Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Тихо, чисто, магазин и пандус - какой петербуржцы видят городскую среду

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform До 25 мая должны быть утверждены программы благоустройства во всех российских муниципалитетах, многие регионы уже начали работу в этом направлении и активно собирают предложения граждан, отчитался накануне замминистра строительства РФ Андрей Чибис. В Петербурге, который не получил федеральных денег на эти мероприятия, пока все непросто: как показал опрос ОК-информ, под комфортной городской средой горожане зачастую понимают решение комплекса личных проблем

Напомним, осенью 2016 года власти решили кардинально изменить подход к благоустройству российских дворов, магистралей, общественных пространств. В ноябре президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт программы стоимостью 50 млрд рублей, которая призвана модернизировать жилкомхозяйство и изменить подход к формированию городской среды.

Всего в программу вошло 12 145 российских муниципалитетов (принимались МО от 1000 жителей). Сброситься на преобразование своих дворов, как писал «Общественный контроль», предложено самим россиянам.

Программу на стол

Накануне на селекторном совещании в Минстрое замглавы ведомства Андрей Чибис рапортовал о том, что в ряде регионов России уже идет активная работа с жителями. Например, в Тульской области запущена горячая линия по городской среде, где граждане могут проконсультироваться о реализации проекта и оставить свое мнение, в Мурманской области проходит онлайн-голосование по выбору дворов и общественных пространств.

«Важно отметить, что реализация этого приоритетного проекта недопустима без участия граждан и полной самоотдачи управленческих команд регионов и муниципалитетов»

Уже «вчера» во всех муниципалитетах должны начаться общественные обсуждения проектов программ благоустройства, которые включают порядок приема предложений от граждан и предложения (дизайн-проекты) в части обустройства общественных пространств. С учетом мнения жителей МО программы благоустройства должны быть утверждены до 25 мая 2017 года. Заодно пожурили и отстающих. «Важно отметить, что реализация этого приоритетного проекта недопустима без участия граждан и полной самоотдачи управленческих команд регионов и муниципалитетов. Если у кого-то из моих коллег не хватает времени или сил работать в таком режиме - не стоит в принципе браться за дело, - подчеркнул Андрей Чибис.

На днях петербургский «аналог» такой программы обсуждали на заседании правительства Петербурга. Аналогом госпрограмму «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» мы называем не случайно. Дело в том, что Петербург и Москва субсидий из федерального бюджета на благоустройство не получат, поэтому все работы по наведению красоты во дворах пойдут из городской казны именно по этой госпрограмме.

Впрочем, до благоустройства дворов, велодорожек и детских площадок в докладе главы Комитета по благоустройству Владимира Рублевского дело не дошло. Чиновник выдал победную реляцию о том, что 90% горожан положительно оценили уровень озеленения городских территорий и уровень их благоустройства. Отчет заслушали, приняли к сведению.

Глас народа

Но замминистра Андрей Чибис недаром отдельно отметил реальную роль мнения общественности в составлении программ благоустройства - именно на основе их замечаний, а не сухих чиновничьих сводок будут приводиться в порядок эти пространства. Однако как показал опрос, проведенный «Общественным контролем» на улицах Петербурга, горожане не слишком хорошо представляют, что такое городская среда, проектирование пространств, эргономика и т. д.

Есть большой объем наболевших проблем, они копятся в Петербурге годами и в целом сводятся к понятию качества жизни. Впрочем, людям в принципе важно только одно - жить хорошо и быть счастливыми. И если эти программы смогут снять хотя бы часть злободневных вопросов, то о терминах никто спорить не станет.

Многие опрошенные отождествляют городскую среду с тотальной деавтомобилизацией и освобождением улично-дорожной сети и дворов для альтернативных видов транспорта. «Для меня комфортная городская среда - это минимум машин. Город сейчас очень ориентирован на автомобили и в меньшей степени - на людей. Есть много пространств вроде старых заводов, которые никак не освоены и из которых можно было бы сделать какие-то места для горожан. А такие проекты, как создание пешеходной зоны на Большой Морской, на мой взгляд, неудачны. Это не лучшее место, где можно было бы сделать зону без автомобилей», - говорит юрист Ксения.

Есть большой объем наболевших проблем, они копятся в Петербурге годами и в целом сводятся к понятию качества жизни. Впрочем, людям в принципе важно только одно - жить хорошо и быть счастливыми. И если эти программы смогут снять хотя бы часть злободневных вопросов, то о терминах никто спорить не станет

45-летний музыкант Сергей добавляет: «Хотелось бы решить вопрос с парковками в центре. В спальных районах проще, а в центре не сделано почти ничего - там вообще сложное положение с уборкой территорий, с отсутствием зелени, с тем, где ставить машины».

Очень много респонденты говорят и о работе общественного транспорта, на который, к сожалению, ответственные органы повлиять не могут. Так, в ответ на вопрос о городской среде 22-летний су-шеф Никита заявил, что в Петербурге очень дорогой транспорт. «Бывает, в день на транспортные расходы уходит 300-400 рублей. Но вообще я здесь живу четвертый год, и мне здесь нравится. Есть все, что нужно для жизни, масса возможностей», - резюмирует кулинар.

Своим вопросом мы задели за больное и 32-летнюю учительницу в декрете Екатерину. По ее словам, в городе не хватает общественного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев. «У нас тут единственная дорога к нашим домам - буквально “Дорога жизни”. “Глухарскую” не собираются строить, “Шуваловскую” тоже заморозили. Мы до метро ездим на “тэшке” каждое утро. Цены на проезд подняли - чтобы добраться до работы, нужно проехать на маршрутке до метро, потом до своей станции и еще там - на маршрутке, а вечером - обратно тот же самый путь. Вот и приходится искать другую работу или экономить на себе, продуктах и одежде», - рассказала педагог.

Еще один предмет множественных рекламаций - грязь на улицах. Ее 39-летний начальник отделах техподдержки Владимир видит везде: «Улицы убирают очень плохо. Далеко ходить не буду: вчера пошел в парикмахерскую. Центр города, “Парадный квартал” - престижный жилой комплекс, но даже там все тротуары покрыты грязью по колено. Вроде и зима была чистая, соли и песка было мало, а все равно пыльно и грязно. В этом плане за городом очень плохо следят».

Ему вторит молодежь: 15-летние Алена и Дмитрий говорят о повсеместной грязи, пыли и загазованности. Тут, к сожалению, проблема комплексная, а решается достаточно просто, о чем говорят как эксперты, так и популярные блогеры: грязь берется с открытых почвенных покровов - проще говоря, с газонов, когда те находятся выше уровня пешеходных дорожек и тротуаров. В итоге все разносится ветром, домашними питомцами и самими людьми. В Комитете по благоустройству об этом, вроде бы, знают, но все равно завозят ежегодно в город до 10 тысяч тонн почвы для оформления газонов. Дальше эта земля оказывается у нас под ногами и в наших легких.

Видеооператор Егор сетует на то, что не все городские районы равнообеспечены торговыми комплексами. «Когда я жил здесь, на Чкаловском проспекте, у меня все было под рукой: продуктовый магазин, в другую сторону - компьютерный, необходимый мне по работе, и другие. Потом я переехал в район “Балтийской” - там много новостроек, раньше был завод, поэтому вокруг много заброшенных зданий и никакой инфраструктуры. Ближайший магазин - это “Лента”, до которой идти пешком минут 10, а потом столько же обратно с пакетами», - говорит творческая личность.

Вообще опрос нашей редакции показал, что горожане весьма и весьма оптимистично относятся к преобразованиям городской среды. Многие отмечают появление новых благоустроенных зеленых зон и зон активности молодежи, более рачительный подход городских служб к озеленению и отдыху граждан, местам встречи, урнам, скамейкам

Приезжие не согласны: 33-летний энергетик Дмитрий из небольшого города в Московской области жалуется, что в Подмосковье приходится идти из одного микрорайона в другой, чтобы попасть в нормальный магазин. «У вас тут на каждом углу можно и поесть, и одеться, и продукты купить - инфраструктура развита гораздо лучше. И отдых для молодежи организован гораздо лучше».

Были и достаточно ожидаемые ответы, характеризующие городскую среду - как пространство равных возможностей, в том числе для маломобильных групп населения. 46 летний незрячий музыкант Андрей давно, по его словам, привык ко всему, что происходит в городе, но ему хотелось бы побольше светофоров со звуковым сигналом - их очень не хватает. «И второе: стало очень тяжело перемещаться по метро из-за рекламных щитов на платформах. Раньше я мог спокойно ходить посередине платформы, зная, что ни на что не наткнусь. Сейчас в центре платформы стали ставить рекламные щиты, мне приходится отклоняться в сторону, а ближе к краю ходить все же страшновато», - говорит инвалид.

Домохозяйка Оксана заметила, что в городе очень не хватает пандусов, чтобы въезжать с детскими колясками. «Недавно, к примеру, заходили в “Семью” в Центральном районе. Они, видимо, решили сделать что-то хорошее для людей и установили пандус, но когда мы попытались по нему спуститься, коляска просто врезалась в стену, по-другому не скажешь. Вообще же, как мне кажется, мы, хоть и понемногу, идем к каким-то европейским стандартам городской среды. Так что я замечаю вокруг больше плюсов, чем минусов», - говорит Оксана.

Вообще опрос нашей редакции показал, что горожане весьма и весьма оптимистично относятся к преобразованиям городской среды. Многие отмечают появление новых благоустроенных зеленых зон и зон активности молодежи, более рачительный подход городских служб к озеленению и отдыху граждан, местам встречи, урнам, скамейкам.

И на этом базисе в ход идет уже философия: «К сожалению, у нас пока не принято вкладывать в себя. Люди пока не научились быть собственниками. Надо понимать, что жить в центре одного из самых красивых городов мира - это честь. Все должно быть вылизано, приведено в порядок максимально, чтобы можно было испытывать гордость за свой город. Важно понимать и ценить то, что мы имеем», - говорит музыкант Сергей. 30-летний программист Владимир развивает мысль: человеку должно быть удобно и комфортно жить в его квартире, районе, чтобы не было разделения: «Мои 50 метров - это мой замок, мне здесь хорошо, а вокруг неважно, что происходит».

Необходимо понимать, что ты не часть своего замкнутого пространства, а часть общего пространства, района, города. «Люди в русских городах очень замкнуты, им не хочется, к примеру, пойти и покрасить свой подъезд в светлые цвета, потому что для них дом заканчивается дверью. Городские власти раньше об этом не задумывались, но сейчас появились прогрессивные умы и во власти - изменения происходят, пусть и очень медленно», - констатирует собеседник.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Инна, инспектор РЖД, 36 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии