Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Госзаказ: потеряли больше, чем сэкономили

 Фото: forum-goszakaz.ru Фото: forum-goszakaz.ru Потери от злоупотреблений в госзаказе вдвое превысили размер экономии, полученной в результате конкурсных процедур. Эти вполне официальные цифры побуждают чиновников, депутатов и общественных деятелей выходить с новыми инициативами по совершенствованию госзаказа. «Общественный контроль» узнал, каких реформ можно ждать в ближайшее время

Итоги года и планы на будущее в сфере госзаказа обсуждали на прошлой неделе в Москве на форуме «Госзаказ - за честные закупки». Важность темы, как говорят в таких случаях, трудно переоценить: только за 2016 год в рамках госзаказа было распределено 32 трлн рублей. Это ровно в два раза больше всей расходной части бюджета РФ за прошлый год.

За прошлый год экономия по закупкам составила 419 млрд рублей (в 2015 году было 376 млрд), начальная цена снижалась в среднем на 8,2%. Однако это касается только закупок, проведенных по 44-ФЗ.

Смысл процедур госзаказа - в экономии. За прошлый год экономия по закупкам составила 419 млрд рублей (в 2015 году было 376 млрд), начальная цена снижалась в среднем на 8,2%. Такие данные подготовило Минэкономразвития к началу форума.

Однако эти радужные цифры касаются только закупок, проведенных по 44-ФЗ. Есть еще 223-ФЗ, по которому товары и услуги закупают госкомпании, естественные монополии и ряд других категорий поставщиков. Объем их закупок почти в пять раз больше, а экономии никакой. На сегодня Минэкономразвития подсчитало лишь данные лишь за первое полугодие 2016 года, согласно которым по 223-ФЗ было размещено заказов на 8,7 трлн рублей, а подписано контрактов на 9,6 трлн. При этом более 96% закупок осуществлялось на неконкурентной основе, то есть у единственного поставщика, что зачастую приводит к росту цены, а не ее снижению.

Тем не менее в Минэкономразвития склонны считать итоги года успешными. Благо такой повод дал Всемирный банк, пометив Россию на 11-е место в мире по качеству процедур госзаказа.

Купим больше и дороже

Но есть и еще один показатель, озвученный на форуме представителем Счетной палаты. По данным ведомства, потери от неэффективного расходования средств госзаказа привели к утрате 1 трлн рублей. Это вдвое больше объема экономии.

По 223-ФЗ было размещено заказов на 8,7 трлн рублей, а подписано контрактов на 9,6 трлн. При этом более 96% закупок осуществлялось на неконкурентной основе, то есть у единственного поставщика, что зачастую приводит к росту цены.

Основная проблема - раздача госзаказа «своим» поставщикам. «Общее понимание в среде малого бизнеса, что торги до 2-3 млн рублей еще кое-как в большом количестве случаев конкурентны, а все, что превышает примерно 10 млн, - это предварительные договоренности и заточка закупок под своих», - пояснил первый вице-президент общественной организации «ОПОРА России» Владислав Корочкин. Он же привел пример того, как это делается. Власти Москвы объявили конкурс на закупку луковиц тюльпанов. Заказали сразу 11 млн единиц товара, да еще и не в сезон. В итоге цена оказалась на 20-30% выше, чем по аналогичным закупкам в других регионах, где луковицы закупались меньшими партиями. «Потери бюджета города Москвы - примерно 30 млн рублей», - сделал вывод Владислав Корочкин.

Пожаловался на укрупнение лотов и заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян. В качестве примера он привел закупки услуг по ремонту дорог сразу по целым областям. Чиновник также обратил внимание на излишние подробности в описании предмета закупки, которые отсекают нежелательных претендентов. «Зачем, например, нужно спрашивать содержание углерода в пластике к блоку питания принтера? Непонятно, но такое встречается довольно часто», - привел еще один пример Рачик Петросян.

Хватает и грубых нарушений, которые квалифицируются уголовным кодексом. «Дороги, социальное жилье, различные закупки по благоустройству, закупки на культурные мероприятия... Достаточно вспомнить любой регион - там обязательно по этим направлениям были уголовные дела», - рассказал глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Подумаем еще

Неудивительно, что в этой связи обсуждается целый ряд шагов по реформированию системы госзаказа. Более того - многие поправки уже внесены в Госдуму, но легли там мертвым грузом. Например, уже давно обсуждается перевод всех госзакупок по 44-ФЗ и целого ряда категорий закупок по 223-ФЗ в электронную форму. Есть мнение, что это поможет устранить часть злоупотреблений.

«У нас, к сожалению, в законе сейчас нет прямо прописанных оснований для одностороннего расторжения. Недобросовестные заказчики расторгают контракт: просто не понравилось, кто выиграл, раз - и расторгли в одностороннем порядке».

«Одной из ключевых проблем на госзаказе у нас является сговор, когда компании знают друг друга, знают, кто выходит участвовать, и не конкурируют между собой, - пояснил Рачик Петросян. - Как только мы переходим на электронную форму, мы существенно снижаем возможности для сговора, потому что электронная форма предусматривает анонимность заявок. Слишком поздно поставщики узнают друг друга, для того чтобы сговориться».

Однако, как выяснилось на форуме, долгожданная реформа может быть перенесена в очередной раз. «Если сейчас при хорошем раскладе в весеннюю сессию, например, принимаются эти поправки, то ответственно должен заявить: с 1 января 2018 года не то что система, наши уважаемые пользователи и мы будем не готовы к масштабному внедрению», - сделал внезапное заявление глава Федерального казначейства Роман Артюхин. Именно Федеральное казначейство отвечает за функционирование Единой информационной системы госзаказа. И, как показывает практика, каждое нововведение приводит к техническим сбоям в системе. Например, в начале этого года многие заказчики жаловались на трудности при размещении конкурсной документации.

«Просьба все-таки с 1 января 2019 года», - сказал Роман Артюхин и нашел поддержку среди других участников форума. «Наверное, лучше систему настроить, чем то, что получилось с Росреестром», - сказал Кирилл Кабанов, имея в виду сайт Росреестра, который также благополучно «лег» в начале 2017 года после ряда законодательных нововведений. «Лучше доделать все, а потом запускать, - присоединился депутат Госдумы, член центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Антон Гетта. - Причем еще успев в тестовом режиме поработать. Это гораздо лучше будет, чем запустить систему, которая приведет к сбоям в работе».

Еще один законопроект, который лежит в Госдуме, дает перечень оснований для одностороннего расторжения контракта. «У нас, к сожалению, в законе сейчас нет прямо прописанных оснований для одностороннего расторжения, - пояснил Рачик Петросян. - И мы иногда действительно сталкивались с тем, что недобросовестные заказчики как им бог на душу положит расторгают контракт: просто не понравилось, кто выиграл, раз - и расторгли в одностороннем порядке. Пока идет суд, компания разорится».

Наконец, многие поставщики жалуются на то, что заказчики не расплачиваются по контрактам вовремя. Еще одна внесенная инициатива устанавливает жесткий срок - 30 дней. Как стало известно на форуме, для малого и среднего бизнеса этот срок планируется сократить до 15 рабочих дней.

Роботы закупят

Еще целый ряд инициатив могут быть внесены в ближайшее время. Так, например, свои предложения готовит ОНФ. «Мы уже собрали по регионам предложения по совершенствованию законодательства государственной контрактной системы, - рассказал Антон Гетта. - Все они уже соединены в единый документ, получилось больше чем на 300 страниц, это более 500 инициатив. Мы постараемся понять перспективу каждой нормы и после сформировать план законодательных инициатив, которые мы будем принимать в последующих сессиях работы Госдумы».

«У нас на сегодняшний день практически за неисполнение контракта, кроме штрафных санкций, которые тоже не всегда, к сожалению, применяются, никакой ответственности нет», - посетовал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.

Свои предложения есть у Счетной палаты. «У нас на сегодняшний день практически за неисполнение контракта, кроме штрафных санкций, которые тоже не всегда, к сожалению, применяются, никакой ответственности нет», - посетовал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров. Есть еще Реестр недобросовестных поставщиков, но, по мнению Максима Рохмистрова, этот инструмент работает неэффективно. Аудитор предложил включать в реестр не только наименование компании, но и имена ее директора и бенефициара, «чтобы он, закрыв одну компанию, не вышел на рынок с другим названием. И сделать обязательным правило недопуска таких компаний на рынок государственных закупок», - добавил Максим Рохмистров.

Но, как выяснилось в ходе обсуждения, реестр - это палка о двух концах. «У нас есть жалобы, когда компании не по своей вине, а часто по вине заказчика - он менял условия конкурса и не предоставлял вовремя какие-то свои документы - по причине того, что раздражает его этот поставщик, он его отправляет в реестр недобросовестных поставщиков, - привел пример президент “ОПОРЫ России” Александр Калинин. - У нас есть несколько таких жалоб. И вот здесь, нам кажется, нужно прописать, кто и на каких условиях может поместить компанию в Реестр недобросовестных поставщиков».

В Минэкономразвития обсуждается инициатива о реформировании планирования закупок. Сейчас заказчики вынуждены ежегодно готовить два документа: план закупок и план-график. «Обсуждается вопрос того, чтобы объединить эти два понятия в одно и делать план-график на год и план закупок на планируемый период - на второй и третий год», - заявил заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Дмитрий Готовцев. «Трехлетний план закупок в том виде, который он на сегодняшний день есть, не позволяет потенциальным поставщикам информацию получить, - пояснил он. - Заказчик напишет, например: я буду закупать какую-то мебель. А какую мебель: столы, стулья или что-то еще - из плана закупок не видно, это видно только из плана-графика».

Но и здесь нашлась альтернативная точка зрения. «Вместо плана-графика мы предлагаем ввести каталог потребностей», - заявил генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» Яков Геллер. В Татарстане такой каталог уже создан. Он включает описание различной продукции, которую потребляют те или иные госучреждения. «Детский садик на Сахалине и детский садик в Татарстане и Калининграде одно и то же покупают», - привел пример Яков Геллер. Поставщики сертифицируют свою продукцию под требования каталога и дальше просто соревнуются друг с другом в ценах.

Наконец, в Контрольном управлении президента РФ думают о смарт-контрактах. «Если мы говорим, что дорога должна иметь 12 лет гарантийного срока, то в этом контракте эти цифры будут прописаны автоматически, нельзя будет торговаться под другие показатели», - привел пример заместитель начальника контрольного управления Валентин Летуновский. В автоматический режим можно перевести практически все алгоритмы госзаказа: размещение, определение поставщика, расчеты с ним, а также функции контроля.

Лимит на перемены

Как выяснилось, проблемы госзаказа заключены не только в самом законодательстве, но и в том, как оно реформируется. «За те годы, что действует 44-ФЗ, это с 2013 по 2016 годы, принято 35 изменений в федеральное законодательство, 190 подзаконных актов, из которых на сегодняшний день действует более 100, - привел пример Максим Рохмистров. - То есть мы фактически каждые две недели что-то меняем».

Но аудитор Счетной палаты нашел выход и из этой ситуации. «Мы вышли с инициативой с тем, чтобы распространить на внесение изменений в контрактную систему правил, аналогичных действующим в Налоговом кодексе, - сказал он. - Чтобы все изменения готовились пакетно и начинали вступать в силу не немедленно, как это сейчас происходит, а со следующего финансового года. Это будет удобно и тем, кто работает со стороны заказчика, и, наверное, подрядчикам тоже».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии