Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Лодейнопольская Антарктида

 Фото пресс-службы губернатора Ленобласти Фото пресс-службы губернатора Ленобласти Места крутых порогов и флотилий петровского времени, потомков «летописной веси» и репрессированных сталинского времени, край дремучих лесов и затонувших деревень местной «Антарктиды» (деревни Ивина и Остричины были затоплены, когда после войны создавалось Ивинское водохранилище)… Отдаленные от Петербурга районы (Подпорожский и Лодейнопольский) притягивают не до конца изученным прошлым и беспокоят схожими проблемами. Это, как выяснил корреспондент ОК-информ, не отрицают ни местные жители, ни представители власти

Бомж - и тот герой Афгана

Вряд ли у подпорожцев и лодейнопольцев какие-то особые - отличные от прочей российской глубинки - невзгоды. Всюду то же: дороги в рытвинах и ухабах, отсутствие надежных очистных сооружений, погоревшие и обвалившиеся избы, низкий уровень жизни у обитателей «хижин» и так далее.

«Кому-то едва хватает пенсии или мизерной зарплаты, чтобы, после оплаты коммунальных услуг, не голодать. Кто-то живет в старых бараках, где проваливаются полы, может рухнуть потолок, а зимой температура в помещениях опускается ниже ноля градусов, - объяснил, говоря о характерных бедах, местный писатель и краевед Петр Васильев. - Многим требуется недоступное дорогое лечение, еще больше людей страдают от одиночества».

Кстати, в Лодейном поле (городе Ленобласти с населением около 20 тысяч человек) на протяжении многих лет «замечен» только один официальный бомж, и тот - герой Афганистана, награжденный орденом Красной Звезды и грамотой Президиума Верховного совета СССР «воину - интернационалисту», ветеран военной службы, майор в отставке Александр Дьяконов.

«Отписки не обоснованы, поскольку не считается утратившим силу Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17.01.1983 года и Федеральный закон “О ветеранах”, в соответствии со ст. 22 и 23 которого участник боевых действий за пределами Отечества должен быть обеспечен жильем, - напоминает он. - Живу, конечно, не на улице, добрая душа приютила. Но каково это, оставаться без регистрации! Верный признак “гражданской смерти”». Из года в год он пишет местной и региональной власти, но тщетно…

Ну, и так далее…

Впервые за четыре года, в конце прошлой недели в Лодейное поле прибыл губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Как дорогому гостю ему с удовольствием показали «красный угол» - одно школьное здание после реконструкции, обошедшейся региональной казне в 33,5 млн рублей. В библиотеке глава региона вручил школе подарок: книгу «Ленинградская область - территория успеха» - и практически цитировал классика: «Карету мне, карету… сюда я больше… Ну, и так далее…»

Затем отправился смотреть разруху в заброшенном, законсервированном здании старой школы. Внутри - катакомбы с глубокими трещинами по стенам, шаткая лестница, выбитые стекла, прогнившие потолки.

«Как после бомбежки», - шептали в свите. «И все-таки рушить не будем, - решил Дрозденко. - Здание историческое, 1931 года постройки. Здесь учились многие известные люди, это часть истории города - надо бы сохранить». И распорядился включить объект в программу реновации, уточнив, что на восстановление здания будет отпущено примерно 300 млн рублей. «Проект реконструкции должен пройти экспертизу, тогда по конкурсу определим подрядчика, и начнутся работы. До конца 18-го года, думаю, справимся», - оптимистично пообещал он.

По словам главы региона, реновации должны подлежать все учебные заведения, построенные в 60-е-70-е годы прошлого века и раньше. Сейчас в региональной программе реновации - 23 школы, но, как обещают власти, начиная с 2018-го, ежегодно модернизацию будут проходить 25 учебных заведений. «А потом и до детских садов доберемся», - сказал губернатор.

Поклонные кресты

Есть в Лодейном поле музей Свирской Победы - страдалец, как многие из объектов культуры самого старшего поколения. Несмотря на то что в начале его биографии в парке, где он находится, высился на 12-метровом пьедестале 5-метровый памятник Сталину, в 1951 году музей Победы пал жертвой «ленинградского дела». Со временем был возрожден, и с 1968 года музейная экспозиция находится в здании, уцелевшем от того, старого комплекса.

«Наш музей - свидетель славных и неприятных страниц истории, - признает директор Нина Васильевна Трошева, проработавшая здесь 43 года. - В фондах музея - почти 18 тысяч экспонатов, только часть из них представлена в 7 залах».

О прошлом напоминают и поклонные кресты. Один - на берегу Свири, там, где Петр I основал Олонецкую верфь. А второй - на берегу реки Важинки, в память о жертвах Свирьлага - одного из самых страшных лагерей сталинского времени.

Местные и региональные власти сейчас усиленно обсуждают идею воссоздать домик Петра, и кто спорит: ведь именно он основал за год до Петербурга это самое Лодейное поле. Строительство верфи на Свири происходило в том же году под руководством князя Меншикова. Строили ее быстро в связи с необходимостью морских судов для боевых целей Северной войны. 22 августа 1703 года со стапелей верфи сошел первенец Балтийского флота - 28-пушечный фрегат «Штандарт».

А вот про музей в память о жертвах сталинских репрессий люди говорят разве что «на земле». Причем в основном те, чьи семьи в прошлом затронула трагедия Свирьлага. И нечего удивляться: и здесь, как всюду, нет единства в оценке истории. Иные даже считают, что лагеря вовсе не было - слишком мало материальных свидетельств сохранилось. Но остаются воспоминания, которые по крупицам собирают и хранят местные жители.

Фото Евгении Дылевой и пресс-службы губернатора Ленобласти.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Риналь, системный администратор, 30 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии