Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Владимир Сотников: Почему Москва согласилась на «зоны безопасности»

 Фото: http://kremlin.ru Фото: http://kremlin.ru Завершившийся визит в Сочи турецкого президента Реджепа Эрдогана принес настоящую сенсацию. Как заявил по его итогам лидер РФ Владимир Путин, Россия поддержала предложение Турции о создании четырех «зон безопасности» в Сирии: в провинции Идлиб, к северу от города Хомс, в Восточной Гуте и на юге страны. Эксперты уверены: тем самым Москва пошла на уступки не столько Эрдогану, сколько новой администрации США. И этот шаг позволит ускорить процесс установления мира в САР

Еще 26 января президент США Дональд Трамп заявил, что намерен создать в Сирии «зоны безопасности» - для защиты людей, которые бегут от насилия. По его плану, они должны быть расположены как в самой Сирии, так и в соседних странах. В российской Госдуме эту идею назвали «бесполезной», а президент Сирии Башар Асад счел ее «нереалистичной». Но с тех пор американские дипломаты неоднократно презентовали этот проект российским коллегам и, видимо, в итоге сумели убедить их в его полезности.

Сегодня подготовка к созданию «зон безопасности» уже начата. Внутри четырех «островков» будет запрещено применять любые виды оружия, а гуманитарным организациям там создадут все условия для работы.

Сегодня подготовка к созданию «зон безопасности» уже начата. По словам замглавы МИД Ирана Хоссейна Ансари, на это уйдет примерно месяц. Внутри четырех «островков» будет запрещено применять любые виды оружия, а гуманитарным организациям там создадут все условия для работы. Также в них начнется активное восстановление жилья, объектов социальной инфраструктуры, водоснабжения и т.д. Аналитики надеются, что организация «зон безопасности» позволит возобновить в них работу местных органов власти и вернуть туда беженцев.

Вдоль границ этих зон создадут «линии разграничения» - с блокпостами для прохода мирных граждан, доставки товаров и гуманитарной помощи. Внутри «зон безопасности» разместят иностранные воинские контингенты. Как считают российские политологи, в эти зоны могут быть введены части военной полиции РФ. Российские военные могли бы поддерживать порядок, патрулировать улицы вместе с сирийской полицией, не вмешиваясь в мирную жизнь.

Таким образом, Россия, США и Турция обозначат «зоны мира», чтобы с воздуха к ним никто не мог приблизиться, и будут их контролировать. На остальной территории Сирии будут продолжаться военные действия против террористов. По мнению иранского замглавы МИД Ансари, создание четырех «зон безопасности» в Сирии при правильной реализации «может привести к коренным изменениям обстановки в стране».

Владимир Сотников, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института востоковедения РАН:

- Главная причина того, почему Кремль пошел на сотрудничество с Америкой и Турцией в плане создания «зон безопасности» в Сирии, - это военные успехи правительственной армии САР. Да, у нее есть отдельные неудачи - когда боевикам запрещенной группировки «Исламское государство» все же иногда удается отбить отдельные населенные пункты. Но, несмотря на это, в мирном урегулировании в Сирии наметился общий позитивный тренд. Фактически сирийская армия в последние месяцы одерживает победы одну за другой.

В Кремле решили: пора обеспечить новые условия для того, чтобы в Сирии мирное население как можно меньше страдало от действий террористов. Более того - чтобы вылазки боевиков ИГ не могли дестабилизировать общую ситуацию в стране.

Понятно, что во многом они обеспечены поддержкой с воздуха, оказываемой российскими ВКС. Это точечные и весьма меткие бомбардировки позиций ИГ, складов оружия, разрабатываемых террористами нефтяных месторождений и т.д. Тем не менее сами сирийские войска стали очень неплохо воевать и отбивают у боевиков все новые и новые территории. В этой ситуации в Кремле решили: пора обеспечить новые условия для того, чтобы в Сирии мирное население как можно меньше страдало от действий террористов. Более того - чтобы вылазки боевиков ИГ не могли дестабилизировать общую ситуацию в стране. Общий положительный тренд на освобождение Сирии необходимо сохранить и усилить - и «зоны безопасности» в провинции Идлиб, к северу от города Хомса, в Восточной Гуте и на юге страны, безусловно, будут этому способствовать.

Есть и еще пара причин, объясняющих уступки со стороны Москвы. Во-первых, это стремление обеспечить не просто хорошие, а партнерские отношения с Турцией и ее лидером Реджепом Эрдоганом. Ведь именно он привез новые предложения по урегулированию в Москву, где Владимир Путин официально поддержал эту идею. Да, у нас сохраняются разногласия с турками по части отдельных торговых и экономических соглашений. Но Анкара - один из важнейших акторов не только в сирийском урегулировании, но и в определении ситуации на всем Ближнем Востоке.

У Турции сегодня - своеобразное положение. С одной стороны, эта страна - член НАТО, и вместе с альянсом продолжает политику санкций против России. А также обвиняет РФ в том, что она «покрывает кровавый режим Башара Асада». Но без Турции и Ирана Москве не добиться успешного продолжения «астанинского процесса», направленного на урегулирование в САР. Именно эти три страны вырабатывают основную его платформу.

Кремль посылает своеобразный месседж Трампу: несмотря на недавний американский ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат, Россия по-прежнему настроена на сотрудничество с США при урегулировании в Сирии.

Еще одна причина «уступчивости» Москвы - налаживание новых отношений с Соединенными Штатами. После встречи с Путиным Реждеп Эрдоган 17-18 мая отправится с официальным визитом в Вашингтон, на встречу с Дональдом Трампом. Таким образом, Кремль посылает своеобразный месседж Трампу: несмотря на недавний американский ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат, Россия по-прежнему настроена на сотрудничество с США при урегулировании в Сирии. В Кремле помнят, что процесс организации встречи Путина и Трампа находится в самом разгаре, и, по мнению многих, в ближайшие недели этот саммит все же состоится.

Таким образом, согласие Москвы на создание «зон безопасности» в Сирии - это явный сигнал о стремлении наладить сотрудничество со всеми внешними игроками, задействованными в разрешении острейшего кризиса. Мне кажется, этот шаг позволит также усилить позиции Дамаска как в переговорном процессе, так и внутри своей страны.

Некоторые эксперты считают: с помощью четырех «зон безопасности» в разных точках Сирии Запад попытается остановить продвижение войск Асада вглубь страны. А также создать «зоны передышки» для террористических группировок. Лично я не думаю, что это такой «коварный план Запада». Уверен, что российские военные и аналитики детально изучили и текущую обстановку в САР, и предложения партнеров. Если бы в них нашелся хоть малейший подвох, то Россия просто отказалась бы от этого - как многократно делала это раньше. Ведь в Кремле помнят, как РФ в 2011-м не стала блокировать резолюцию ООН по созданию бесполетной зоны в Ливии. В итоге коалиция НАТО воспользовалась этим, чтобы свалить режим Каддафи, что в итоге привело к хаосу в этой стране.

Наше согласие на создание в Сирии «зон безопасности» под контролем ООН не означает, что в случае несоблюдения кем-то из партнеров условий игры или какого-то форс-мажора мы не сможем от этого соглашения отказаться.

Сейчас Москва, Анкара и Тегеран начинают скрупулезную работу над созданием «зон безопасности», и она будет вестись с привлечением Дамаска, где ситуацию в стране знают досконально. Думаю, в эти зоны будут привлечены какие-то международные силы - возможно, российские войска или военные наблюдатели ООН (так называемые «белые каски»). Санкцию на создание таких зон, в конечном счете, будет давать Совет безопасности ООН. Думаю, что эта операция будет проведена под неусыпным международным контролем, с учетом интересов Сирии. В этих условиях почти нереально организовать какой-то подвох, способный, например, остановить наступление армии Асада на позиции террористов.

К тому же наше согласие на создание в Сирии «зон безопасности» под контролем ООН не означает, что в случае несоблюдения кем-то из партнеров условий игры или какого-то форс-мажора мы не сможем от этого соглашения отказаться. По сути, Москва сохраняет пространство для маневра. Ситуация в Сирии меняется даже не каждую неделю, а каждый день, а то и ежечасно. Допустим, после ракетного обстрела Сирии американцами многие полагали, что столкновение РФ и США едва ли не неизбежно. Но радикальных изменений ситуации после этого не произошло - в Москве четко держат руку на пульсе и не поддаются на провокации. Или, по крайней мере, понимают, чем вызваны такие «резкие движения» Трампа.

Сегодня в Кремле четко представляют себе ситуацию, свои возможности и то, какими вещами мы можем поступиться в игре с Америкой и Турцией. Так что создание «зон безопасности» никак не ударит ни по нашим интересам, ни по интересам Сирии. Мы лишь показываем, что готовы сотрудничать со всеми, кто желает скорейшего разрешения сирийского кризиса.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии