мира держались подальше от Арктики по двум причинам - ее трудно защищать, и там, в общем-то, не за что сражаться. Но глобальное потепление изменило ситуацию, и Россия стала первой укреплять свое присутствие в регионе. Чем меньше льда, тем доступнее ресурсы региона, по большей части - нефть и газ, и тем реальнее использование Северного морского пути для прохождения кораблей. В 2007-м русские подводные дроны установили флаг РФ под Северным Полюсом - тем самым мы провозгласили Северный полюс продолжением своего континентального шельфа.

Россия имеет подавляющее транспортное преимущество над остальными арктическими государствами

По данным аналитиков из американского издания Foreign Policy, Россия вполне готова отстаивать свои интересы. В 2014-м Москва создала Объединенное арктическое командование, и число военных, участвующих в арктических учениях, порой достигает 80 тысяч человек. Только за 2015-й РФ создала 6 новых баз в Арктике, включая 16 глубоководных портов и 13 аэродромов. Северная военная сеть России быстро растет и хорошо защищена: в 2016-м там развернуты новейшие зенитные ракетные системы С-400, а также береговые ракетные комплексы «Бастион» - для охраны более крупных баз.

В 2016-2017 годах российские войска в Арктике также получили 2 многоцелевых истребителя Су-30СМ, 2 новых противодиверсионных катера проекта 21 980 «Грачонок», 1 вертолет Ми-8АМТШ-ВА, 1 сторожевой корабль «Полярная Звезда», 40 снегоходов «Беркут», армейские квадроциклы АМ-1. Также арктическая группировка РФ получила много спецтехники: гидрографический катер «БГК-2154», военный ледокол «Илья Муромец», модульный катер «СМК», 30 вездеходов ДТ-10МП «Витязь», снегоходы А-1, гусеничные плавающие снегоболотоходы ТТМ-4902ПС-10.

При этом Россия имеет подавляющее транспортное преимущество над остальными арктическими государствами - на данный момент наша страна располагает 35 ледоколами (четыре из них - атомные), еще 14 ледоколов (из них три атомных) будут построены к 2020-му. Канада сегодня располагает шестью ледоколами, у Америки и Дании - по четыре, у Норвегии - один ледокол.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии