Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Как голландец учил Петербург на велосипеде кататься

 Фото: Александр Лобановский Фото: Александр Лобановский Голландский эксперт по развитию велодвижения Йохан Дипенс приехал в Петербург доказать, что этот город вовсе не безнадежен в смысле велосипедизации, как думают многие. Более того, ездить на велосипеде в Петербурге, по его мнению, можно почти круглый год. «Общественный контроль» совершил с голландцем велопрогулку накануне его встречи с вице-губернатором Игорем Албиным

Для человека, катающегося на велосипеде изредка и в спокойных местах, поездка на двух колесах по Невскому проспекту - развлечение на грани экстрима. Велодвижение по выделенной полосе для общественного транспорта уже два года как санкционировано правилами, но все равно, когда тебя догоняет троллейбус, чувствуешь себя героем блокбастера, убегающим от Кинг Конга.

Исполнительный директор консалтинговой компании Mobycon Йохан Дипенс, даром что в первый раз в Петербурге, чувствует себя совершенно непринужденно. Он крутит педали, активно болтая с петербургскими коллегами, занимающимися развитием велосипедного движения в городе. Пересекая проезжую часть около пешеходных переходов, голландец даже не удосуживается спешиться, как предписывают российские ПДД, словно он в каком-нибудь Амстердаме.

«Вам не страшно?» - интересуюсь я. «Нет», - не без голландской легкомысленности отвечает Йохан. «Если автомобиль будет поворачивать направо, а мы поедем прямо, есть риск, что он нас не заметит и собьет», - пытаюсь напугать эксперта, описывая ему одну из самых распространенных схем ДТП с велосипедистами. «Да, это распространенная ситуация, - с готовностью отзывается собеседник. - Надо учить водителей обращать внимание на такие ситуации». Ему легко говорить: в его родной Голландии сдают экзамен на правила дорожного движения в 11-летнем возрасте.

Чуть позже выяснилось, что Йохану Дипенсу все-таки было страшно. «Я чувствовал себя неуютно в окружении автомобилей, двигающихся с большой скоростью», - признался он в ходе мастер-класса для проектировщиков Петербурга. По словам эксперта, в Голландии совместное движение велосипедов и автомобилей возможно только на дорогах с ограничением скорости 30 км/ч. Если скорость выше - для велосипедистов должна быть выделенная полоса.

Страна велосипедистов

Идея пригласить голландского эксперта появилась после того, как в декабре прошлого года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко встретился с чрезвычайным и полномочным послом Королевства Нидерланды Рене Джонс-Бос. На встрече, в частности, шла речь об обмене опытом в велосипедизации городов. И здесь Нидерландам действительно есть чем похвастаться.

«Знаете, почему в Нидерландах самые счастливые в мире дети? - спросил участников мастер-класса генконсул Нидерландов в Санкт-Петербурге Ханс Весселинг (мероприятие проходило в генконсульстве). - Потому что они могут ездить в школу на велосипеде», - ответил он на собственный вопрос. Считается, что Нидерланды - самая велосипедная страна в мире. Но так было не всегда. Голландские власти взялись за велосипедизацию после того, как по стране прокатилась целая серия протестных акций, на которых велосипедисты отстаивали свои права.

В Петербурге ситуация явно не такая. Пользователей велосипедов, по разным подсчетам, 1-2%. Большинство из них стараются использовать своих двухколесных друзей в спокойных местах, где автомобильное движение либо отсутствует вовсе, либо развито слабо: в парках, за городом и т.д. Многие предпочитают двигаться по тротуарам, а не по проезжей части, что, кстати, не одобряется ПДД. Автомобилисты, которые пока что численно превосходят сторонников педального транспорта, относятся к последним в лучшем случае настороженно. Словом, о массовом общественном движении за велосипедизацию говорить не приходится.

Но, видимо, чтобы не доводить до массовых протестов, которые у нас в стране, как известно, не приветствуются, власти города взяли инициативу в свои руки. Нынешний год должен стать прорывным - в течение него планируется открыть более 40 км велодорожек (за прошлые годы создано около 30 км). Фактически впервые для велосипедистов освободят часть дорог в историческом центре города: на набережной Фонтанки и Петроградской стороне.

Пользователей велосипедов в Петербурге, по разным подсчетам, 1-2%. Большинство стараются использовать своих двухколесных друзей в спокойных местах, где автомобильное движение либо отсутствует, либо развито слабо.

Автомобилистам придется потесниться. В Городском центре управления парковками, который занимается развитием велосипедной инфраструктуры, пока не готовы говорить о конкретных планировочных решениях, ссылаясь на то, что проектирование дорожек еще только идет. Но не скрывают, что велосипедные полосы во многих местах займут место пространства, используемого под парковку. В том числе платную, которую тоже проектируют в данный момент в центральных районах города.

К слову, Амстердам вовсе не является образцом для подражания в плане развития велосипедной инфраструктуры. «Насчет Амстердама я не могу сказать, что он такой дружелюбный к велосипедистам, - заявила “Общественному контролю” заместитель директора по стратегическому развитию Городского центра управления парковками Полина Кибирева. - Тот же Копенгаген действительно город велосипедистов. Там культура вождения, культура велотранспорта более развита, чем в Амстердаме». Впрочем, по ее словам, Петербург не будет копировать никого. «У нас тут будет что-то свое», - заявляет Полина Кибирева.

Поставлена задача увеличить долю велосипедистов в Петербурге до 5% за ближайшие семь лет, говорит советник директора Городского центра управления парковками Дарья Табачникова. Кроме того, велосипедизация идет в русле политики уменьшения числа поездок на личном автотранспорте в центр Петербурга. Именно такую цель, как известно, преследует и введение платной парковки. «В центре города надо дышать, надо ходить пешком, надо ездить на велосипеде, надо дать возможность туристам наслаждаться красотами, а не смотреть на запылившиеся фасады домов и на это безобразие с пробками», - говорит Полина Кибирева.

Мы такие же, как все

Это как раз тот подход, который разделяет Йохан Дипенс. «Если вы облегчите удовлетворение ежедневных потребностей жителей в мобильности, я думаю, что они сделают выбор в пользу велосипеда, - заявляет он. - Вы не отличаетесь от Копенгагена, от Лондона или от Мехико». Это лишь несколько городов, в которых работала компания Mobycon, специализирующаяся на разработке велоинфраструктуры и поработавшая от Канады до Австралии. После того как жители Лондона массово пересели на велосипеды, у них снизились стрессы, улучшились отношения на работе и в семье, привел пример позитивной велосипедизации Йохан Дипенс, демонстрируя данные соцопросов.

По мнению голландского эксперта, мир стоит на грани «велосипедной революции». Все большее распространение получают электровелосипеды, которые избавляют их владельцев от чрезмерных нагрузок.

Кроме того, по мнению голландского эксперта, мир стоит на грани «велосипедной революции». Все большее распространение получают электровелосипеды, которые избавляют их владельцев от чрезмерных нагрузок. Йохан Дипенс сам пользуется таким, ежедневно проезжая 9 км от работы до офиса за 15-20 минут. Петербург имеет все шансы прыгнуть сразу в это счастливое будущее, минуя промежуточные этапы, уверял голландец собравшихся.

Картина рисовалась слишком радужной, и тогда «Общественный контроль» выложил главный козырь тех, кто смотрит на перспективы велодвижения в Петербурге скептически. Что делать со всей этой велоинфраструктурой зимой, когда число желающих крутить педали в городе исчезающее мало?

«Если вы взглянете на Финляндию, то увидите, что 80% тех, кто ездит на велосипедах, продолжают делать это зимой, - не растерялся Йохан Дипенс. - Просто у них другие подходы к уборке снега. Я совершенно согласен с тем, что в некоторые дни очень трудно пользоваться велосипедом. Но мы активно работаем в Канаде, где климат схож с вашим. И нам удается сократить число дней, сложных для поездки на велосипеде, со 150 до 75. Если минус 10 на улице, то еще можно ездить на велосипеде. Главное - правильно одеться. Но если будет скользко на велодорожке - это реальная проблема. Мы сейчас работаем над ее решением».

Во всем мире, во всех городах снижается количество людей, которые не ездят зимой, но этот процент очень сильно зависит от качества велосипедной инфраструктуры и от того, как убираются улицы.

Как оказалось, в Голландии с 2011 года строятся велосипедные дорожки с подогревом. Тут же захотелось задать голландцу вопрос, кому придут счета за отопление, если что-то подобное появится в Петербурге, и не окажется ли тогда поездка на велосипеде сравнимой по цене с полетом на самолете. Но, вовремя сообразив, что Йохан едва ли ориентируется в особенностях ценообразования естественных монополий России, я решил обратиться к петербургскому эксперту.

«Во всем мире, во всех городах снижается количество людей, которые не ездят зимой, но этот процент очень сильно зависит от качества велосипедной инфраструктуры и от того, как убираются улицы, - уверенно ответила Дарья Табачникова. - Чем качественнее будет велосипедная инфраструктура, тем больше будет процент людей, которые останутся». Выходило, что перед петербургским ЖКХ, ежегодно с переменным успехом воюющем со стихией, открывается новый фронт. Впрочем, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, на встречу с которым после мастер-класса отправился Йохан Дипенс, отвечает за транспортную инфраструктуру, но не уборку города.

Догнав убегающего к Игорю Албину голландца, я спросил его: «Что вы скажете вице-губернатору?». Йохан Дипенс уже опаздывал, потому был краток: «Санкт-Петербург имеет громадный потенциал для велосипедного движения».

Фото Александра Лобановского.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии