Владимир Колбасов: Дети на фоне городского пейзажа
Правда и мифы
Правда, как выяснили художники, а вместе с ними и корреспондент ОК-информ, детям этого дома тоже есть чему научить даже самых профессиональных взрослых, о чем свидетельствуют интерьеры мастерской. Гости сразу оценили высокий уровень работ хозяев дома. Пейзажи, натюрморты, «подсолнухи» - почти как у Ван Гога - все это написано с настроением, выразительно, красочно. И особое направление творчества - большие куклы - сказочный фонарщик и «домовенок».
«Все это сами. Конечно, не без участия наших педагогов творческих направлений. Батик, бисерные узоры, куклы, требующие многих умений, - объяснила заместитель директора детского дома по воспитательной работе Светлана Юдина. - Теперь и акварель».
О детдоме она сообщила, казалось бы, самые общие сведения, но по тому, как говорила, стало понятно: здесь ничего не делается «для галочки».
«Сейчас у нас 62 ребенка от 4 до 18 лет, - рассказала она. - Если есть какие-то жизненные трудности, они могут находится здесь до 23 лет. Интересы у детей разные: у кого-то в основном творческие, у кого-то - спортивные. Мальчишки у нас сегодня на футбольной тренировке. Девочек больше интересует наша студия “Синтез искусств”».
Максимальная численность детей в этом учреждении - 74 человека. «Но мы прилагаем все усилия, чтобы дети вернулись в биологические семьи или нашли новых родителей, - поясняет Светлана Юдина. - Удается. В прошлом году определили в семьи 18 детей (четверых - в кровные), в этом пока - одну девочку, причем тринадцатилетнюю. Постепенно уходит миф о том, что берут обычно только самых маленьких - здоровеньких и красивых, что нас очень радует».
Акварельный класс
Мир, которым известный художник Владимир Колбасов делится с детьми, сродни его городским пейзажам. Вибрирующим то ли от воздуха, то ли от настроения домам, в которых воедино слились реализм и романтика. На акварельных занятиях он, кажется, говорит о простых вещах: как смешивать краски, в каких пропорциях их разводить с водой, но то, как он общается с детьми, заслуживает внимания педагогов, для которых он тоже вполне бы мог провести мастер-класс.
«Самое сложное, как это ни странно, при смешении красок найти серый цвет, - говорит художник, наблюдая за тем, как ученица колдует над акварелью, стараясь получить желаемый оттенок. - Остальное - несложно…»
А еще, по мнению Владимира Колбасова, «дети органичны на фоне городского пейзажа». Как в творчестве, так и в жизни рядом с ними должны оказаться люди, которые вдохновляют. Впечатления, воспоминания, значимые события, сотворчество…
К слову, в начале февраля петербуржцам в Союзе художников на Большой Морской была представлена книга защищавшего в годы Великой Отечественной войны Ленинград отца Владимира, Николая Петровича Колбасова, «Воевали мы честно». Сын подготовил ее и оформил, а издал Военно-исторический музей Карельского перешейка в Выборге…
Сосредоточена и немногословна на занятиях акварелист Ольга Ивлева. Она не наставляет - направляет, ведь творчество - путь индивидуальный, но, безусловно, требует базовых знаний о течениях и технологиях.
Пишут дети не Петербург - фруктовый натюрморт. Надо, чтобы каждый фрукт заиграл, демонстрируя настроение и мастерство автора. Для профессионалов это история не одного акварельного слоя - многих дней.
«Ясно, что тотчас получить результат невозможно. Но и наша задача - не в этом, - считает Колбасов. - Познакомиться, пообщаться. Если дети поймут, как хорошо быть художником и долгие вечера проводить с кисточкой в руках, колдуя над акварелью, мы достигнем, чего хотели. Они поверят: хорошо быть художником».
Этот первый акварельный мастер-класс в детдоме помог организовать комитет по социальной защите Санкт-Петербурга. Как там говорят, это первый шаг - мастер-классы продолжатся, художников примут и в других таких же домах. Желание у товарищества «Акварельный класс» под руководством Владимира Колбасова есть - ученики будут.
Надо уметь изобразить что-либо так, чтобы все поняли: это правда. Петр Семенов объясняет это ученикам просто: «Представляете, на стене висит гвоздь, а художник его снимает и в том месте, рисует точно такой же. Входит человек и всерьез пытается повесить на гвоздь пальто, не понимая, почему оно падает. Такое уж мастерство человека, хорошо владеющего кистью».
Фото Евгении Дылевой.