Историки раскритиковали идею бульвара на Невском
Безымянные активисты посредством «Невского времени» предложили сделать полупешеходной основную часть Невского проспекта - от Мойки до Фонтанки. В каждом направлении урбанисты-любители предложили сохранить по две полосы движения вместо сегодняшних четырех-пяти. С учетом того, что одна из полос сейчас отведена только для общественного транспорта, идейные горожане хотят уместить весь мощный поток в одном ряду.
Главным смыслом концепции должен стать бульвар посреди Невского проспекта. Причем не только с деревьями, но и с фонтанами, скамейками и даже общепитом. Несмотря на явную чрезмерную смелость замысла, идею поддержали некоторые петербуржцы.
Однако историки раскритиковали предложение активистов-анонимов. «Странным, ненужным предложением» его назвал историк Борис Кириков.
- Не деревья составляют красоту Невского проспекта. Это нарушение его исторического облика - свободного, просторного, каменного, с открытой визуальной перспективой на башню Адмиралтейства. Классический Петербург не предполагает подобных бульваров. Это все равно что на Неву посадить островки с рощами, - отметил Кириков.
- Время от времени возникают граждане, желающие одомашнить его «строгий, стройный вид», придать ему «теплинки» разного рода статуэтками и палисадничками. Малую Садовую эти энтузиасты превратили в какой-то средней руки курортный променад, с Большой Московской обошлись немногим лучше, теперь вот за Невский жаждут приняться. Мне кажется, все это от полнейшего непонимания того, что же такое исторический Петербург, в чем его феномен и красота, - отметил главный редактор «главной городской газеты» «Санкт-Петербургские ведомости» краевед Дмитрий Шерих, автор многих книг по истории Петербурга, в том числе «Были и небылицы Невского проспекта».
Профессор кафедры истории и теории архитектуры Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Владимир Лисовский, которого корреспондент OK-Inform поймал по пути на работу, только сегодня прочитал об инициативе и относится к ней «отрицательно».
- Невский проспект - это главная транспортная магистраль города. Если ее заузить и сделать пешеходной, возникнет коллапс общегородского масштаба. Если рассуждать сугубо абстрактно, там можно организовать бульвар, но не с деревьями, а с низкой растительностью - кустарником. Будет бульвар во французском стиле. Но при нынешних реалиях, транспортных в первую очередь, это невозможно, - отметил Лисовский.
- Невский проспект не имеет дублеров. Если его остановить или сузить до двух полос, город встанет. На мой взгляд, с точки зрения архитектуры бульвар на Невском был бы неплох, но это абсолютно бессмысленная абстракция, - сказал OK-Inform историк Лев Лурье.
- С архитектурной точки зрения деревья закроют вид на фасады, как это произошло в Париже, Берлине и Буэнос-Айресе, а современные малые формы, как модернистские, так и под старину, вряд ли удастся нарисовать и исполнить на достойном уровне (примеров удачного решения малых архитектурных форм в России последних десятилетий я не припомню). Проблема отведения транспортного потока также, похоже, неразрешима. Я бы предложил начать с участка Большой Морской между Невским и Дворцовой площадью, а в перспективе сделать петербургским Арбатом, к примеру, улицу Восстания. Она не очень загружена, окружена весьма приличными зданиями, ведет от одного метро к другому и от Невского в сторону Таврического сада и Смольного собора с одной стороны, и старого центра с другой, - прокомментировал ценитель хорошей петербургской архитектуры Алексей Хваль.