Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Новгород взбунтовался против уплотнительной застройки

 Фото: Иван Лесных Фото: Иван Лесных Один из жилых микрорайонов Великого Новгорода затеял настоящую муниципальную революцию. Она действительно может перевернуть жизнь города.  Хотя люди требуют от чиновников всего лишь соблюдать законы - прекратить практику уплотнительной застройки, которая не одобрена общественными слушаниями и проводится в ущерб развитию необходимой инфраструктуры

Десятиэтажная «капля»

Железнодорожные пути разрезают Великий Новгород надвое, отделяя историческую часть города от спального района, заложенного полвека назад. Когда-то вдоль путей тянулись коллективные сады горожан. Потом их уничтожили - и остался кочковатый, заболоченный пустырь да несколько покосившихся деревянных домишек. Странный ландшафт посреди областного центра.

Руки до него дошли лишь с новым рывком в жилищном строительстве, и в 2006 году наметились контуры нового микрорайона. Новую улицу назвали без особой фантазии - Завокзальной. Так же жители стали называть и свой жилой массив, и теперь этот народный топоним стал вполне официальным.

А в желающих поселиться здесь недостатка не было: жилье экономкласса - и всего-то в каких-нибудь 20 минутах ходьбы до главной площади города! Однако через несколько лет у собственников жилья появилось сомнение: правильно ли они вложили деньги?

Компания «Проектстрой» возводила один за другим многоквартирные дома, к ней подключались другие застройщики, ухватившие кусок пустующей земли, а вот инфраструктура явно отставала. Магазины, допустим, появились быстро: бизнес своего не упустит. А вот детского сада нет. Школы тоже нет и не ожидается. Нет своих объектов здравоохранения, а в поликлинике большого спального района и без новоселов было не протолкнуться. Наконец, обе улицы, образующие массив, оказались тупиковыми, что создало проблему для автовладельцев. Даже уличное освещение не появилось.

В прошлом году в эту «чашу терпения» упала последняя капля. Обнаружилось, что оставшаяся впритык к жилым домам проплешина, ранее занятая строениями, уже ненужными железнодорожникам, предназначена вовсе не для создания какого-нибудь «общественного пространства» вроде сквера, а выкуплена оборотистыми предпринимателями и перепродана ими компании «Новгородсельстрой», которая намерена возвести здесь 10-этажный жилой дом.

Обрезание рентабельности

Жители взбунтовались. Во все инстанции полетели коллективные письма, инициативная группа стала собирать митинги. Поначалу протест был похож на рядовое проявление «группового эгоизма» - такого, который, например, подстрекает горожан обносить территории своих МКД заборами и запирать калитки на ключ.

«Программа максимум», которая согревала сердца протестующим, была, конечно, невыполнима: никто уже не мог запретить работать «Новгородсельстрою», который на законных основаниях получил от мэрии разрешение на строительство на земле, находящейся в собственности компании. Но оставалась возможность пересмотреть проект: здание имеет Т-образную форму - и за счет укорочения перекладины этой «Т» можно увеличить расстояние до соседних домов.

Застройщика, конечно, это не устроило: у проекта 8-процентная рентабельность ‑ после «обрезания» она будет стремиться к нулю. Так что строители тоже оказались заложниками ситуации, которую породила мэрия.

- Микрорайон начал строиться еще до появления Градостроительного кодекса, - напоминает вице-спикер городской Думы Константин Демидов. - Тогда было достаточно соблюсти Генеральный план и Правила землепользования и застройки. А вот проектов планировки закон не предусматривал. Вместо них утверждались планы застройки. Но они не были нормативными актами, их не обсуждали на публичных слушаниях.

То есть все абсолютно законно? Да нет, не вполне. Все равно местные власти не имеют права уменьшать ранее достигнутый уровень обеспеченности объектами транспортной и социальной инфраструктуры. Кстати, внимание мэрии на это обратила и городская прокуратура.

- Задача муниципальной власти - сбалансировать частные и публичные интересы, - убежден Константин Демидов.

Компромисс мэру лишь приснился

- В нашем городе комфортность проживания должна стоять не на последнем месте, - продекларировал мэр города Юрий Бобрышев после февральской встречи с инициативной группой жителей Завокзального микрорайона. И даже польстил протестующим: «подкованные в законодательстве люди, которые понимают сложность проблемы».

- Мы частично уже выложили на бумагу компромисс, найденный во время почти двухчасовой встречи. Это будет тройственное соглашение между гражданами, застройщиком и городом, - пообещал мэр.

Это был чрезмерный оптимизм: «сжатие» проекта, о котором договорились застройщик и власть, жители микрорайона сочли недостаточным. И на очередном митинге потребовали более значительных уступок. «Новгородсельстрою» они зла не желают и считают, что мэрия в погашение потерь строителей должна либо выделить им участок для застройки в ином месте, либо как-то иначе компенсировать их затраты. Для себя же они требуют внятного плана застройки жилого комплекса - с необходимыми ему учреждениями и дорогами.

Укротите строительную стихию

Этот сход граждан выдвинул и требования, которые можно назвать политическими. Речь, конечно, не о «большой политике», а о местной. В Завокзальном предложили мэрии и гордуме до 1 июня организовать общегородское обсуждение вопросов застройки территорий Великого Новгорода. Его цель - выработать согласованные предложения по внесению изменений в нормативные документы, предусматривающие реализацию положений Градостроительного кодекса об опережающем строительстве объектов инфраструктуры: улиц, тротуаров, освещения, объектов здравоохранения и образования, рекреационных объектов - на предназначенных под застройку территориях. А также вынести запрет на выдачу разрешений на строительство многоквартирных домов в случае несоблюдения нормативов обеспеченности объектами транспортной и социальной инфраструктуры.

Основываясь на своем печальном опыте, люди требуют до конца года внести изменения в Правила землепользования и застройки Великого Новгорода, учитывающие результаты проведенного общегородского обсуждения. Да еще и изменить норматив обеспеченности при новом строительстве парковочными местами из расчета одного машино-места на одну квартиру с созданием в новых кварталах многоэтажных и подземных паркингов, самостоятельных машино-мест.

Очевидно, что люди вышли далеко за рамки «группового эгоизма». Их требования по душе многим новгородцам. И несколько кварталов могут перевернуть жизнь всего города.

Месяц назад жители Завокзального призвали в качестве арбитра в своем споре с мэрией врио губернатора области Андрея Никитина. Конкретного ответа не получили. И в частных разговорах даже сожалеют о том, что областная власть замирилась с городской после отставки прежнего главы губернии: теперь и распрей чиновников не воспользуешься...

Тем временем за глухим металлическим забором стройплощадки продолжает рычать мощная техника. А на самом заборе люди повесили листовку, из которой ясно, чего они хотят: хотят жить не в муравейнике, а в комфортной среде.

Кстати, попытки горожан заставить местные власти не идти на поводу у застройщиков и прекратить вакханалию уплотнительной застройки сейчас происходят и в Сыктывкаре.

Фото: Иван Лесных.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии