Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

9 мая как сверхприбыльный бизнес

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform В преддверии великого праздника в магазинах традиционно выставляется всевозможная военная атрибутика и символы Победы. «Общественный контроль» узнал, насколько выгоден бизнес на патриотизме

Как продают патриотизм?

Случайно наткнувшись во «ВКонтакте» на группу «Товары к 9 мая! Легкий заработок», удивилась стоимости праздничной символики. Пилотки со звездой - по 88 рублей, 100 метров георгиевской ленты - 380 рублей, значки с георгиевской лентой - по 20 рублей, маленькие флажки - по 8 рублей, большие флаги - 115-150 рублей, при этом российский триколор с гербом дешевле, чем знамя с серпом и молотом.

«Победные» наклейки на авто - легкий бизнес. Если стоимость печати на клейкой ленте 1 кв. метр стоит в районе 400 рублей, то продать готовые наклейки можно за 3 000 рублей. То есть прибыль - 750%.

Это цены для оптовиков. В розничной продаже символика ко Дню Победы в разы, вернее - в десятки раз дороже. К примеру, в гипермаркетах «О’Кей» те же пилотки со звездой стоят по 299 рублей, маленькие флаги - по 29,99 рубля, значки с георгиевской лентой - по 99,99 рубля. По карте эти товары обойдутся на 20-50% дешевле, но накрутки на них все равно выходят колоссальные. Что уж говорить о торговцах, предлагающих военную атрибутику и символы 9 Мая на улицах, в местах празднования?!

Продаются в «О’Кее» и фоторамки на держателе для акции «Бессмертный полк» размером 21 на 30 см. Стоят они по 229 рублей. Фотоателье Петербурга изготовят штендеры тех же размеров с фотографиями ваших предков, участвовавших в Великой Отечественной войне, за 500 рублей и больше.

В последние годы пользуются огромным спросом и наклейки на автомобили из серии «Спасибо деду за Победу!», «Я помню, я горжусь!» или «Никто не забыт, ничто не забыто!». Житель Томска Александр Ефимов в прошлом году рассказал в соцсетях о бизнесе по продаже виниловых наклеек к 9 мая, который позволяет заработать за майские праздники сотни тысяч рублей при минимальных вложениях. В 2014 году вместе с другом он создал в бесплатном фоторедакторе шаблоны наклеек на заднее стекло автомобиля, распечатал в местной типографии 650 штук в трех вариантах размеров за 9 тысяч рублей и распродал их с накруткой 500%. За два дня Александр с другом заработали 106 тысяч рублей минус типографские расходы. Свой успех, но уже в более крупном размере, они повторили в 2015 году, а в 2016-м уже оформили франшизу на свой бизнес, ее стоимость - 2 999 рублей. Тем, кто ее приобретает, томичи обещают прибыль в 50-200 тысяч рублей, в зависимости от количества наклеек.

Идея с «победными» наклейками на авто быстро распространилась по России, поскольку это действительно легкий бизнес. Если стоимость печати на клейкой ленте 1 кв. метр стоит в районе 400 рублей, то продать готовые наклейки можно за 3 000 рублей. То есть прибыль - 750%. При этом схема распространения таких наклеек невероятно проста - накануне праздника они быстро расходятся с рук на оживленных перекрестках, автозаправках и парковках. Проблем с разрешениями и налогами, как говорят «наклеечные» предприниматели, пока не возникало.

Как символы Победы используют в маркетинговых целях?

Символы Победы, изображенные на различных товарах и рекламных плакатах, тоже стали отличным маркетинговым ходом. Несколько лет назад общественность возмущалась при виде крабовых палочек «Доблестные» в упаковке а-ля георгиевская ленточка, бутылок водки, украшенных этими лентами и банок пива с портретами ветеранов. Но использование патриотической символики в коммерческих целях продолжается.

Например, в этом году в сети фастфудов «Крошка картошка» ввели в меню блюдо под названием «Клубенек Победы» - это печеный картофель с тушенкой стоимостью 97 рублей. Это блюдо будет продаваться в сети с 1 по 10 мая и, по словам PR-директора «Крошки Картошки» Михаила Кудрявцева, ажиотаж, возникший в соцсетях вокруг «Клубенька Победы», - это «несустветная глупость».

«Ажиотаж это вызвало среди определенного контингента, и человек, который считает все связанное с 9 мая, негативным, - это определенная среда», - сказал Михаил Кудрявцев в интервью радиостанции «Говорит Москва».

В Краснодаре хозяин одной из пивных вывесил плакат, на котором «Родина-мать» держит в руке воблу, сообщая, что при покупке пива рыба идет в подарок.

После того как этот плакат стал гулять по соцсетям, Федеральная антимонопольная служба завела на индивидуального предпринимателя дело об административном правонарушении. Его обвинили в нарушении закона «О рекламе», «выразившемся в распространении рекламы пива с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на фасаде и боковой стене магазина».

А в Ульяновске «Родину-мать» использовали в рекламе торговых центров «Стройград» со слоганом «Хватит бухать, пора покупать». ФАС тоже привлекла владельца этого бизнеса, а по совместительству - депутата гордумы Артура Котельникова «за использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, а также сравнений и выражений».

Нашлись и такие перлы рекламных креативщиков.

Спекулируют на теме Победы даже ювелиры. Например, в этом году компания Caviar к 9 мая выпускает коллекционные модификации автомата Калашникова АК-47 и пистолета ТТ, украшенные золотом и гравировками. А завод «Императорский фарфор» выпустил к празднику специальную серию декоративных тарелок с поэтами Великой Отечественной войны. Сейчас их можно приобрести по 350 рублей.

Но формально бизнес на Дне Победы никаких законов не нарушает. Продают же христианскую символику. С патриотической - то же самое. Понятия совести, святости, памяти к рыночной экономике отношения не имеют. И если есть спрос, то будет и предложение. А тем, кому это не нравится, остается лишь голосовать рублем против псевдопатриотического китча.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр Луконин, историк-краевед, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии