Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Как пенсионеров в Североморске обрекли на казенную старость

 Фото: Сергей Игумнов Фото: Сергей Игумнов Постояльцы североморского дома престарелых еще недавно хвастались знакомым, что живут как в Европе. Теперь же перед ними стоит угроза прозябать в нищенских условиях, а то и остаться даже без крыши над головой. Виной всему федеральные законодатели, традиционно изменившие нормы работы подобных учреждений без оглядки на регионы

В итоге людей лишили доходов от имущества и уже привычных услуг. А власти Заполярья оказались неспособны решить нежданные проблемы возмущенных стариков.

Новый статус - новые беды

До последнего времени Североморский специализированный дом престарелых был гордостью регионального министерства социального развития. Все здесь было по западному образцу: и свобода для постояльцев, и качественное медицинское обслуживание. Старики со всей области жили своеобразной общиной, но каждый был себе хозяином. Постояльцы сами готовили себе на кухне, выбирали, чем заниматься и как отдыхать, могли устроиться на работу. В общем - дом престарелых был чем-то средним между санаторием и гостиницей, а персонал лишь присматривал за стариками.

Теперь дом престарелых больше напоминает больницу со строгим режимом и трехразовым питанием. Вот только медицинское обслуживание при этом сошло на нет, да и другие приятные дополнения тоже.

Попадая туда, пенсионеры отдавали государству свое жилье. Если оно находилось в социальном найме, то квартира или комната передавалась на баланс муниципалитета, в котором до этого жил пожилой человек. Если же жилье было в собственности, то уходило на баланс области. При этом на оплату своих новых комнат пенсионеры получали субсидию.

Однако недавно кто-то наверху решил, что обитатели и персонал подобных учреждений живут слишком хорошо, поэтому на региональном уровне запретили предоставлять комнаты в найм в подобных учреждениях, а заодно сошли на нет и другие услуги.

- Власти некоторых регионов, таких как Коми и Московская область, вовсе отказались от таких заведений, - сообщила в интервью мурманским журналистам заместитель министра социального развития Светлана Виденеева. - Мы предлагали передать учреждение на баланс североморским властям, но они отказались, ссылаясь на отсутствие у муниципалитета средств на содержание.

Чтобы как-то сохранить дом престарелых и условия для его постояльцев, министерству пришлось сменить учреждению юридический статус. Оно превратилось в комплексный центр социального обслуживания со всеми плюсами и минусами подобного заведения. Теперь дом престарелых больше напоминает больницу со строгим режимом и трехразовым питанием. Вот только медицинское обслуживание при этом сошло на нет, да и другие приятные дополнения тоже.

- Кабинеты, где находились врачи и стояло очень хорошее медицинское оборудование, теперь закрыты, - жалуется обитательница дома Любовь Дюба. - У нас даже церковь закрыли! Более того, ушла основная часть старого персонала, а у нового не очень хорошо получается ладить со стариками.

75% за все

Но на все это можно было бы закрыть глаза, если бы постояльцев не лишили имевшихся у них льгот. Раньше они с субсидиями оплачивали свои комнаты и могли выбрать услуги, которые им нужны. Теперь же пожилым людям автоматически приходится отдавать за жизнь в учреждении 75% пенсии.

- На жизнь остается совсем небольшая сумма - 5 тысяч рублей, - сетует пожилая женщина. - В Петербург к сыну на могилу съездить не могу...

Часть постояльцев дома с новыми условиями уже смирились, но некоторые, в том числе и Любовь Дюба, решили отказаться от «казенной старости» и хотят вернуть когда-то отданное государству жилье.

Но оказалось, что для таких случаев не существует нормально проработанного механизма. Есть лишь различные постановления на региональном уровне, но законодательных прецедентов не было. Вот и приходится Любови Дюбе судиться.

Сначала она проиграла процесс с североморскими властями, пытаясь получить жилье от муниципалитета. Но поскольку прежняя квартира находилась у женщины в собственности, то суд в иске ей отказал. Теперь пожилая женщина судится с заполярным правительством, но здесь еще сложнее. Ее квартиру, официально подаренную несколько лет назад, давно получили другие люди, и они на полном основании являются ее хозяевами. У них никто не может ее отнять.

Сама Любовь Дюба уже согласна на любое жилье где угодно, лишь бы не возвращаться в опостылевший ей дом престарелых.

- В Североморске столько пустующих квартир, а в авиагородке и вовсе заброшенных, - вздыхает женщина. - Можно мне хотя бы самую маленькую, и только с сантехникой помочь, а дальше я уже сама.

Но, к сожалению, из-за отсутствия законодательного механизма принять такое решение никто не спешит.

Муниципалитету не нужны

Не лучше обстоит ситуация и у тех постояльцев, которые для того, чтобы переехать, вернули квартиры из социального найма. Среди них тоже есть те, кого не слишком устраивают новые условия. Одной из них стала пенсионерка Светлана Брегвадзе. В отличие от Любови Дюбы, у нее не было собственной квартиры, зато были две муниципальные комнаты в одной из коммунальных квартир Верхнетуломского. Устав от соседей-алкоголиков, женщина решила переехать в североморский дом престарелых взамен на свое жилье.

Раньше постояльцы дома были обеспечены всем и имели достойное качество жизни. После непродуманных решений властей всех уровней их существование превратилось в достаточно убогое выживание, а точнее - доживание.

Условия, существовавшие в заведении раньше, вполне устраивали пожилую женщину. Кроме того, она устроилась на работу в школьную столовую. Этих денег и пенсии Светлане Брегвадзе вполне хватало. Теперь нет. Злосчастные 75% за нахождение в заведении и отсутствие субсидии на коммунальные услуги ее совершенно не устраивают.

- Раньше нам полагалась субсидия, сумму которой указывали в квитанции, - объясняет женщина. - Но вдруг мы перестали получать счета. Вместо них нам стали вручать акты на оказание услуг. И мы остались без субсидий.

С помощью прокуратуры льготы удалось вернуть, но лишь до 1 января. И руководство требует от всех живущих в заведении заключать договор на новую форму обслуживания.

Светлана Брегвадзе сначала пыталась вернуть свои комнаты в Верхнетуломском, но дом, где она жила, сгорел, а на ремонт у муниципалитета нет денег. Пыталась женщина добиться жилья и у администрации Североморска. Но там ей отказали, впрочем, на вполне законных основаниях, ведь местная администрация от пенсионерки ничего не получала. А между тем, по словам обитателей заведения, руководство обещает по суду выселять отказывающихся заключать договор на новых условиях.

В региональном министерстве социального развития утверждают, что предлагали Светлане Брегвадзе разные варианты переселения, однако женщина отказалась. Также чиновники заявляют, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, на улице никто из стариков не останется.

Но, как бы то ни было, очевидно: раньше постояльцы дома были обеспечены всем (включая медицинские услуги по месту проживания) и имели достойное качество жизни. После непродуманных решений властей всех уровней их существование превратилось в достаточно убогое выживание, а точнее - доживание.

Фото Сергея Игумнова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, владелец небольшого салона красоты, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии