Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Олег Смолин: Надо лучше учить и лечить власть

 Фото из личного архива О. Смолина Фото из личного архива О. Смолина О системных огрехах и просчетах в сфере российского образования говорят сегодня практически все - от специалистов с мировым именем, до так называемых простых людей. Не меньшим вниманием пользуется и медицина, с проблемами которой россияне сталкиваются едва ли не ежедневно

О том, возможны ли в этих отраслях перемены к лучшему, много говорили на недавно прошедшем в Москве экономическом форуме, один из спикеров которого - первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию Олег Смолин - изложил свое видение ситуации:

- Сегодня весь мир занимается переоценкой ценностей, и теперь как успехи, так и проблемы страны оцениваются уже совсем не по ВВП на душу населения. В первую очередь учитываются показатели, связанные с человеческим потенциалом.

Где находится в таких рейтингах Российская Федерация? Вот объективные данные из докладов ООН: в 2007 году по человеческому потенциалу в целом мы были на 67 месте, в 2015-м переместились на 50-е. По благосостоянию за эти годы Россия переместилась с 55-й позиции на 30-ю. Долголетие, соответственно, 119-е и 84-е. Положение в сфере образования тоже улучшилось: с 26-го места мы поднялись на 19-е. А образование, как, собственно, и медицина, являются ключевыми факторами развития человеческого потенциала.

Если верить международным исследованиям, по начальной школе мы, как и в советский период, числимся в тройке лучших. Правда, тогда СССР находился в этой тройке по образованию в целом, сегодня же - по международной системе PIRLS, которая оценивает знания учеников в 4-8 классов, мы на 6-7 месте.

«Давайте посмотрим на результаты исследований Левада-Центра. Большинство людей зрелого возраста, отвечая на вопрос: "Было ли в то время, когда учились вы, образование в школах лучше, чем сейчас?" - заявляли: раньше учили лучше»

Тем не менее ситуацию можно было бы считать более-менее благополучной. Если бы те, кто работает в школах и ВУЗах, не говорили о падении качества нашего образования. Причем это вызывает тревогу не только у учителей.

Давайте посмотрим на результаты исследований Левада-Центра. Большинство людей зрелого возраста, отвечая на вопрос: «Было ли в то время, когда учились вы, образование в школах лучше, чем сейчас?» - заявляли: раньше учили лучше. И это, судя по всему, так и обстоит.

Не так давно наше Министерство культуры отсняло ролик, который показал общекультурный уровень наших детей. Вопросы задавались не сложные, типа, в каком веке родился Пушкин или кому принадлежит фраза «А судьи кто?» Были, правда, и провокационные, например, почему Достоевский сжег второй том «Преступления и наказания»? И лишь одна девушка вспомнила, что это вовсе не Достоевский и совсем не «Преступление и наказание»…

Почему такое происходит? С моей точки зрения, в области образования существуют системные проблемы, и первая из них - хроническое недофинансирование.

Все последние годы доля расходов консолидированного бюджета России на образование сокращалась. Для сравнения - в 1970 году на эту сферу в Советском Союзе расходовалось 7%, а в 1950-е даже 10%. А сегодня, по последним официальным данным, которые я видел, на образование приходится 4,14% от объема валового внутреннего продукта.

Но ведь ни одна страна в мире не провела модернизацию с затратами меньше 7% от ВВП! И значит, либо мы изменим курс образовательной политики, либо модернизации у нас просто не будет.

Вторая системная проблема сферы образования - статус.

Недавно зампред Комитета Госдумы по образованию Любовь Духанина провела опрос педагогов, который показал: в 75 из 85 российских регионов указы президента в части зарплаты учителя вообще не исполняются.

Да что там опрос! Мы все, я думаю, помним, как победитель конкурса «Учитель года» сказал президенту страны, что получает 25 тысяч. И это было в тот период, когда, по данным официальной статистики, средняя зарплата составляла почти 33 тысячи!

Как может оклад учителя быть ниже средней зарплаты по региону за одну ставку? Подчеркиваю - за одну! Потому что наши педагоги говорят: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две - есть некогда…

Какого качества образование может дать учитель, у которого нагрузка 32 часа в неделю? Кто-нибудь пробовал так работать? Я пробовал 27 часов и в полной мере прочувствовал - это нелегко. Ну, а уж 32 часа без ухудшения качества работы - почти невозможно…

В последнее время нам начинают представлять доклады о состоянии и перспективах российского образования. В каждом из них - тысяча разных мелочей, но ни в одном нет главного - вопроса о системных проблемах.

«Модернизация в XXI веке должна базироваться на развитии человеческого потенциала! Другого пути нет!»

Кстати, по медицине таких докладов нет вообще. А между тем, ситуация в здравоохранении еще сложнее. Вместо 6%, которые положены по нормам ВОЗ, из нашего госбюджета на медицину выделяется лишь 3,7%.

Далее. Если в 1978 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, мы занимали в рейтинге 22-е место, то в 2000-м и в 2010-м оказались на 130-м. И даже притом, что «Блумберг» в 2014-м и в 2016 году дал нам 55-е место, 70% российских граждан озабочены состоянием отечественной медицины.

Кстати, медицинские работники мне дружно говорят, что лучше всего они жили в 1977-78 годах, когда им добавили десятку к заработной плате. Сегодня уровень их зарплаты также поднимается, но происходит это зачастую медленнее инфляции, а нагрузки, как и у педагогов, постоянно растут.

Стоит ли нам ожидать перемен и, если да, какими они окажутся? На мой взгляд, есть две возможности.

Одна - в какой-то момент президент придет к выводу, что ему нужно поменять команду. И тогда мы, возможно, получим некий поворот влево и, соответственно, нового премьера, представляющего интересы реального сектора экономики.

И вторая возможность - будет реализован так называемый «План Кудрина», работа над которым, по словам самого Алексея Леонидовича, еще не завершена. Однако из того, что уже известно, можно понять: мы получим попытку модернизации на основе поворота вправо. То есть процесс будет осуществляться за счет все того же человеческого потенциала.

Мне кажется, что это неконструктивно, непродуктивно, и нереалистично. Модернизация в XXI веке должна базироваться на развитии человеческого потенциала! Другого пути нет!

Ну, и последнее. Я думаю, мы, интеллигенция, должны лучше учить и лечить власть, в том числе от нравственных болезней и рыночного фундаментализма. А какими будут перемены, мы увидим после выборов 2018 года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии