Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Кто плюет на ваши могилы

 Фото: Евгения Дылева Фото: Евгения Дылева За четыре месяца 2017 года в Петербурге осквернены 39 могил на кладбищах. Это абсолютный рекорд с 2008 года. ОК-информ - об ангелах и бесах петербургских усыпальниц и памятников

Профильные чиновники похоронного дела и хранители памятников истории и культуры рассказали, кто и как следит за петербургскими кладбищами, в том числе воинскими захоронениями, как и какие могилы подлежат реставрации за государственный счет и почему надо отучать некультурных петербуржцев и гостей города от вредных привычек натирать пятки или мизинцы скульптурам.

Усопшие сдачи не дадут

Директор специализированной службы Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела Андрей Молдованов представил статистику кладбищенского вандализма. Так, в 2008 году чиновникам поступило 103 заявления по поводу осквернения и разрушения могил на городских кладбищах. В 2009-м - 35 заявлений, в 2010-м - 15, 2011-м - 11, в 2012-м - 10, 2013-м - 6, в 2014-м - 7, далее до 2017 года - по одному заявлению за год. А вот за четыре месяца 2017 года было разрушено сразу 36 могил, и все они - на Смоленском кладбище. Причем разрушены так, что часть из них не подлежат восстановлению.

По словам Андрея Молдованова, виновных удалось найти. Ими оказались приезжие граждане от 17 до 34 лет, часть из них при этом находились под следствием за другие преступления.

«Эти люди просто сокращали путь по кладбищу, а по дороге выламывали все, что попадалось на пути. По дорожкам им было лень идти, они шли по могилам, вырывали решетки, били надгробия. Но если это делает подросток, это еще как-то можно объяснить. Но чтобы взрослый 34-летний человек так себя вел - просто уму непостижимо. Это все безнаказанность, они понимают, что никто им тут сдачи не даст», - рассказал руководитель ритуальной службы.

У нас за 8 последних лет не было случаев вандализма на погостах ярко выраженной неофашистской или шовинистической направленности, все действия носят сугубо хулиганский характер

Однако чиновники утверждают, что в культурной столице ситуация не так плоха. По их словам, у нас за 8 последних лет не было случаев вандализма на погостах ярко выраженной неофашистской или шовинистической направленности, все действия носят сугубо хулиганский характер.

«Много переселенцев, людей нетрадиционной для нас культуры, - рассказывает начальник отдела развития услуг комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Андрей Фарков. - Есть и банальная корысть. Недавно мы волевым решением закрыли пункты приема цветных металлов, которые были расположены непосредственно по соседству с Ковалевским, Северным и Южным кладбищами. Люди выламывали ограды из селумина, тащили в скупку цветных металлов».

Большинство петербургских кладбищ работают с 9 до 18 часов, некоторые - там, где есть церкви - дольше. У каждого кладбища есть своя охрана, однако масштабы (некоторые погосты располагаются на 50 га и больше) несопоставимы с возможностями стражей. И, к сожалению, видеокамеру на каждое дерево или ограду не повесишь.

Еще в 1991 году вышел внутренний приказ МВД, снимающий с кладбищ милицейские посты. Поэтому сегодня усыпальницы никто фактически не патрулирует, никаких мобильных постоянных групп нет. Приезжают только по факту. Ну, и сторож следит по мере собственных возможностей.

Пусть родственники героев обращаются - поможем

В Северной столице 88 кладбищ, на 73 из них есть участки с воинскими захоронениями. Как рассказал Андрей Молдованов, к 70-летию Великой Победы (и эта работа продолжается по сей день) отреставрированы все городские воинские захоронения, но в области вопрос решен не до конца, потому что зачастую невозможно определит принадлежность участка. Бывает, что ограда принадлежит одному, а земля под ней - другому физическому или юридическому лицу.

Еще одна традиция появилась совсем недавно. На Серафимовском кладбище открываются участки для захоронения тех, кто награжден медалью «За оборону Ленинграда»

Чиновники утверждают, что все работы на воинских захоронениях ведутся только с согласия КГИОП, в процессе реставрации и реконструкции должен быть сохранен исторический внешний вид не только надгробий, но и дорожек, газонов. С 2009 по 2014 годы на эти цели потрачено почти 263 миллиона рублей, и еще 132 миллиона выделено на капитальный ремонт.

По словам Андрея Фаркова, блокадникам, родственникам погибших солдат стараются идти навстречу, ухаживают за могилами за государственный счет, хотя по российскому закону «О похоронном деле» обязанность ухода за могилами лежит на родственниках.

Особое отношение - к могилам и памятникам Героев Советского Союза и кавалеров трех Орденов Славы. Не все знают, но с 1993 года памятники им ставятся за счет государства, в том числе и тем, кто захоронен до 1993 года. В Петербурге 494 таких захоронения, 126 из них являются объектами культурного наследия.

Еще одна традиция появилась совсем недавно. На Серафимовском кладбище открываются участки для захоронения тех, кто награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Путеводители по разрушению памятников

Но следить необходимо не только за погостами и памятниками усопшим. Туристы, которых так ждет Северная столица, буквально в пыль стирают величайшие творения скульпторов и зодчих.

Как рассказала замдиректора по науке Государственного музея городской скульптуры Надежда Ефремова, среди многочисленных бед и обид их ведомства (в том числе недостаточного финансирования на реставрацию) одна из главных - вандалы, которые готовы в прямом смысле урвать кусочек культурной столицы, отметиться на памятниках, следовать варварским традициям. Причем обвиняют в популяризации нехороших тенденций журналистов, которые, дескать, рекламируют необычные петербургские традиции.

«У нас есть целый список многострадальных объектов - в основном, в центре Петербурга - которые регулярно подвергаются атакам вандалов. Например, постоянно страдают кони Клодта на Аничковом мосту. На них выцарапывают надписи, залезают верхом - в сезон 5-6 раз такое происходит. Что стало с грифонами на Банковском мосту, известно - с них практически содрали всю позолоту. Аналогичная ситуация сложилась с памятником Растрелли Петру Первому. Известно, что там есть барельеф, где Петр спасает тонущего матроса. Так у этого матроса отполированы все бронзовые пятки, уже возникла так называемая бронзовая болезнь. Считается, что если потереть пятки - успешно сдашь экзамен. И это пагубный интерес культивируется, издаются целые путеводители, как разрушать памятники Петербурга».

Хранители древностей пытаются отговорить от нехороших традиций. Утешают себя тем, что так поступают только невоспитанные гости Санкт-Петербурга. Но пока, увы, бесполезно - слишком велик соблазн пометить бессмертные творения пресловутым «Васей». А что им будет - они же памятники.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии