Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Роспотребнадзор отделил жалобщиков от конкурентов

 Фото: rospotrebnadzor.ru Фото: rospotrebnadzor.ru За последние годы число жалоб на нарушение прав потребителей и условия жизни выросло в разы, но только каждая четвертая жалоба оказывается обоснованной. Роспотребнадзор пытается ограничить поток обращений, за которыми зачастую стоит недобросовестная конкуренция предпринимателей, и для начала предлагает жалобщикам решить свою проблему самостоятельно

Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу подвело итоги деятельности за первый квартал 2017 года. За это время в ведомство поступило около 8 тысяч обращений и жалоб, что соответствует уровню прошлого года (32,5 тысячи жалоб за весь 2016-й). Но если сравнивать, например, с 2008 годом, то их количество выросло в семь раз.

За первый квартал 2017-го в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу поступило около 8 тысяч обращений и жалоб, что соответствует уровню прошлого года (32,5 тысячи жалоб за весь 2016-й).

В среднем обоснованными оказываются 25% жалоб, рассказала «Общественному контролю» начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Елена Губарева. По ее словам, чаще всего обоснованные жалобы касаются ухудшения условий проживания граждан в связи с размещением в жилых домах предприятий торговли и общепита. «Это шум от работы вентиляции, технологического оборудования, когда жильцам некомфортно», - рассказывает Елена Губарева. Кроме того, под окнами таких заведений нередко происходит разгрузка грузовиков. «Общественный контроль» ранее писал о таких проблемах.

Еще одна многочисленная категория обоснованных жалоб в Роспотребнадзор - нарушение правил торговли, неисполнение требований потребителей о замене некачественного товара, включение в договоры на оказание услуг условий, ущемляющих права потребителей, продолжает Елена Губарева. По ее словам, до сих пор встречаются жалобы на банки, хотя сейчас их стало намного меньше, чем было еще пять лет назад. «Мы активно работаем с банковским сообществом, - рассказывает сотрудница управления. - Они нас слышат и вносят изменения в свои кредитные договоры, и тем самым количество жалоб уменьшается».

Жалобы, которые Роспотребнадзор относит к категории необоснованных, чаще всего связаны с требованием помочь вернуть денежные средства. «К сожалению, то, что касается имущественных споров и возврата денежных средств, здесь можно обращаться только в суд, - объясняет Елена Губарева. - Государственный орган не может обязать предпринимателя осуществить выплату, на нас эти полномочия не возложены. А большинство жалоб именно с этим связаны: помогите вернуть деньги. К сожалению, не можем».

Никаких анонимок

Жалоб, пущенных в работу, могло быть намного больше, но с этого года вступили в силу поправки к закону 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Органам контроля рекомендовано проводить идентификацию лиц, которые обращаются с заявлением, чтобы не поступали в работу обращения конкурентов, которые пытаются каким-то образом очернить деятельность предпринимателей.

«Одна из самых существенных новелл - это исключение проверок по обращениям заявителей-граждан, личность которых невозможно установить, - объясняет Елена Губарева. - Органам контроля рекомендовано проводить идентификацию лиц, которые обращаются с заявлением о проведении проверочных мероприятий, опрос этих лиц, получение дополнительной информации и - самое главное - установление личности с целью того, чтобы не поступали в работу анонимные обращения либо обращения конкурентов, которые под видом граждан пытаются каким-то образом очернить деятельность предпринимателей».

Кроме того, есть требование о соблюдении претензионного порядка. «Прежде чем обратиться в орган государственной власти, осуществляющий надзор, с заявлением о проведении проверочных мероприятий, гражданину необходимо обратиться с претензией в юридическое лицо, в котором он приобретал товар или заказывал какие-то работы и услуги, и, только не получив ответ на претензию, он имеет право обращаться к нам за защитой своих нарушенных прав», - объясняет начальник отдела управления.

Впрочем, по ее словам, петербургское управление работает по такой схеме уже более двух лет, приглашая жалобщиков к себе на личный прием. «Ни одна проверка не организуется без проведения опроса потребителя, - заявляет Елена Губарева, добавляя: - Это снизило количество жалоб, которые можно было бы считать необоснованными».

Не мешайте бизнесу работать

Нередко по обращениям граждан Роспотребнадзор проводит проверки организаций и административные расследования. За первый квартал таких случаев было 504, то есть около 6%. За весь 2016 год проверками закончились 11% жалоб.

Всего в первом квартале 2017 года управление провело 1 532 проверки, что на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Уменьшение числа проверок и перевод их на плановую основу считается благом для бизнеса. Но доля плановых проверок у петербургского Роспотребнадзора невелика - 308 за первый квартал. Число внеплановых проверок сократилось на 12%. Причем подтверждаются нарушения только в 59% случаев.

Доля плановых проверок у петербургского Роспотребнадзора невелика - 308 за первый квартал. Число внеплановых проверок сократилось на 12%. Причем подтверждаются нарушения только в 59% случаев.

Бизнес отмечает позитивные изменения. «Еще год назад мы говорили о том, что предприниматели стали массово сталкиваться с жалобами, в том числе в управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, которые были анонимными, - рассказал председатель Союза малых предпринимателей Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков. - И это было большой проблемой. Сейчас мы говорим о том, что управление не только идентифицирует жалобщика, но и настаивает на том, чтобы предварительно он самостоятельно обратился к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу».

«Значительно сократилось количество жалоб, которые фактически являлись не какой-то реальной жалобой на нарушение прав потребителей, а элементами недобросовестной конкуренции», - добавил он.

Впрочем, в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей считают, что вопрос необоснованных проверок по-прежнему остается злободневным. Советник уполномоченного Илья Антонов указывает на то, что за 2016 год число внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства возросло на 27%. «Данная проблема, как говорят предприниматели, характеризуется тем, что должностные лица, проводящие проверку, недостаточно компетентны, - отмечает Илья Антонов. - Также предпринимателей беспокоит чрезмерная частота проверок, требования избыточного, вопреки закону, числа документов и откровенно заказные проверки».

В Роспотребнадзоре отвечают, что и предприниматели, мягко говоря, не безгрешны. Руководитель петербургского управления Наталия Башкетова вспоминает, что с начала прошлого года на одну индивидуальную предпринимательницу, торгующую мебелью, поступило уже порядка 200 жалоб - и все они обоснованы. «Человек позволяет себе продавать мебель, произведенную неизвестно где, низкого качества, - сетует Наталия Башкетова. - Эта девушка - индивидуальный предприниматель не оформляет юридическое лицо, потому что так выгодно, потому что штраф на юридическое лицо - одна сумма, а на индивидуального предпринимателя - 3 тысячи рублей».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии