Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Семнадцатый год рождения: Я старше Октябрьской революции и залпа «Авроры»

 Фото: Евгения Дылева Фото: Евгения Дылева Зоя Быкова родилась 10 мая 1917 года… Советской власти сочувствовала, но в партии не состояла. Пережила известные нам по книгам и учебникам, воспоминаниям и научным трудам события. Сыновей своих похоронила. Правда, в отношении старшего сына Юрия у нее есть надежда: может, жив... Они давно не общались - с тех пор, как Зоя Андреевна ушла из его дома в социальное учреждение

«У Юры не было возможности заботиться обо мне, - говорит Зоя Андреевна, - он инсульт перенес. И невестка тоже болеет». Она не в обиде на сына. Ее внучка Кира Грозная, приемная дочь младшего сына Анатолия - главный редактор журнала «Аврора».

Столетняя Зоя Андреевна Быкова пожимает плечами: что рассказывать, звезды так расположились - жила-жила и дожила до ста лет.

Семейные обстоятельства

Социальное учреждение, в котором Зоя Андреевна находится последние шесть лет, в этом году отмечает всего лишь 60-летие. «Мы на целую жизнь младше нашей ровесницы революции! А всего у нас на попечении более ста человек. Отпразднуем 25 мая свой юбилей достойно», - рассказала, встретив меня, старшая медсестра учреждения Галина Геннадьевна. И, листая бумаги, уточнила, что Зоя Андреевна поступила в дом, где живут пожилые и люди с инвалидностью, 4 апреля 2011 года. Навещают ее время от времени только вдова сына Анатолия с дочерью.

«Хочется, чтобы близкие чаще к ней приезжали, но в силу своей занятости они не могут. Родственники, возможно, расскажут о ней больше, чем она сама, - объяснила старшая медсестра. - Мы-то знаем о ней лишь по документам и ее рассказам. Образование среднее, работала бухгалтером. В 1941 году - на одном из лесоповальных заводов в Архангельской области, потом в Мурманске - в порту. В 1945 году переехала в Ленинград, была замужем, имела двоих сыновей, овдовела много лет назад, жила самостоятельно, работала, активно занималась спортом. До поступления к нам жила с сыном, но отношения с невесткой не сложились… Зоя Андреевна редко, но все же выходит на улицу».

Зоя Андреевна сидит на диване прямо, не выпуская из рук трость, в лице - спокойствие, в глазах - отражение всего, что было прежде - столетие. Она самая старшая из обитателей дома-интерната для пожилых и инвалидов в Стрельне.

«Родители… Они работали на лесопильном заводе, там было много лесопильных заводов, папа - машинистом, а мама - по линии профсоюзов. Когда не работали, отмечали праздники, первого мая устраивали демонстрации. Я уже сейчас мало что помню…»

Замуж вышла за моряка-радиста - Ивана Андриановича. «Он хорошо знал человека-легенду, лучшего советского подводника Великой Отечественной войны, Александра Маринеско, да и сам ходил на таких же подводных лодках, как “Счастливая щука”. После войны стал директором радиостанции в Балтийском морском пароходстве», - рассказала Зоя Андреевна.

Сыновья: Регистр СССР и торпедостроение

В семье Быковых было два сына. Оба - очень способные. Юру еще в школьную пору направили по обмену в Англию, он жил в семье английского лорда. Специально, по распоряжению горкома партии, ему шили для этой поездки костюмы - семья мальчика жила скромно, не могла позволить себе и меньшего. Удивил Юрий англичан тем, что вдохновенно читал Байрона и Шелли в оригинале. Об этой его поездке писали в «Ленинградской правде».

После окончания школы Юрий учился в ленинградской «Корабелке», диплом защищал на английском языке. С годами дослужился до главного инженера Регистра СССР - государственного учреждения, занимающегося техническим надзором за безопасностью плавания. Часто бывал в командировках. Родные с гордостью рассказывают о том, что по телевизору в новостях видели, как он прилетел в Лондон, и ему постелили ковровую дорожку… На пенсию ушел в годы перестройки.

Второй сын, Анатолий, 1944 года рождения, тоже окончил Кораблестроительный институт по специальности «торпедостроение». «Мы познакомились на испытаниях, - рассказывает вдова Анатолия Надежда Александровна. - Это был очень порядочный, надежный человек. Двадцать лет я была за ним замужем, и все эти годы мне было жалко всех женщин, потому что он не мог на них всех жениться. Двенадцать лет из двадцати мы ездили по командировкам, а когда вернулись, Толя стал главным конструктором в одном из закрытых учреждений - «почтовых ящиков», как их тогда называли. Характером муж в мать пошел, а трудолюбием - в отца. От мамы у него чувство долга и ответственность за других людей… В пятьдесят три года Толя трагически погиб - его сбила машина, когда он шел на работу».

Лыжи бабушки Зои и внучка - редактор «Авроры»

Она всегда выглядела на десять - пятнадцать лет моложе своего возраста. В свое время, как многие современницы, интересовалась белыми носочками и «шляпками-таблетками». Когда ей было уже за семьдесят, у Зои Андреевны «нарисовался» пятидесятилетний ухажер. Она всегда была очень активной - занималась спортом, гуляла в любую погоду, хорошо плавала, но главной ее страстью были лыжи - символ пути, преодоления и здоровья.

«У меня инвалидность, хоть я работаю, да и квартира маленькая, и если бы Зоя Андреевна жила со мной, ее не с кем было бы оставить, - говорит невестка Надежда. - Приезжаю сюда, в Стрельну, раз в месяц - чаще не получается…»

В Петербурге проживает более 1 млн 300 тысяч человек пенсионного возраста, а старше 100 лет - 300 с лишним человек

Таких, как Зоя Андреевна - столетних, в городе - 136 человек. А в целом демография такова: в Петербурге проживает более 1 млн 300 тысяч человек пенсионного возраста, а старше 100 лет - 300 с лишним человек. «Сто лет, - пожимает плечами Быкова. - Что с того, не моя же заслуга…»

Внучка Зои Андреевны, Кира Грозная, вспоминает: «В первый раз приехала к бабушке Зое, когда мне было лет восемь. Мамина мама, другая бабушка, меня баловала, а Зоя Андреевна сразу приучала к порядку. У нее все было строго, организованно, вовремя: завтрак, прогулки, чтение книг. Папа и Зоя Андреевна были очень друг к другу привязаны. Он звонил ей регулярно: утром, в обед и вечером, - готов был выслушивать все, что ее волновало».

«Однажды мы приехали к моей маме, - продолжает Надежда, - и я ей выказала свое недовольство (чем - уже и не помню), а Толя сказал: “Прекрати, им недолго осталось быть неправыми”. И в этом как нельзя лучше проявилось его отношение к собственной матери.

Кира Грозная - член Союза писателей Санкт-Петербурга, поэт и прозаик, кандидат психологических наук - не единственная внучка Зои Андреевны. Есть еще две родных внучки, и, к тому же, как говорят близкие, правнук, правнучка и праправнучка. Но никто из них бабушку не навещает…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, инженер-программист, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии